Организация проектной деятельности учащихся начальных классов в условиях дистанционного обучения

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: дистанционное обучение


Сегодня в век глобального информационного общества необходимо поколение людей, способных не только самостоятельно и критически оценивать, сортировать и фильтровать поток информации, но и создавать свои качественные информационные продукты. То же самое относится к обучающимся. Они успешно умеют находить нужную информацию в сети, но не всегда сами умеют создавать качественные практически необходимые материалы в рамках решения поставленной задачи.

Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.

Проектная деятельность учеников создает благоприятные условия для формирования активной, творческой и самостоятельной личности. В ходе они учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности, в применении полученных знаний, навыков и универсальных учебных деятельностей.

В сегодняшней ситуации в образовании актуальна тема дистанционного образования в школе.

Дистанционное обучение – это новая форма обучения, предполагающая использование таких средств, методов, организационных формы обучения, а также форм взаимодействия учителя и учащихся, которые реализуются средствами информационных сетей и информационных и коммуникационных технологий.

Любая модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся c различными источниками информации, учебными материалами. Эта модель обучения предполагает включение в учебный процесс так называемых инновационных педагогических технологий, среди которых особо значимыми представляются проектная деятельность, организация ролевых игр, обучение в сотрудничестве и т.п. Все они помогают раскрыть внутренние резервы обучаемых и одновременно способствуют формированию социальных качеств личности (умению работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в совместной деятельности).

Поэтому, проведение самостоятельной работы в ходе дистанционного обучения надо организовывать так, чтобы она не только обеспечивала восприятие программного материала, но и способствовала бы всестороннему развитию учащихся. С одной из таких форм работы является дистанционные проектные технологии, где учащиеся не только реализуют на практике имеющиеся навыки, но и параллельно изучают новые особенности работы . Это позволяет осуществлять мотивированное обучение, а не просто передачу имеющегося у педагога опыта.

Однако в условиях дистанционного обучения мы сталкиваемся с особенностями организации проектной деятельности. Я сразу хочу отметить, что данная работа велась с учащимися 2 класса, говорить о полной самостоятельности работы детей с компьютером нет возможности.

Особенностью такой формы является то, что традиционные этапы (погружение в проект, планирование работы, презентация результатов, оценка, рефлексия) проходят не в очной форме общения с участниками, а через заочную форму сетевого общения – на форуме, через электронные письма. Вот здесь начинаются некоторые трудности. Дело в том, что в отличие от учителей предметников, учителя начальной школы находятся в постоянном тесном общении с учащимися, и в обычное время работа над проектом не вызывает проблем. Другое дело ДО, трудности возникли в том, что не все дети имели самостоятельный доступ к интернет-ресурсам, здесь пришлось согласовывать действия с родителями и работать с ними в тесном контакте. Но все-таки осталась группа детей, которым родители не смогли обеспечить доступ к интернету. Еще возникший нюанс - это время видеообщения, это также пришлось учитывать, так как работа над проектом - это работа вне уроков, а в семьях зачастую не один ученик. Но не могу не отметить и положительную сторону, участники проекта не зависели от того, что не могли встречаться лично, посредством видеосвязи они общались. Тем не менее, функции учителя остаются прежними: постановка задач, организация деятельности учеников, управление этой деятельностью и оценка полученных результатов.

Как и в любом проекте на этапе планирования, именно учитель – предлагает условия и этапы работы.

Как организовать работу над проектом в условиях дистанционного обучения?

Предлагаю остановиться на каждом этапе, и пояснить каким образом я организовывала работу в условиях дистанционного взаимодействия.

1 этап предполагает постановку проблемы, изучение которой учащемуся будет интересно и значимо. Этот этап начинается с выбора темы проекта, его типа, количества участников, постановки целей и задач. Здесь нужно учитывать, что всегда среди детей оказываются такие, кто не может осуществить поиск темы самостоятельно, но может осуществить выбор из предложенных тем.

