Использование учителем начальных классов инфографики как средство обучения русскому языку младших школьников

Разделы: Начальная школа, Организация школьной библиотеки

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники, инфографика


Введение

Объект исследования – является рассмотрение инфографики как средство обучения младших школьников.

Предмет исследования – использование инфографики как средство обучения младших школьников на уроках.

Цель – теоретически обосновать, практически доказать возможность и необходимость использования инфографики на уроках в начальной школе.

Задачи:

  • выделить основные актуальные характеристики основных понятий;
  • охарактеризовать обучение как процесс;
  • проанализировать эффективность инфографики, как способ усвоения информации;
  • сделать вывод проведенного урока;
  • установить влияние компетентности учителя на эффективное использованиеинфографики на уроке.

Практическая значимость работы в том, что материал может быть использован преподавателями и студентами колледжа на учебных занятиях, а также в системе методического сопровождения образовательного процесса в начальной школе.

Повышению ИКТ-компетентности у студентов ГБПОУ ЯНАО «НКПиИТ» способствует обучение по дисциплине Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, профессиональным модулям Обработка цифровой мультимедийной информации, Публикация цифровой мультимедийной информации.

Студенты имеют возможность посещать мероприятия кластерного обучения, организованного преподавателями колледжа «МИГ – компетенции современного педагога (использование SMART доски)»», «МИГ-компетенции современного педагога (использование инфографики в образовательном процессе)», «МИГ-компетенции современного педагога (разработка оnline ресурсов)», «ИКТ-компетенция (при изучении программных продуктов Word, PowerPoint, Excel»».

В результате проведенного исследования можно пронаблюдать эффективное влиянии инфографики на повышение качества обучения в начальной школе.

Известно, человеческий мозг устроен таким образом, что большая часть обрабатываемой им внешней информации, имеет визуальный характер. Иначе говоря, окружающий нас мир мы более чем на 90 % воспринимаем глазами, и остальные органы чувств играют лишь вспомогательную роль. Визуальная коммуникация – это передача информации с помощью зрительных форм. Инфографика, как элемент визуальной коммуникации

В результате проведения опросных методов (беседа, анкетирование), мы пришли к выводам о том, что учителя начальной школы

  • используют ИКТ-оборудование системно, оценивая положительное влияние его на ребенка младшего школьного возраста, не исключая традиционные средства и методы;
  • реализуют технологический подход, определяя эффективный метод в системе обучения по предмету;
  • отмечают, что дети становятся более активными, усиливается познавательная самостоятельность;

При этом учителя осознают необходимость совершенствования ИКТ-компетенций посредством самообразования, обучаются по программам дополнительного профессионального образования в режиме on-lain и of-lain, обращаются с вопросами к специалистам по профилю.

Одним их современных средств обучения является инфографика. В современном коммуникативном процессе присутствие инфографики повышает качество преподносимого материала, а также увеличивает его значимость и наглядность. Инфографика – это особым образом иллюстрированная информация, которая представлена одновременно в виде текстов, а также диаграмм, графиков, различных рисунков. Специалисты заметили, что текст объёмом около 6000 знаков умещается лишь в одном графическом рисунке. Развитие телекоммуникаций и современных компьютерных технологий, вскоре дало новый импульс для развития инфографики, и расширило диапазон применения, а также предоставило новые варианты представления объектов инфографики. Это обстоятельство – позволило создавать новые динамические, управляемые объекты инфографики, это позволяет сегодня реконструировать события и процессы, а также создавать объемные структуры, которые оживают при взаимодействии с пользователями, например, при обучении.

Очень важно учитывать тот факт, что современному человеку, являющемуся представителем любой специальности, необходимо обрабатывать и передавать немалое количество информации, поэтому обучение умению читать, понимать и, главное, создавать инфографику является практико-ориентированным методом.

«Использование информационно-коммуникационных технологий учителем начальных классов как показатель компетентности учителя»

В условиях постоянно увеличивающейся информационной нагрузки важным требованием федерального государственного образовательного стандарта общего образования является развитие информационной компетентности, позволяющей «систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах». В рамках ФГОС также актуализируются самостоятельная работа учащихся и их мотивация к обучению и познанию. В связи с этим в активной фазе научного осмысления находится подготовка учебных изданий. С раннего возраста дети уже привыкают к удобствам технического прогресса и современным средствам получения информации.

Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности.

На площадках крупнейших российских издательств учебной литературы активно ведется разработка концепции электронного учебника, в рамках которой обсуждается привлечение мультимедийных технологий и внедрение иллюстративного материала, соответствующего эпохе.

