Разработка учебного занятия в форме заседания научного клуба младших школьников на основе системы учебников «Перспективная начальная школа». Тема: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)» (второе заседание клуба «Мы и окружающий мир»)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир, младшие школьники, УМК «Перспективная начальная школа»


Задачи урока:

  • выявить свойства льда;
  • вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;
  • обсудить с обучающимися вопросы практического применения знаний о свойствах воды;
  • подготовить доклад о свойствах льда для бесед с первоклассниками;
  • развивать у обучающихся способность наблюдать, рассуждать, делать выводы и обобщения.

Учебно-методическое обеспечение: учебник по окружающему миру, 3 класс, часть 1; хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ; образцы льда, стаканчики с водой, молоточки, памятки «Правила безопасности при проведении опытов»; индивидуальные планшеты, компьютер с выходом в Интернет.

УУД:

Познавательные:

  • извлекать информацию из практической работы; выявлять сущность, особенности объектов; уметь на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель на уроке, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать, осуществлять контроль и самооценку.

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию, уметь договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Председатель заседания (помощники и приглашённые гости): председатель ученик(ца) 3-го класса.

Задание для всех присутствующих: подготовить доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками.

Вступительное слово учителя. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок с отличного настроения! Открываем второе заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир», председателем которого сегодня буду я.

Председатель предлагает записать тему заседания «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)» и обсудить план работы, а также регламент.

Председатель говорит о задании для всех присутствующих: приготовить доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками. Обсуждаем план проведения каждого опыта. Проводим опыты и на основании опытов определяем свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда). Выводы записываем в тетради для самостоятельной работы (задание № 36). Подводим итоги.

Председатель предлагает для проведения опытов распределиться по группам. Повторяем правила работы в группе.

Рассматриваем рисунок на с. 68 учебника: Что необходимо для проведения первого опыта? Какие действия нужно выполнить? Для проведения первого опыта? (доска, лёд, молоточек).

Нужно попробовать разбить молоточком кусочек льда. Повторяем правила безопасности при проведении опытов.

Проводится первый опыт в группах: дети дотрагиваются до льда пальцами, стучат по льдинке молоточком.

Председатель интересуется результатами опыта: Что вы наблюдали при проведении опыта? Что происходит со льдом, который находится в тёплой комнате? Что вы ощущали? (В тёплой комнате лёд тает, когда к нему прикоснёшься пальцами, то чувствуешь, что он скользкий, холодный, а когда стукнули по кусочку льда молоточком, то он легко рассыпался. Значит, лёд хрупкий.)

Председатель предлагает сравнить наблюдения с наблюдениями Миши (с.68 учебника). Читаем текст и приходим к выводу, что наблюдения детей полностью совпадают с наблюдениями Миши. Делаются выводы: в тёплом помещении лёд нагревается, тает и превращается в воду; лёд холодный, скользкий, хрупкий. Заранее подготовленный ученик рассказывает о том, когда и при каких условиях вода превращается в лёд. Поверхность льда гладкая и скользкая. Гололёд – опасное для людей явление неживой природы. Можно поскользнуться, упасть и получить травму.

Заранее подготовленный ученик: «О безопасном поведении на улице во время гололёда». Предлагаем обсудить и составить памятку «Правила безопасного поведения на улице во время гололёда». В гололёд в школу лучше выходить пораньше, чтобы идти осторожнее, медленнее. Идти нужно, наступая на всю подошву, не торопясь. Школьный рюкзак лучше закрепить за спиной, а руки держать свободными. Дорогу переходить в гололёд нужно особенно внимательно: ведь водителю на скользкой дороге труднее управлять машиной. Машину может занести, и водитель не сможет остановить её даже у «зебры», своевременно нажав на тормоза. Рассказываем о том, что информация о том, что лёд скользкий, помогали в давние времена в борьбе с врагами. Крепости, как правило, были защищены от врагов рвами с водой. Зимой, когда неприятель всё же подходил к крепости, защитники поливали водой стены крепости. По ледяной стене взобраться вверх было невозможно. Помогаем детям понять: первый опыт говорит о том, что лёд – это твёрдое тело.

Председатель просит привести примеры использования свойства льда человеком: Люди используют это свойство льда для того, чтобы зимой передвигаться по замёрзшим водоёмам на транспорте и пешком. Особенно это важно в местах, далёких от железных дорог, где по ледяным трассам мощные грузовики возят грузы. Свойства льда как твёрдого тела используются и на стадионах, школьных дворах, где зимой заливают большие ледяные площадки (катки) для занятий спортом.

Председатель просит прочитать на с.70 учебника задания для второго опыта. Проводится второй опыт: бросают кусочки льда в воду и наблюдают, тонет ли лёд в воде или плавает. Делается вывод: лёд в воде не тонет.

Председатель предлагает заранее подготовленному ученику рассказать, почему лёд в воде не тонет? Лёд в воде не тонет, потому что он легче воды. Это свойство воды очень важно для живой природы. Благодаря этому свойству водоёмы, которые зимой покрываются слоем льда, не промерзают до самого дна. Если бы лёд был тяжелее воды, он опускался бы с поверхности на дно и постепенно заполнил бы собой весь водоём. Всему живому в водоёме грозила бы гибель.

Председатель просит прочитать на с.71 учебника задания для третьего опыта. Проводится третий опыт: наблюдаем, можно ли через тонкую пластинку льда увидеть помещённый за ней цветной карандаш. Приходим к выводу: лёд бесцветен и прозрачен. Для закрепления нового материала предлагаем выполнить задания №36, 37 в Тетради для самостоятельной работы. В задании №36 дети записывают выводы по результатам опытов.

Председатель предлагает в группах обсудить контрольные вопросы 1-5 на с.71 учебника. 12 Помогаем подвести итог ответам на 5-й, наиболее трудный вопрос: снег – действительно одно из твёрдых состояний воды. Снег белый, непрозрачный, рыхлый, тает в тепле, плавает в воде.

Председатель предлагает составить доклад о свойствах льда для первоклассников. Предлагает желающим ученикам написать письмо в научный клуб. Домашнее задание: с. 68–71 учебника, вопросы 1-5 в конце параграфа; с. 41–46 хрестоматии, доклад «Свойства воды». На выбор.