Образовательная программа детского объединения «Развивайка» (возраст обучающихся 6–7 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Пояснительная записка

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Освоение математической действительности наиболее эффективно, если оно происходит в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия для практического применения детьми знаний, полученных на занятиях математике.

Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих  игр, смекалок, головоломок, решение различных логических задач и лабиринтов  вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Кружковая развивающая  программа «Развивайка»  способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми и направлена на развитие познавательной активности,  логического мышления.

Отличительной особенностью программы является её комплексность. В программе объединены игры и  пособия для арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики.

Новизна программы заключается в том, что в ходе усвоения программы у обучающихся мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу для успешного формирования логического мышления и пространственного воображения, а конструкторско-практическая деятельность способствует закреплению основы в ходе практического использования математических знаний, повышает уровень осознанности изученного математического материала.

Цель: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи:

  • развивать математические понятия: пространственное расположение, форма, размер, толщина
  • формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, 
  • отрабатывать арифметический и геометрический навыки;
  • развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
  • воспитывать потребность  в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

Условия реализации содержания программы:

  • Изложение материала рассчитано на 1 год.
  • Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста: от 6 до 7 лет.
  • Работа по данному направлению ведется 1 раз в неделю по 30 минут, во второй половине дня  по четвергам. Всего в год планируется проведение 34 занятий.

Основные направления программы:

  • Ознакомление с геометрическими фигурами,телами
  • Определение величины.
  • Ориентировка во времени и в пространстве.
  • Решение логических задач.

Целевые ориентиры

К концу обучения по программе «Развивайка» у детей должны быть развиты:

  • арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
  • произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
  • основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
  • творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
  • навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
  • желание заниматься математической деятельностью.

К концу подготовительной к школе группы дети должны уметь:

  • понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
  • осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;
  • устанавливать смысловые связи между предметами;
  • выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче),  по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);
  • определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);
  • создавать постройки по рисунку, чертежу;
  • осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов  по цвету и форме;
  • делить  предметы, фигуры на несколько равных частей;
  • преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;
  • составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;
  • определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;
  • анализировать предметы по отдельным признакам;
  • сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
  • раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
  • решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
  • сравнивать  рисунок со схемой, с чертежом предмета;
  • составлять рисунки-схемы на основе своего рассказа;
  • создавать образ на основе рисунка-схемы;
  • составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный материал;
  • располагать предметы в заданной последовательности.
  • понимать задание и выполнять его самостоятельно;
  • проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы. 

Объектами контроля являются:

  • математические умения;
  • степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

Для контроля реализации программы определена текущая проверка выполняемой работы и ее оценка на каждом занятии.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема занятия

Содержание деятельности

Форма занятия

Сентябрь
3 неделя

Тема: Путешествие в мир знаков и символов
Цель: ознакомление детей с работой кружка.

Знакомство детей с основными направлениями работы.Вспомнить с детьми знаки-символы, что они обозначают, познакомить, чем мы будем заниматься на кружке, чему учиться.

Беседа, рассказ, игра

4 неделя

Конструирование из геометрических фигур.
Цель: введение детей в мир геометрических фигур.

Изготовление геометрической аппликации по образцу, по замыслу. (аппликации из различных геометрических фигур, фигур пособия «Вэй Той», БД.) Ориентирование на листе бумаги.Понятие аппликация, орнамент, симметрическое расположение

Практическое задание, анализ работ, обсуждение

Октябрь
1 неделя

Геометрия вокруг нас.
Цель: учить правильно называть весь объем свойств у предмета.

Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (верхний левый угол, центр и т.д.) Закрепить воссоздание геометрических фигур по их представлению, описанию, используя знаки-символы. (БД)

Практическое задание, игра, обсуждение.

2 неделя

Конструирование из геометрических фигур «Дом»
Цель: повторение геометрических фигур

Постройка дома по схемам к БД и пособия ВэйТой, изготовление аппликации «Дом» из различных геометрических фигур.

