Составители проекта:
Отинова-Гордеева Светлана Африкановна
социальный педагог
Гергерт Елена Анатольевна
педагог-психолог
Консультант проекта:
Козырева Светлана Зиферовна
онкопсихолог
директор МАОУ «СОШ № 81
Характеристика программы
«Будущее должно быть заложено в настоящем…»
Г.Лихтенберг
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.
Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Современные школы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшее общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы носят уже общественный характер.
В России от 3 до 8 миллионов человек потребляют наркотики, почти 2/3 из них молодёжь в возрасте до 30 лет. Наркотизация в России сопровождается такими негативными тенденциями, как, например, неуклонное омоложение современной российской наркомании, средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14 лет. За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей - в 42 раза.
Потребление ПАВ имеет негативные, социально-экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом.
Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально-психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровьесберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ.
Программа профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде является основой системного подхода к организации работы по предупреждению детской нарко-алко-табако зависимости. Основная цель программы – недопущение употребления школьниками психоактивных веществ. Профилактика употребления ПАВ – это не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволяет ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.
На конференциях, совещаниях классных руководителей, на педсоветах регулярно заслушиваются сообщения о системах мер по профилактике злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних. Обсуждаются различные вопросы проведения мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией, Всемирному дню борьбы со СПИДом, Дню молодежи, Международному дню семьи.
В школе № 22 проводятся профилактические мероприятия на недопущение появления этого явления среди школьников. Во время предметных недель проводятся различные конференции, посвященные этой теме, беседы, дискуссии, деловые игры, квесты, тематические дискотеки, встречи с работниками правоохранительных органов, с врачами, психологами, известными и знаменитыми представителями общественности г. Перми. Организуется показ видеофильмов, кинофильмов для школьников, направленных на формирование здорового образа жизни.
Проводятся конкурсы сочинений, эссе, рисунков, плакатов, видеороликов, творческих поделок на тему профилактики.
Классные часы и общешкольные мероприятия: «Территория безопасности», «Здоровый образ жизни», «Я выбираю жизнь», «День здоровья». В рамках общественно-активной школы организуют социальные проекты по профилактике ПАВ.
Большое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта. Регулярно проводятся школьные соревнования по различным видам спорта. Ученики школы принимают активное участие в районных и зональных соревнованиях по разным видам спорта и регулярно занимают призовые места.
Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психоэмоциональных особенностей школьников, отсутствия свойства толерантности у 40% подростков, средовой адаптации учащихся. В реализации данной программы ученик является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.
Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе. Учащиеся школы, как всё молодое поколение России, переживают кризисную социально – психологическую ситуацию, когда разрушены прежние стереотипы поведения и ценностные ориентиры, а выработка новых происходит сложно и болезненно. Поэтому часто молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и находится под воздействием интенсивных стрессовых ситуаций. Отсюда опасность увлечения количества учащихся, подвергающихся вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркомании. А где наркотики, там преступления.
С этой целью разработана программа «Мы выбираем, здоровый образ жизни». Данная программа направлена на то, чтобы уберечь учащихся от вредных привычек, ведь статистические данные говорят о том, что если человека возрасте от 10 до 15 года отвратить от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет физически и нравственно здоровым увеличивается до 90 %.
Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение.
Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующие цели:
- содействие духовно-нравственному воспитанию подростков;
- формирование потребности вести здоровый образ жизни и стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение обучающихся в работу по профилактике наркомании.
Задачи, решаемые данной программой:
- Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению правам человека.
- Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ.
- Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива.
- Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.
- Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.
- Обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.
Программа «Мы выбираем, здоровый образ жизни» предусматривает работу всего коллектива школы, родительской общественности, органов системы профилактики и социальных партнеров. Профилактику мероприятий ПАВ в школе ранее проводили стихийно, одноразово в общем плане других воспитательных моментов и мероприятий и обычно это был заместитель директора по ВР и социальный педагог (если таковой имелся в школе), а сейчас это огромная полноценная работа всего педагогического коллектива и главным образом личная заинтересованность директора школы и родителей. В настоящий момент настолько значимая и огромная работа по первичной профилактике проводиться в городе Перми и в России целом. Здоровье России сегодня стоит на первом месте и этому уделяется огромное значение.
Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, активные профилактические мероприятия должны опираться прежде всего на общечеловеческие ценности, здоровый образ жизни, умение сказать НЕТ первой пробе употребления наркотиков, алкоголя и табака. Как гласит русская народная мудрость, «Учись доброму, так худое и на ум не пойдет».
Таким образом, стратегическим приоритетом профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на исправление, а на раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного потенциала. Следовательно цель профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.
Отсюда профилактика предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
- Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
- Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения;
- Внедрение в школе инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
- Развитие социально-поддерживающей инфраструктуры.
При организации первичной профилактики должны быть учтены следующие методические принципы:
- комплексный характер педагогической профилактики, т.е. вопросы предупреждения использования психоактивных веществ должны рассматриваться в системе всего воспитательного процесса школы;
- актуальность, т.е для каждого возраста закономерные этапы профилактики, связанные с возрастными аспектами наркотизма;
- опережающий характер, т.е не ждать, когда проблема зависнет над несовершеннолетним, а вести раннюю профилактику;
- конструктивно-позитивный характер, сказать подожди, нельзя трогать, это не эффективно и подросток в силу своей любопытности, обязательно сделает наоборот, а показать ему надо, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
- принцип запретной информации - полностью по максимуму исключается использование сведений, способных спровоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам (информация о специфических свойствах различных одурманивающих веществ, способах их применения).
Технологии профилактики употребления ПАВ в школе:
Профилактика зависимости от ПАВ использует разнообразные виды технологий - социальные, педагогические, психологические.
- Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.
Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:
- Информационно-просветительское направление (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие Интернет-ресурсы);
- Социально-поддерживающее направление (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);
- Организационно-досуговое направление (деятельность образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).
- Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.
В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие па адресные группы профилактики.
- Психологические технологии направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ.
Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в школе также является:
- развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ;
- формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни;
- создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей и задач
Реализация профилактики в школе осуществляется за счет - формирования у обучающихся и воспитанников негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.
Основой содержания профилактики является система представлений об употреблении ПАВ как многоаспектном социально - психологическом явлении, имеющем социокультурные корни. Исходя из этого, воспитание и обучение опираются на ценности отечественной и мировой культуры, способные выступать в качестве альтернативы идеологии субкультур, проповедующих использование ПАВ.
Для активной реализации профилактики ПАВ используются разнообразные технологии и формы воздействия на адресные группы. К ним относятся:
- интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы,
- воспитательная внеурочная работа (тренинговые занятия, ролевые и деловые игры, дискуссии, экскурсии, встречи, беседы),
- разработка и внедрение образовательных программ для профилактической работы с родителями.
Сроки и этапы реализации программы
Программа предусматривает поэтапный план реализации с сентября 2020 года по декабрь 2023 года.
I этап. Подготовительно-практический (диагностирующий) сентябрь 2020 – январь 2021 учебный год.
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск инновационных технологий, методов и способов обучения и воспитания. Изучение современных технологий. Анализ образовательной ситуации в школе, возможность применения программы профилактики употребления ПАВ.
II этап. Организационно-практический январь 2021г. – ноябрь 2023 у. г. Апробация и внедрение программы.
III этап. Обобщающий декабрь 2023 г. Обработка данных и анализ внедрения программы.
Этап |
Содержание |
Срок реализации |
Диагностирующий
|
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ. |
снтябрь-2020 - январь 2021уч.г |
Организационно-практический |
Цель: реализация антинаркотической работы в МАОУ «СОШ № 22» |
январь 2021г. – ноябрь 2023 у.г. |
Обобщающий |
Цель: |
Декабрь 2023 г. |
Направления деятельности
Направление |
Аудитория |
Краткое содержание |
Информационно - просветительское |
обучающиеся |
- оформление стендов в школе: |
Диагностическое |
обучающиеся |
- сбор информации о семьях, чьи родители злоупотребляют алкоголем, постановка их на школьный учет и на учет в КДН, где с такими семьями проводится определенная работа; |
Аналитическое |
обучающиеся |
Оказание психологической помощи несовершеннолетним, устранение причин и условий, вызывающих отклонения данного характера: |
Профилактическая работа по 3 основным направлениям |
||
Работа с детьми: |
|
- общая воспитательная педагогическая работа с детьми; |
Работа с педагогическим составом: |
|
подготовка учителей к ведению профилактической работы; организационно-методическая антинаркотическая работа. |
Работа с родителями: |
|
информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании; работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»); психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества; поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации). |