В настоящее время мотивации на обучение основам безопасности жизнедеятельности у школьников сформированы плохо. Это связано с тем, что данный предмет не сдается как единый государственный экзамен и не принимается как профильный ни в одном вузе, даже на специальности «Безопасность жизнедеятельности».
Таким образом, настоящее время обострило противоречие между необходимостью формирования мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности у учащихся и недостаточной разработанностью эффективных форм и методов, повышающих интерес к получению жизненно необходимых знаний по этому предмету.
Слайд 2
Как мы пониманием, мотивация (от лат. moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования [1].
Слайд 3
Хорошие учителя – это всегда мастера мотивации.
Вот как описывают их учащиеся: «Занятия проходят интересно и разнообразно, мне постоянно приходится соображать», «Увлеченность учителя своим предметом меня просто заразила», «занятия понравились, потому что нужно было не просто слушать, а активно работать». Приятно, не правда ли?
Ставя цель развития мотивации учения, необходимо быть внимательным и осторожным в общении с учащимися. Исключить из своего лексикона фразы-убийцы: «Так дело не пойдет!», «Об этом не нужно говорить вообще!», «На это у нас нет времени!», «Такого еще не бывало!», «Об этом ты не можешь судить!», «И до чего мы так дойдем!», «Это несерьезно!», «Можешь мне поверить!», «Как ты до этого додумался?».
Слайд 4
Лидирующими факторами снижения мотивации являются:
- Не нравится учитель;
- Не нравится предмет из-за сложности знаний и неинтересных уроков;
- Не нравится оснащение кабинетов ОБЖ («голые стены и несколько таблиц»).
Можно сделать вывод, что очень многие аспекты обучения, в том числе и мотивация, связаны с личностью преподавателя и его собственной мотивацией на обучение школьников.
Слайд 5
Что же мы, уважаемые коллеги, используем для повышения собственной положительной мотивации к обучению у своих учеников?
- современный наглядный материал;
- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
- интерактивные методы обучения (деловые и ролевые игры, «мозговой штурм» и т.д.);
- используем сочетание классических, инновационных, интерактивных методов обучения, совместно с имеющейся материально-технической оснащенностью кабинета;
- проводим классические уроки;
Так вот, статистические данные большинства подмосковных школ по результатам анкетирования, получились следующими:
Слайд 6
- Лишь 60% педагогов используют в своей работе современный наглядный материал.
- Чуть меньше половины учителей (46,7%) применяют на своих уроках информационно-коммуникационные технологии.
- Уроки с использованием интерактивных методов обучения (деловые и ролевые игры, «мозговой штурм» и т.д.) проводят 53,3% преподавателей.
- Сочетают классические, инновационные, интерактивные методы обучения 53,3% учителей.
- 46,7% педагогов проводят классические уроки.
Как быть?
Вечным бичом школы является скука, причины которой различные, но в основе одна – однообразие и монотонность. Каким образом учитель может добиться того, чтобы обучаемые были внимательны и сосредоточенны?
Опыт показывает, что подходящим средством для того, чтобы поддерживать необходимую напряженность процесса обучения, является изменение формы общения.
Слайд 7
Под формами общения понимаются виды и способы группирования обучаемых на занятиях.
Необходимо практиковать работу:
- со всем классом: реферат, беседа с преподавателем, обсуждение, презентация;
- с малой группой: 3-7 обучаемых работают над одним заданием, решение которого затем обсуждается всем классом;
- в парах: двое учащихся обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом;
- индивидуальную: каждый обучаемый индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных [2].
Обучаемые рассматривают разнообразие как что-то приятное. Во время однообразной деятельности быстро падает внимание, и, наоборот, он повышается, когда сообщается новая информация, решаются новые препятствия. Поэтому нужно регулярно изменять учебную ситуацию.
Слайд 8
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
- Пассивные методы.
- Активные методы.
- Интерактивные методы [3].
Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, где учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися на пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д.
С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала, пассивный метод считается >самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы.
Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным. В некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция – самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет [4].
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и ученики здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Если в пассивном уроке основным действующим лицом урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.
Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов [5].
Интерактивный метод. («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Слайды 9-10
Наиболее распространенными являются следующие типы нестандартных уроков:
01. Урок, который ведут учащиеся
02. Урок — пресс-конференция.
03. Урок-соревнование.
04. Театрализованный урок.
05. Урок-консультация.
06. Компьютерный урок.
07. Урок с групповыми формами работы.
08. Урок взаимообучения учащихся.
09. Урок творчества.
10. Урок-зачет.
11. Урок — творческий отчет.
12. Урок-конкурс.
13. Бинарный урок.
14. Урок обобщение.