Одним из наиболее удобным источником информации кроме учебника для развития учебно-информационных умений являются инфограммы. Основная цель инфографики заключается в совершенствовании процесса восприятия информации, объяснении сложной информации в простых образах, ее передачи в компактном и визуально привлекательном сообщении.

«Использование инфографики при обучении младших школьников»

Многочисленное внедрение в учебный процесс обучающей, контролирующей техники, информатики и ЭВМ потребовало существенного изменения традиционных способов обучения, применения информационно-коммуникационных технологий.

Одновременно на площадках крупнейших российских издательств учебной литературы активно ведется разработка концепции электронного учебника, в рамках которой обсуждается привлечение мультимедийных технологий и внедрение иллюстративного материала, соответствующего эпохе. Одним из эффективных способов визуализации информации, способствующих ее усвоению, является инфографика. Необходимость обработки и передачи большого потока данных сделала ее одним из самых востребованных способов передачи информации в бизнесе, рекламе, СМИ. Качественная инфографика помимо содержательности и дизайна, обеспечивающего легкость восприятия, обладает смыслом (своей историей) и является аллегоричной, что отличает ее от стандартных графиков и иллюстраций. Используя небольшие текстовые блоки, графики, блок схемы, пиктограммы и другие инструменты, информационная графика задействует образное и ассоциативное мышление человека, способствует развитию умения интерпретировать информацию в различные формы. В связи с этим инфографика приобрела большое значение в образовательном процессе.Таким образом, можно сделать вывод, что визуализация информации средствами инфографики может выступать помощником в обучении на всех стадиях образовательного процесса. Она не только способствует облегчению процесса усвоения информации, но и формирует способности обобщения фактов, построения логических схем, чтения невербальных текстов. И самое важное она способна стимулировать познавательный интерес. Разнообразные виды инфографики (графики, диаграммы, схемы,

таблицы) на протяжении длительного времени используются в качестве иллюстративного материала в учебном книгоиздании. Особенное внимание нужно уделять тексту (должен быть предельно доступным и лаконичным), графике (инфографика не должна быть похожа на некачественную видеоигру) и переходам (должны быть понятны пользователю).

В ситуации изменения принципов потребления информации очень важно развивать междисциплинарный подход к созданию школьных учебников, расширяя круг смежных дисциплин. В связи с этим необходимо привлекать к созданию учебников не только педагогов, психологов, книговедов, но и дизайнеров, инфограферов, программистов и т.д. Это позволит задействовать разные способы дачи информации и, соответственно, каналы восприятия учащихся то, в свою очередь, будет способствовать выполнению не только образовательных стандартов, но и развитию способностей школьников.

«Эффективность использования инфографики на уроках русского языка»

Распространившись в печатных и интернет СМИ, инфографика недавно стала известна в новом качестве – как творческий метод обучения на уроках в школе. Организованность, удобство, технологичность и другие достоинства инфографики уже оценены педагогами, так как инфографика позволяет представить большой объем сведений в организованном виде, который будет удобен для просматривающего её ученика. Эффективность этих средств однозначно связана именно с грамотностью, систематичностью и обусловленной целесообразностью их применения.

Довольно действенным оказывается простое использование шаблонов и повторений при организации контента (содержимого электронного ресурса). Это позволяет выработать у пользователя полезные когнитивные привычки работы с образовательными ресурсами, научить «учиться». Объекты информационной графики повышают информационную насыщенность и наглядность учебных материалов, а метадизайн воплощает идею функционирования визуально-когнитивного сценария работы учащихся с текстовыми блоками электронных пособий. Инфографика позволяет дать возможность ученикам поработать с информацией и освоить ее через его доминирующий тип интеллекта.

Сегодня используют инфографику как вербальный и графический способ подачи информации. Наглядность при обучении языку используется очень давно. Ещё первые печатные буквари помимо текстовой информации содержали иллюстрации в виде рисунков.Вопросу наглядности посвящено большое количество работ как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Отец педагогики Ян Амос Коменский в XVII веке считал наглядность принципом, облегчающим обучение: «Кто, сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймёт и запомнит всё вернее, чем если он прочтёт обширнейшие объяснения, не видав всего.

На уроках русского языка учитель и ученики оперируют большими объемами информации, которые современному школьнику в текстовом виде усвоить очень сложно. Подача фактов о русском языке в компактном виде способна решить эту проблему, ведь правила орфографии и пунктуации или материал для изучения будут даны сжато, интересно и доступно.