Практическая работа в парах, беседа, анализ, игра.

3 неделя

Многоугольники.
Цель: знакомство с понятием многоугольник.

Познакомить детей с тем, что так называются фигуры, у которых три, четыре и более углов.
Раскрашивание и повторение узора по клеточкам. Составление многоугольников из счётных палочек: сосчитай углы, стороны и назови их.

Рассказ, практическое задание, игра.

4 неделя

Конструирование из геометрических фигур: «Гусеница»
Цель: развитие умения классифицировать геометрические фигуры по 2 и более признакам. (БД, фигуры «Вый Той»)

Конструирование гусеницы по заданной схеме свойств фигур. Запись условными обозначениями получившейся гусеницы.

Игра, беседа, рассуждение, практическое задание.

Ноябрь
1 неделя

Лабиринт.
Цель: учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способов разложения фигур, кодирование информации.

Пройти лабиринт, находя знаки-символы геометрических фигур БД, кодирование входа и выхода из лабиринта. Создание детьми своего лабиринта.

Практическое задание, анализ, рассуждение, игра.

2 неделя

«Кондитерская фабрика»
Цель: развивать умение группировать блоки по двум-трём признакам.(*метод рекомендации к использ. демоснстрац. материала)

Разложить в 2 обруча «конфеты»(блоки) по данной педагогом схеме, используя знаки отрицания.

Практическое задание, беседа, рассуждение.

3 неделя

«Шерлок Холмс ищет преступника»
Цель: Закрепление умения детей способа декодирования. (*метод рекомендации к использ. демоснстрац. материала)

На карточки со знаками-символами выложить необходимый блок.

Игра, беседа, практическое задание.

4 неделя

«Волшебная дверь или что изменилось»
Цель: освоение детьми идеи видоизменения, трансформации.

Измять по одному или нескольким свойствам блоки при проходе через волшебную дверь. Уметь определять эти признаки.

Игра, рассуждение, анализ.

Декабрь
1 неделя

«Путешествие на поезде» (Палочки Кюизинера)
Цель: Развитие у детей количественных представлений.

Соотносить палочки с цифрами «Цвет и число»,
«Число и цвет», «Путешествие на поезде»

Беседа, выполнение практических заданий, игра.

2 неделя

Цифры.
Цель: развитие у детей количественных представлений.

«Как разговаривают числа», «О чем говорят числа».

Практические задания, игры.

3 неделя

«Поезда»
Цель: упражнять детей в количественном и порядковом счёте, пространственной ориентировке, освоение состава числа, различении цифр; развивать умение мыслить, рассуждать. (*1,91)

Составить поезд из палочек-вагонов от самого длинного до самого короткого. Перечислить цвета по порядку слева направо и наоборот. Пронумеровать вагоны своего поезда. Построить вокзал из указанных палочек.

Практическое задание. Конструирование. Игра.

4 неделя

«Пассажиры»
-закрепить знание математических знаков, через арифметические действия.
(*1, 86, упр.№32-35)

Используя палочки К., знаки +,- нужно рассадить пассажиров по вагонам.

Игровые упражнения.

Январь
3 неделя

«Логические задачки»
Цель: учить решать логические задачки на классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Решение логических заданий при помощи математических игр и пособий «Танграмм», «Блоки Дьенеша», «палочки Кюизинера», кубики Никитиной.

Беседа, игра.

4 неделя

«Найди ошибки»
Цель: учить сравнивать рисунок и схему, развивая воображение и наглядно-образное мышление.

По предложенным рисункам и схемам найти пары и заменить ошибки.

Практическое задание.

Февраль
1 неделя

«Счёт»
-умение решать математические загадки, используя пособие «палочки Кюизинера».

Сконструировать разные постройки, используя цветные палочки Кюизинера,

Практическое задание. Конструирование.

2 неделя

«Автотрасса»
-развитие умений выделять свойства в предметах, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.
(*1,20)

Построить город: дорожки для пешеходов и автомобилей, дома, транспорт.

Игра, практическое упражнение.

