Методическая разработка «Формирование мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности»

Разделы: ОБЖ, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: мотивация к обучению


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (518 кБ)


В настоящее время мотивации на обучение основам безопасности жизнедеятельности у школьников сформированы плохо. Это связано с тем, что данный предмет не сдается как единый государственный экзамен и не принимается как профильный ни в одном вузе, даже на специальности «Безопасность жизнедеятельности».

Таким образом, настоящее время обострило противоречие между необходимостью формирования мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности у учащихся и недостаточной разработанностью эффективных форм и методов, повышающих интерес к получению жизненно необходимых знаний по этому предмету.

Слайд 2

Как мы пониманием, мотивация (от лат. moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования [1].

Слайд 3

Хорошие учителя – это всегда мастера мотивации.

Вот как описывают их учащиеся: «Занятия проходят интересно и разнообразно, мне постоянно приходится соображать», «Увлеченность учителя своим предметом меня просто заразила», «занятия понравились, потому что нужно было не просто слушать, а активно работать». Приятно, не правда ли?

Ставя цель развития мотивации учения, необходимо быть внимательным и осторожным в общении с учащимися. Исключить из своего лексикона фразы-убийцы: «Так дело не пойдет!», «Об этом не нужно говорить вообще!», «На это у нас нет времени!», «Такого еще не бывало!», «Об этом ты не можешь судить!», «И до чего мы так дойдем!», «Это несерьезно!», «Можешь мне поверить!», «Как ты до этого додумался?».

Слайд 4

Лидирующими факторами снижения мотивации являются:

  1. Не нравится учитель;
  2. Не нравится предмет из-за сложности знаний и неинтересных уроков;
  3. Не нравится оснащение кабинетов ОБЖ («голые стены и несколько таблиц»).

Можно сделать вывод, что очень многие аспекты обучения, в том числе и мотивация, связаны с личностью преподавателя и его собственной мотивацией на обучение школьников.

Слайд 5

Что же мы, уважаемые коллеги, используем для повышения собственной положительной мотивации к обучению у своих учеников?

  • современный наглядный материал;
  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
  • интерактивные методы обучения (деловые и ролевые игры, «мозговой штурм» и т.д.);
  • используем сочетание классических, инновационных, интерактивных методов обучения, совместно с имеющейся материально-технической оснащенностью кабинета;
  • проводим классические уроки;

Так вот, статистические данные большинства подмосковных школ по результатам анкетирования, получились следующими:

Слайд 6

  • Лишь 60% педагогов используют в своей работе современный наглядный материал.
  • Чуть меньше половины учителей (46,7%) применяют на своих уроках информационно-коммуникационные технологии.
  • Уроки с использованием интерактивных методов обучения (деловые и ролевые игры, «мозговой штурм» и т.д.) проводят 53,3% преподавателей.
  • Сочетают классические, инновационные, интерактивные методы обучения 53,3% учителей.
  • 46,7% педагогов проводят классические уроки.

Как быть?

Вечным бичом школы является скука, причины которой различные, но в основе одна – однообразие и монотонность. Каким образом учитель может добиться того, чтобы обучаемые были внимательны и сосредоточенны?

Опыт показывает, что подходящим средством для того, чтобы поддерживать необходимую напряженность процесса обучения, является изменение формы общения.

Слайд 7

Под формами общения понимаются виды и способы группирования обучаемых на занятиях.

Необходимо практиковать работу:

  • со всем классом: реферат, беседа с преподавателем, обсуждение, презентация;
  • с малой группой: 3-7 обучаемых работают над одним заданием, решение которого затем обсуждается всем классом;
  • в парах: двое учащихся обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом;
  • индивидуальную: каждый обучаемый индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных [2].

Обучаемые рассматривают разнообразие как что-то приятное. Во время однообразной деятельности быстро падает внимание, и, наоборот, он повышается, когда сообщается новая информация, решаются новые препятствия. Поэтому нужно регулярно изменять учебную ситуацию.

Слайд 8

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

  • Пассивные методы.
  • Активные методы.
  • Интерактивные методы [3].

Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.

Пассивный метод  – это форма взаимодействия учащихся и учителя, где учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися на пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д.

С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала, пассивный метод считается >самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы.

Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным. В некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция – самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет [4].

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и ученики здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Если в пассивном уроке основным действующим лицом урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов [5].

Интерактивный метод. («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Слайды 9-10

Наиболее распространенными являются следующие типы нестандартных уроков:

01. Урок, который ведут учащиеся

02. Урок — пресс-конференция.

03. Урок-соревнование.

04. Театрализованный урок.

05. Урок-консультация.

06. Компьютерный урок.

07. Урок с групповыми формами работы.

08. Урок взаимообучения учащихся.

09. Урок творчества.

