Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, мотивация к обучению


Всем нам хорошо известно, что важнейшим условием продуктивной и эффективной учебной деятельности детей является их мотивация к получению новых знаний (слайд 1). Каждый учитель стремится к тому, чтобы его дети хорошо учились, активно работали на уроке и дома, занимались самостоятельной исследовательской деятельностью по предмету, углубляя и расширяя свои знания. Поэтому с самых первых дней работы в школе я задалась целью: привить детям любовь к английскому языку, показать важность и необходимость его изучения в настоящее время, развить у них интерес к изучаемому предмету, ну а главное, суметь сохранить положительную мотивацию в процессе всего обучения. Ведь не для кого не секрет, что если постоянно не "подпитывать" интерес, он постепенно угасает (слайд 2).

Презентация

Изучив некоторую методическую литературу по данной проблеме, а также опыт других учителей, я выявила для себя основные моменты, на которые следует обратить внимание для развития положительной познавательной мотивации:

  • содержание учебного материала и правильная его организация. Тему нужно преподнести так, чтобы получить от детей эмоциональный отклик. Этого можно добиться с помощью интересных заданий, методов и приёмов работы.
  • коллективные формы работы. Такие задания особенно нравятся детям, так как работая в группе, они удовлетворяют свою потребность в общении, получают возможность проявить себя. Кроме того, соревновательный момент, присутствующий в таких формах работы, ещё больше "подстёгивает" и мотивирует выполнить задание лучше других.
  • оценка учебной деятельности. Мотивирующая роль оценки известна всем. Кроме непосредственного выставления отметки за работу, следует также выразить оценку в устной форме: похвалить, указать на успех в будущем.
  • стиль общения между учителем и учащимися. Данный фактор играет немаловажную роль. Кто, как не учитель, снимет психологический дискомфорт и создаст доброжелательную атмосферу на уроке. На уроках в качестве речевой зарядки можно поинтересоваться о настроении детей, о том, что нового произошло у них с момента последней встречи. Изучая какую-нибудь тему, всегда следует спрашивать детей об их отношении к ней, таким образом проявляя интерес к их мыслям и чувствам, к ним как к личностям.

Но наибольшее значение я всё-таки придаю содержанию учебного материала. К каждому уроку я подхожу творчески и всегда приветствую креативность со стороны учеников. Я пытаюсь разбавить традиционный урок необычными заданиями, а также активно использую современные технологии.

Особенно я люблю работать с игровыми технологиями (слайд 3). Почему? Во-первых, игровые методы можно использовать на любой ступени обучения. Важно правильно выбрать форму проведения. Во-вторых, такие технологии могут быть применимы как ко всему уроку, как к отдельному этапу, либо служить отдельным заданием. Ну а в-третьих, это те преимущества, которые они в себе несут. Игровые технологии повышают эффективность образования, делают процесс обучения более интересным и занимательным. Кроме того, игровые задания способствуют развитию памяти, концентрации внимания, умственной и речевой деятельности.

Поэтому каждый мой урок содержит обязательный игровой элемент. В качестве речевой зарядки я использую игровые упражнения, которые активизируют речевое общение на уроке, а также помогают повторять изученные лексические единицы. Например, в начальной и средней школе для отработки лексики я часто использую игру:

  • "Снежный ком".  Суть игры состоит в том, что ученики по очереди называют слова по пройденной лексической теме, но с одним условием: каждый следующий ребёнок повторяет все ранее названные слова в той же последовательности. Кроме того, это упражнение способствует развитию памяти и внимательности школьников.
  • Или же это игра "Назови слова на букву ... ", где учащимся предлагается назвать как можно больше слов по теме (например, "Животные", "Жилище" и т.д.), которые начинаются с определённой буквы.

Наибольший интерес у учащихся, даже у старшеклассников, вызывают ребусы (слайд 4). Они не только активизируют ранее изученный материал, но и развивают остроту ума. Кроме того, при решении таких заданий все вовлечены в работу, так как они не оставляют никого равнодушными, и присутствует дух соперничества.

Для отработки ранее изученного материала, как лексики, так и грамматики, я разрабатываю множество интересных заданий:

  • задания на отработку некоторых грамматических структур (слайд 5 – например, на отработку there is/there are, времени Present Simple и наречий)
  • разнообразные кроссворды (слайд 6 – может быть выбрана любая тема).
  • задания на сравнение (слайд 7 – например, на степени сравнения)
  • задания на заполнение пропусков (слайд 8 – например,  работа с генеалогическим древом)

Причём их можно использовать как для повторения изученного материала, так и для контроля за его усвоением - то есть вместо традиционных словарных диктантов и самостоятельных работ.

Еще одной технологией, которой я уделяю должное внимание, является метод проектов (слайд 9). Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта (Е.С.Полат).

Нельзя не заметить преимущества данной технологии по сравнению с другими традиционными методами обучения. Метод проектов обеспечивает не только быстрое и качественное усвоение знаний и развитие разного рода навыков (исследовательских, поисковых, организационных и т.д.), но и также способствует нравственному, интеллектуальному и эстетическому развитию детей; развивает самостоятельность, ответственность, инициативность и творчество, повышает мотивацию детей к изучению данного предмета, порождает энтузиазм в работе. Я стараюсь организовывать проектную деятельность по  каждой изучаемой нами теме. Это могут быть различные плакаты, постеры, открытки, приглашения, презентации. Приведем несколько выполненных учащимися проектов (слайд 10, 11, 12, 13).

Но я бы хотела остановиться на одном из таких проектов. В 5 классе при изучении темы "Праздники" был реализован парный проект "Самые необычные праздники мира" (слайд 14). На организационном этапе мы определили тему проекта и форму конечного продукта, обговорили основные моменты, которые можно осветить, а также источники информации, разделились по парам. На основном этапе осуществлялся непосредственный сбор информации, выбор иллюстраций, велась работа над оформлением. На заключительном этапе имела место защита проектов, где авторы раскрывали его содержание, выражая своё собственное отношение. После защиты всех проектов, ребятам путём голосования предлагалось определить лучший и самый удачный, на их взгляд, проект. Самая интересная презентация была представлена на апрельской научной конференции "Наука, искусство, человечность" в нашей гимназии и имела успех.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, я бы хотела заметить, что использование вышеназванных технологии имеет положительные результаты. Они являются эффективным средством повышения знаний, умений и навыков, делают процесс обучения английскому языку более увлекательным, расширяют кругозор учащихся, способствуют развитию внимания, памяти, языковой загадки.