Пояснительная записка
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Освоение математической действительности наиболее эффективно, если оно происходит в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия для практического применения детьми знаний, полученных на занятиях математике.
Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение различных логических задач и лабиринтов вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Кружковая развивающая программа «Развивайка» способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми и направлена на развитие познавательной активности, логического мышления.
Отличительной особенностью программы является её комплексность. В программе объединены игры и пособия для арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики.
Новизна программы заключается в том, что в ходе усвоения программы у обучающихся мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу для успешного формирования логического мышления и пространственного воображения, а конструкторско-практическая деятельность способствует закреплению основы в ходе практического использования математических знаний, повышает уровень осознанности изученного математического материала.
Цель: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи:
- развивать математические понятия: пространственное расположение, форма, размер, толщина
- формирование элементов логической и алгоритмической грамотности,
- отрабатывать арифметический и геометрический навыки;
- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
- воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
Условия реализации содержания программы:
- Изложение материала рассчитано на 1 год.
- Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста: от 6 до 7 лет.
- Работа по данному направлению ведется 1 раз в неделю по 30 минут, во второй половине дня по четвергам. Всего в год планируется проведение 34 занятий.
Основные направления программы:
- Ознакомление с геометрическими фигурами,телами
- Определение величины.
- Ориентировка во времени и в пространстве.
- Решение логических задач.
Целевые ориентиры
К концу обучения по программе «Развивайка» у детей должны быть развиты:
- арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
- произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
- основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
- творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
- навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
- желание заниматься математической деятельностью.
К концу подготовительной к школе группы дети должны уметь:
- понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
- осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;
- устанавливать смысловые связи между предметами;
- выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);
- определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);
- создавать постройки по рисунку, чертежу;
- осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
- делить предметы, фигуры на несколько равных частей;
- преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;
- составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;
- определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;
- анализировать предметы по отдельным признакам;
- сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- сравнивать рисунок со схемой, с чертежом предмета;
- составлять рисунки-схемы на основе своего рассказа;
- создавать образ на основе рисунка-схемы;
- составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный материал;
- располагать предметы в заданной последовательности.
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Объектами контроля являются:
- математические умения;
- степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Для контроля реализации программы определена текущая проверка выполняемой работы и ее оценка на каждом занятии.
Календарно-тематическое планирование
Месяц |
Тема занятия |
Содержание деятельности |
Форма занятия |
Сентябрь |
Тема: Путешествие в мир знаков и символов |
Знакомство детей с основными направлениями работы.Вспомнить с детьми знаки-символы, что они обозначают, познакомить, чем мы будем заниматься на кружке, чему учиться. |
Беседа, рассказ, игра |
4 неделя |
Конструирование из геометрических фигур. |
Изготовление геометрической аппликации по образцу, по замыслу. (аппликации из различных геометрических фигур, фигур пособия «Вэй Той», БД.) Ориентирование на листе бумаги.Понятие аппликация, орнамент, симметрическое расположение |
Практическое задание, анализ работ, обсуждение |
Октябрь |
Геометрия вокруг нас. |
Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (верхний левый угол, центр и т.д.) Закрепить воссоздание геометрических фигур по их представлению, описанию, используя знаки-символы. (БД) |
Практическое задание, игра, обсуждение. |
2 неделя |
Конструирование из геометрических фигур «Дом» |
Постройка дома по схемам к БД и пособия ВэйТой, изготовление аппликации «Дом» из различных геометрических фигур. |
Практическая работа в парах, беседа, анализ, игра. |
3 неделя |
Многоугольники. |
Познакомить детей с тем, что так называются фигуры, у которых три, четыре и более углов. |