Как это сделать? С помощью опроса-анкеты, но иногда сама ситуация подсказывает тему. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя. Во время одного из онлайн занятий один из учеников очень кашлял, и ребята посоветовали взять у мамы леденец от кашля. Вот здесь появился проблемный вопрос:

«Возможно ли самому сделать леденцы в домашних условиях?» Была составлена анкета: «Какие конфеты дети любят больше всего?» Так возникла идея и название проекта о леденцах. Совместно во время обсуждения была поставлена цель и задача проекта. Определились заинтересовавшиеся этой идеей.

Следующий 2 этап включает разработку маршрута движения к поставленной цели, собственно планирование. В следующее включение, оно уже было групповое, как раз и был намечен план действия. Отвечая на ряд вопросов «Что нужно сделать? Какие методы использовать? Что будет результатом проекта?»

Совместно был построен маршрут проекта и распределены роли для работы над проектом, каждому был определен фронт работы.

На всех этапах учащиеся нуждаются в помощи, и здесь в организации этой помощи нам и помогли видеоконференции, где мы обсуждали все возникающие вопросы.

3 этап поиска информации.

Это, собственно, самостоятельный сбор материала проекта, его обработка, выделение главного (существенного и несущественного), обобщение полученной информации из различных источников, их анализ. Здесь без помощи родителей не обошлось, на мою почту они присылали найденный с ребятами материал.Обязательна на этом этапе рефлексия.

В условиях ДО рефлексия может быть отражена в видеоконференциях. Здесь учащиеся делились ходом работы над проектом: планы, успехи, неудачи, собранный материал, обсуждали его с участниками и «наблюдателями».

Так же, в созданной группе, на время работы над проектом в Телеграм, размещалась информация по проекту, рабочие материалы, мои комментарии и участников обсуждения «болельщиков» проекта, осуществлялось обсуждение различных вопросов выполнения проекта. Группу создали, так как компьютер не всегда был доступен.

4 этап создания продукта.

По завершению работы над проектом были сделаны выводы, создана презентация проекта и его продукт. (ЛЕДЕНЦЫ)

Данный проект – пример коллективного, исследовательского проекта. В ходе работы над данным проектом приняли участие 8 учащихся, которые помогали в поиске информации, отправляли на форум материалы, участвовали в обсуждении и опросе. Проект является примером организации проектной деятельности в условиях сетевого взаимодействия участников дистанционного образования, еще раз повторюсь, в моем случае, работа выполнялась второклассниками, и сказать, что было все просто - нельзя.

5-й, последний этап работы над проектом - представление, его защита

На данном этапе участники подводят и оформляют итоги проекта. Мною были разработаны вопросы, направленные на выявление результативности проекта и самооценки проектной деятельности и продукта проекта его участниками: достигли ли они цели, желаемого результата что было сделано, как задумано; каковы причины неудач и отклонений от плана, в чем возникали трудности и т.д.

На всех этапах происходило взаимодействие с родителями.

Дистанционное обучение дает возможности широкого использования мультимедийных ресурсов, но для первого опыта выступления, участники проекта выступали с презентацией перед учащимися условиях видеоконференции, презентацию транслировала я на экране компьютера. С приобретением опыта, учащиеся уже смогут подготовиться к самостоятельному выступлению. Задача моя, как учителя, состояла в том, чтобы научить правильно ориентироваться и выстраивать соответствующую линию поведения.

Главным в этом опыте считаю то, что использование проектной деятельности создает возможность продолжать учащимся общаться, взаимодействовать, решать сообща возникающие вопросы, а также осваивать компьютер. На протяжении всей работы учащиеся имели: оперативную обратную связь, позволяющую анализировать подготовку и выполнение проектной работы на различных этапах;

  • доступность общения независимо от удаленности участников, что зачастую снимает коммуникативные проблемы, особенно часто возникающие при организации проектов;
  • одновременно работать в группе и индивидуально.

Литература

1. Интернет-ресурс Педпортал

https://pedportal.net/starshie-klassy/istoriya/osobennosti-organizacii-proektnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-mshdo-municipalnoy-shkoly-distancionnogo-obucheniya-1020472

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

7. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

9. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.