10. Урок-зачет.

11.  Урок — творческий отчет.

12. Урок-конкурс.

13. Бинарный урок.

14. Урок обобщение.

15. Урок-«суд».

16. Урок-конференция. 

17. Урок-семинар.

18. Урок — «круговая тренировка».

19. Межпредметный урок.

20. Урок-путешествие.

21. Урок-экскурсия.

22.Урок-викторина

23.Урок — деловая игра.

24.Урок – ролевая игра

25.Урок - игра КВН. 

26.Урок-игра «Своя игра».

27.Урок-игра «Поле чудес».

28.Урок-игра «Что? Где? Когда?» (Брейн-ринг)

Среди всего разнообразия форм нестандартных уроков, активизирующих познавательную деятельность школьников, повышающих их интерес к изучаемому предмету, особо выделяются уроки, проводимые в форме игр.

Многие методисты и психологи считают очень эффективным методом обучения – игру.

Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, мелодику, ритм, фантазию и эмоции – правое.

Слайд 11

Хотелось бы также отметить, что человек запоминает только 10% из того, что он читает, 20% из того, что он слышит, 30% из того, что он видит. Но он запоминает 70% из того, что он говорит сам и 90% из того, что он сам делает [6].

Таким образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, а также игра способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях.

Даже самые пассивные учащиеся включаются в игры с большим желанием. Увлекаясь, ребята не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто не реагировал бы на урок.

Хочу предложить вашему вниманию наиболее интересные интерактивные методы и приемы обучения:

Слайд 12

1. ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ

На доске линия, на которой обозначаются этапы изучения темы, формы контроля; проговариваются самые важные периоды, требующие от детей стопроцентной самоотдачи, находятся уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

Слайд 13

2. ФИШБОУН (РЫБНЫЙ СКЕЛЕТ)

Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятия, хвост – ответ на вопрос.

! Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Пример: Изучаемая тема в 5 классе «Безопасность в повседневной жизни».

  • голова «рыбы» – С какими опасными  ситуациями  мы  можем встретиться в повседневной жизни?
  • верхние косточки – (учащиеся перечисляют): опасные  ситуации техногенного характера, опасные  ситуации техногенного характера, опасные ситуации техногенного характера.
  • нижние косточки  – (раскрывают суть понятий):

Опасные ситуации техногенного характера возникают при общении человека с техникой и различными техническими устройствами.

К ним можно отнести опасные ситуации на дорогах, опасные ситуации при обращении с огнём и различными бытовыми приборами.

Опасные ситуации природного характера возникают из-за невнимательного отношения человека к особенностям природных условий в регионе его проживания, из-за на­рушения правил поведения в природных условиях в различное время года.

Опасные ситуации социального характера связаны с нарушениями людьми правил общественной безопасности и общественного порядка

  • хвост – (отвечают на вопрос): В повседневной жизни  можем встретиться со следующими опасными ситуациями: ДТП, пожары, нарушения правил безопасности во время опасных погодных условий (гроза, гололед и т.д.), столкновение с антисоциальным поведением: воровство, пьянство, хулиганство и т.д.

Слайд 14

3. КЛАСТЕР

Так называется графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними.

Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося. Он подойдет и на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока.

Слайд 15

4. ЛОВИ ОШИБКУ

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок.

Например, (ОБЖ 7 класс): К ЧС гидрологического характера относятся наводнения, сели, цунами с описанием этих явлений.

Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Слайд 16

5. РЕСТАВРАЦИЯ

Учащиеся получают текст, рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо заполнить “пробелы”.

Прием возможно использовать на любом этапе урока и в качестве домашнего задания.

Пример: тема: «Ориентирование на местности», 6 класс.

При ориентировании по местным предметам можно использовать следующие их признаки: с ________________ стороны кора одиночно стоящих деревьев грубее, чем с _______________стороны; стволы сосен после дождя чернеют с ____________стороны; мхи и лишайники обильнее покрывают ______________ сторону деревьев, камней, пней; смола на хвойных деревьях сильнее выступает с _________________ стороны; северная часть муравейника располагается с ________________ стороны деревьев.

Слайд 17

6. АУКЦИОН

По аналогии с настоящим аукционом, «Лот» - объект. Идет его продажа - кто больше знает об объекте, тот его и «покупает». Лоты могут быть в виде загадок, ребусов. Готовят их заранее ученики. Все по - очереди продают свой объект.

Пример: Природная ЧС метеорологического характера, 7 класс – смерч.

Возможные лоты: определение, характеристика, одно из первых упоминаний о смерче на Руси, смерчи на территории РФ, в Московской области, масштабы разрушений и т.д.

Соответственно мотивация – чем больше «покупок»,тем больше балов зарабатывает участник за урок.

Слайд 18

См. продолжение статьи