Рассказ, практическое задание, игра. |
4 неделя |
Конструирование из геометрических фигур: «Гусеница» |
Конструирование гусеницы по заданной схеме свойств фигур. Запись условными обозначениями получившейся гусеницы. |
Игра, беседа, рассуждение, практическое задание. |
Ноябрь |
Лабиринт. |
Пройти лабиринт, находя знаки-символы геометрических фигур БД, кодирование входа и выхода из лабиринта. Создание детьми своего лабиринта. |
Практическое задание, анализ, рассуждение, игра. |
2 неделя |
«Кондитерская фабрика» |
Разложить в 2 обруча «конфеты»(блоки) по данной педагогом схеме, используя знаки отрицания. |
Практическое задание, беседа, рассуждение. |
3 неделя |
«Шерлок Холмс ищет преступника» |
На карточки со знаками-символами выложить необходимый блок. |
Игра, беседа, практическое задание. |
4 неделя |
«Волшебная дверь или что изменилось» |
Измять по одному или нескольким свойствам блоки при проходе через волшебную дверь. Уметь определять эти признаки. |
Игра, рассуждение, анализ. |
Декабрь |
«Путешествие на поезде» (Палочки Кюизинера) |
Соотносить палочки с цифрами «Цвет и число», |
Беседа, выполнение практических заданий, игра. |
2 неделя |
Цифры. |
«Как разговаривают числа», «О чем говорят числа». |
Практические задания, игры. |
3 неделя |
«Поезда» |
Составить поезд из палочек-вагонов от самого длинного до самого короткого. Перечислить цвета по порядку слева направо и наоборот. Пронумеровать вагоны своего поезда. Построить вокзал из указанных палочек. |
Практическое задание. Конструирование. Игра. |
4 неделя |
«Пассажиры» |
Используя палочки К., знаки +,- нужно рассадить пассажиров по вагонам. |
Игровые упражнения. |
Январь |
«Логические задачки» |
Решение логических заданий при помощи математических игр и пособий «Танграмм», «Блоки Дьенеша», «палочки Кюизинера», кубики Никитиной. |
Беседа, игра. |
4 неделя |
«Найди ошибки» |
По предложенным рисункам и схемам найти пары и заменить ошибки. |
Практическое задание. |
Февраль |
«Счёт» |
Сконструировать разные постройки, используя цветные палочки Кюизинера, |
Практическое задание. Конструирование. |
2 неделя |
«Автотрасса» |
Построить город: дорожки для пешеходов и автомобилей, дома, транспорт. |
Игра, практическое упражнение. |
3 неделя |
«Помоги муравьишкам» |
Расселить фигуры-блоки по ячейкам. |
Рассказ, игра, исправление ошибок. |
4 неделя |
«Необычное путешествие» |
Путешествие в страну математики: решение логических задач, ребусов, задач-шуток |
Игра, выполнение упр. |
Март |
Математическая викторина. |
Разделить детей на 2 команды и поочерёдно давать задания: состав чисел, соединить по точкам, решить примеры при помощи палочек К, найти цифру используя дорожку из геометрических фигур и т.д. |
Игра, решение логических заданий, головоломок. |
2 неделя |
Ориентировка в пространстве. |
Используя игровые пособия «Танграмм», «Колумбово яйцо», выполнить задание по образцу, комментируя последовательность действий. Выполнить графический диктант. |
Практическое задание. Игра, задание на закрепление. |
3 неделя |
Игра «Умники и умницы». |
Выполнение заданий: «По дорожкам к домикам», «Счётные палочки», «Состав числа», «Геометрические фигуры». |
Практические задания. |
4 неделя |
Игра «Танграмм» |
Работа с шаблонами к игре «Танграмм» |
Рассказ, игра. |
Апрель |
Конструирование цифр из бумаги |
Выкладывание цифр из элементов танграмма |
Практическая работа, анализ работ, игра. |
2 неделя |
Конструирование из бумаги: аппликации из элементов танграмма. |
Выкладывание аппликаций из элементов танграмма. |
Практическая работа, анализ работ, игра. |
3 неделя |
Конструирование из бумаги. |
Выкладывание аппликаций из элементов танграмма: узоры, дома, машины, природа. |
Практическая работа, анализ работ, игра. |
4 неделя |
«Перевёртыши» |
Решая примеры, найти соответствующие цветные палочки для создания рисунка. |
Игра, практическое задание, беседа. |
Май |
«Путешествие в Антарктиду» |
Решение разнообразных заданий от пингвинят: счёт от 0 до 10 и обратно, игра «Кубики для всех», «логические задачки». |
Рассказ, практическое задание, игра. |
2 неделя |
«Путешествие продолжается» |
Необходимо найти ларец, соединив точки последовательно. Используя карты-схемы, линейки, найти места пересечения линий. Выложить фигуры собак из элементов игры «Кубики для всех». |
Игра, практическое задание, решение логических задач. |
3 неделя |
«Ведём поиск белочек» |
Решение разных логических заданий, используя ПК, БД, счётные палочки, танграмм. |
Игра, рассуждения, решение логических заданий. |
4 неделя |
Развлечение «Математический КВН» |
Решение логических заданий. |
Игра. |
Литература
- Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. – Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002.-95с.
- Касымова Л.Н., Каргина Н.С., Гуренкова Г.Н. Математика и логика в дошкольных учреждениях: Программа и методические рекомендации для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. - Ульяновск: УИПКПРО, 2003.-76
- Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: «Баласс», 1998. -160с.
- Математика от 3 до 7: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. Автор-составитель З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. - СПб.: «Детство-Пресс», 2001.-176 с.: Ил.