15. Урок-«суд».
16. Урок-конференция.
17. Урок-семинар.
18. Урок — «круговая тренировка».
19. Межпредметный урок.
20. Урок-путешествие.
21. Урок-экскурсия.
22.Урок-викторина
23.Урок — деловая игра.
24.Урок – ролевая игра
25.Урок - игра КВН.
26.Урок-игра «Своя игра».
27.Урок-игра «Поле чудес».
28.Урок-игра «Что? Где? Когда?» (Брейн-ринг)
Среди всего разнообразия форм нестандартных уроков, активизирующих познавательную деятельность школьников, повышающих их интерес к изучаемому предмету, особо выделяются уроки, проводимые в форме игр.
Многие методисты и психологи считают очень эффективным методом обучения – игру.
Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, мелодику, ритм, фантазию и эмоции – правое.
Слайд 11
Хотелось бы также отметить, что человек запоминает только 10% из того, что он читает, 20% из того, что он слышит, 30% из того, что он видит. Но он запоминает 70% из того, что он говорит сам и 90% из того, что он сам делает [6].
Таким образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, а также игра способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях.
Даже самые пассивные учащиеся включаются в игры с большим желанием. Увлекаясь, ребята не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто не реагировал бы на урок.
Хочу предложить вашему вниманию наиболее интересные интерактивные методы и приемы обучения:
Слайд 12
1. ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ
На доске линия, на которой обозначаются этапы изучения темы, формы контроля; проговариваются самые важные периоды, требующие от детей стопроцентной самоотдачи, находятся уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.
Слайд 13
2. ФИШБОУН (РЫБНЫЙ СКЕЛЕТ)
Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятия, хвост – ответ на вопрос.
! Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Пример: Изучаемая тема в 5 классе «Безопасность в повседневной жизни».
- голова «рыбы» – С какими опасными ситуациями мы можем встретиться в повседневной жизни?
- верхние косточки – (учащиеся перечисляют): опасные ситуации техногенного характера, опасные ситуации техногенного характера, опасные ситуации техногенного характера.
- нижние косточки – (раскрывают суть понятий):
Опасные ситуации техногенного характера возникают при общении человека с техникой и различными техническими устройствами.
К ним можно отнести опасные ситуации на дорогах, опасные ситуации при обращении с огнём и различными бытовыми приборами.
Опасные ситуации природного характера возникают из-за невнимательного отношения человека к особенностям природных условий в регионе его проживания, из-за нарушения правил поведения в природных условиях в различное время года.
Опасные ситуации социального характера связаны с нарушениями людьми правил общественной безопасности и общественного порядка
- хвост – (отвечают на вопрос): В повседневной жизни можем встретиться со следующими опасными ситуациями: ДТП, пожары, нарушения правил безопасности во время опасных погодных условий (гроза, гололед и т.д.), столкновение с антисоциальным поведением: воровство, пьянство, хулиганство и т.д.
Слайд 14
3. КЛАСТЕР
Так называется графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними.
Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося. Он подойдет и на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока.
Слайд 15
4. ЛОВИ ОШИБКУ
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок.
Формирует:
- умение анализировать информацию;
- умение применять знания в нестандартной ситуации;
- умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок.
Например, (ОБЖ 7 класс): К ЧС гидрологического характера относятся наводнения, сели, цунами с описанием этих явлений.
Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Слайд 16
5. РЕСТАВРАЦИЯ
Учащиеся получают текст, рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо заполнить “пробелы”.
Прием возможно использовать на любом этапе урока и в качестве домашнего задания.
Пример: тема: «Ориентирование на местности», 6 класс.
При ориентировании по местным предметам можно использовать следующие их признаки: с ________________ стороны кора одиночно стоящих деревьев грубее, чем с _______________стороны; стволы сосен после дождя чернеют с ____________стороны; мхи и лишайники обильнее покрывают ______________ сторону деревьев, камней, пней; смола на хвойных деревьях сильнее выступает с _________________ стороны; северная часть муравейника располагается с ________________ стороны деревьев.
Слайд 17
6. АУКЦИОН
По аналогии с настоящим аукционом, «Лот» - объект. Идет его продажа - кто больше знает об объекте, тот его и «покупает». Лоты могут быть в виде загадок, ребусов. Готовят их заранее ученики. Все по - очереди продают свой объект.
Пример: Природная ЧС метеорологического характера, 7 класс – смерч.
Возможные лоты: определение, характеристика, одно из первых упоминаний о смерче на Руси, смерчи на территории РФ, в Московской области, масштабы разрушений и т.д.
Соответственно мотивация – чем больше «покупок»,тем больше балов зарабатывает участник за урок.
Слайд 18