3 неделя

«Помоги муравьишкам»
Цель: развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.
(*1, 19)

Расселить фигуры-блоки по ячейкам.

Рассказ, игра, исправление ошибок.

4 неделя

«Необычное путешествие»
Цель: формировать системное мышление, развивать умение по части составлять целое.
(*2,51)

Путешествие в страну математики: решение логических задач, ребусов, задач-шуток

Игра, выполнение упр.

Март
1 неделя

Математическая викторина.
Цель: развивать умение использовать полученные знания в конкретных ситуациях.
(*2, 43)

Разделить детей на 2 команды и поочерёдно давать задания: состав чисел, соединить по точкам, решить примеры при помощи палочек К, найти цифру используя дорожку из геометрических фигур и т.д.

Игра, решение логических заданий, головоломок.

2 неделя

Ориентировка в пространстве.
Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять умение работать в тетради в клетку.

Используя игровые пособия «Танграмм», «Колумбово яйцо», выполнить задание по образцу, комментируя последовательность действий. Выполнить графический диктант.

Практическое задание. Игра, задание на закрепление.

3 неделя

Игра «Умники и умницы».
Цель: развитие умений пользоваться схемами и условными изображениями.(*2, 38)

Выполнение заданий: «По дорожкам к домикам», «Счётные палочки», «Состав числа», «Геометрические фигуры».

Практические задания.

4 неделя

Игра «Танграмм»
Цель: Изготовление набора для игры «Танграмм»

Работа с шаблонами к игре «Танграмм»

Рассказ, игра.

Апрель
1 неделя

Конструирование цифр из бумаги
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах на плоскости.

Выкладывание цифр из элементов танграмма

Практическая работа, анализ работ, игра.

2 неделя

Конструирование из бумаги: аппликации из элементов танграмма.
Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Выкладывание аппликаций из элементов танграмма.

Практическая работа, анализ работ, игра.

3 неделя

Конструирование из бумаги.
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах

Выкладывание аппликаций из элементов танграмма: узоры, дома, машины, природа.

Практическая работа, анализ работ, игра.

4 неделя

«Перевёртыши»
- продолжать учить составлять образы на основе рисунка-схемы, решать простые арифметические действия.

Решая примеры, найти соответствующие цветные палочки для создания рисунка.

Игра, практическое задание, беседа.

Май
1 неделя

«Путешествие в Антарктиду»
Цель: развивать мышление, сообразительность, смекалку, конструктивные умения, ориентацию на плоскости. (*4, 115)

Решение разнообразных заданий от пингвинят: счёт от 0 до 10 и обратно, игра «Кубики для всех», «логические задачки».

Рассказ, практическое задание, игра.

2 неделя

«Путешествие продолжается»
Цель: развитие конструктивных умений, сообразительности, ориентация на плоскости, арифметические навыки.
(*4, 117)

Необходимо найти ларец, соединив точки последовательно. Используя карты-схемы, линейки, найти места пересечения линий. Выложить фигуры собак из элементов игры «Кубики для всех».

Игра, практическое задание, решение логических задач.

3 неделя

«Ведём поиск белочек»
Цель: развивать умение пользоваться схемами и числовыми изображениями. Развивать логическое мышление, высказывать предположительный ход поисковых решений.
(*2, 40)

Решение разных логических заданий, используя ПК, БД, счётные палочки, танграмм.

Игра, рассуждения, решение логических заданий.

4 неделя

Развлечение «Математический КВН»
Цель: доставить радость детям в решении математических заданий.

Решение логических заданий.

Игра.

Литература

  1. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. – Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002.-95с.
  2. Касымова Л.Н., Каргина Н.С., Гуренкова Г.Н. Математика и логика в дошкольных учреждениях: Программа и методические рекомендации для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. - Ульяновск: УИПКПРО, 2003.-76
  3. Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: «Баласс», 1998. -160с.
  4. Математика от 3 до 7: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. Автор-составитель З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. - СПб.: «Детство-Пресс», 2001.-176 с.: Ил.