Инфографика отличается от привычной презентации тем, что это всего один слайд, на котором размещается вся необходимая информация по теме.Сложный материал, преподнесённый в виде инфографики, усваивается учеником быстро и чётко, ведь графическая информация, по мнению многих учёных, постигается легче, чем текстовая. Инфографика способствует развитию навыков говорения, т.к. у ученика нет готового текста, а только информация, при помощи которой можно построить своё высказывание. Следовательно, инфографику не читают в привычном смысле, а изучают, делают выводы и создают собственный текст. Этот метод позволяет не только транслировать информацию, но выполняет этому использование в образовании инфографики является отличной «новой старой» технологией. но выполняет аналитическую, конструктивную, адаптивную, экспрессивную и эстетическую функции.

Рассмотрим, как реализовать метод инфографики на уроках русского языка. К примеру, при изучении имени существительного в третьем классе можно использовать инфографику. На этой инфографике к упрощённому изображению краткая занимательная информация. Ученикам предлагается изучить инфографику, выбрать для описания любую часть создать свой текст на основе изображения, оперируя данными существительными, изменяя их по падежам.Использовать инфографику можно при изучении очень многих тем на уроках русского языка.

Например, инфографика позволяет создать следующие задания:

  1. Запишите слова в 3 лице.
  2. Измените имена существительные во множественном числе.
  3. Выпишите из инфографики все вещественные существительные.
  4. Используя инфографику, восстановите пропуски в тексте.
  5. Создайте текст на основе инфографики.

Практически любая инфографика позволяет решать образовательные задачи. Представленные выше задания позволяют не только актуализировать и закрепить лексико-грамматические навыки, но также производить универсальные учебные действия, ведь ученик приобретает навыки чтения, говорения, письма и понимания текста. Инфографика облегчает получение уже готовой информации и даёт возможность учащимся самостоятельно добывать материал и истолковывать его. Таким образом можно отметить, что именно вербальная и графическая составляющие инфографики в совокупности делают её удобным и интересным объектом изучения на уроках в современной школе.

Заключение

Подводя итоги свое исследовательской работы, могу сделать вывод, что процесс работы с инфографикой задействует все уровни мышления и особенно такие, как анализ, синтез, оценка. И тогда инфографика выступает уже не просто как инструмент индивидуализации обучения, а как многофункциональный инструмент, область применения которого в образовании может быть довольно широка: урок, проект, исследовательская деятельность, самообразование. Визуальные технологии обладают важным развивающим потенциалом, который заключается, прежде всего, в развитии визуального мышления учащегося.

Также могу сказать, что к ИКТ-компетентности учителя можно отнести знание электронных пособий по предмету, таких как электронные учебники, коллекции цифровых образовательных ресурсов в интернете. Умение находить, оценивать, отбирать и демонстрировать необходимую информацию в соответствии с поставленными учебными задачами так же является неотъемлемой частью содержания. Для того чтобы найти и отобрать информацию, ее нужно правильно преподнести учащимся, а прежде необходимо уметь устанавливать программы на компьютер, пользоваться проектором и интерактивной доской, уметь создавать собственный электронный дидактический материал.

Для того чтобы «идти в ногу со временем», учителю необходимо заниматься постоянным самообразованием, самовоспитанием, самообучение. Основываясь только на традиционных педагогических технологиях невозможно соответствовать высоким запросам образования. Для решения этой проблемы необходимо найти новые подходы к организации обучения младших школьников, опирающиеся на информационно-коммуникационные технологии. Современный учитель должен поставить для себя на первый план задачу по формированию у себя ИКТ компетентности.

Приложения

Cписок информационных источников

Нормативные документы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2012.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (вступил в силу с 01.09.2012г.).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. регистрационный № 373.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. регистрационный № 1353. (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2014 г., регистрационный № 34864).
  5. Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. регистрационный № 544н.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993).

Образовательные программы

  1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования»(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
  2. Учебная Программа и Учебно-методический комплект Образовательная Система «Начальная школа 21 века»

Справочная литература

  1. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов. «ГРАМОТА. РУ», 2012.
  2. Педагогическая практика: Справочник: учебно-методическое пособие / М.Е.Сысоева. – М.: Народное образование, 2016. – 126с.

Учебная литература

  1. Бадарча, Д. Информационные и коммуникационные технологии в образовании – М., 2013.
  2. Брыксина О.Ф., Галанжина Е.С., Смирнова М.А. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе. – Академия, 2015. – 208 с.
  3. Брыксина О.Ф. Интерактивная доска в начальной школе в начальной школе. Учебно-методическое пособие. – Дрофа, 2012. – 157 с.
  4. Введение в специальность / Л.И.Руквинский. – М.: Просвещение, 2018. – 261 с.
  5. Голодов Е., Гроцкая И., Бельченко В. Интерактивная доска в школе. – Учитель, 2011. – 86 с.
  6. Гигиенические требования к использованию в школе интерактивных образовательных технологий: учебно-методическое пособие / коллектив авт.: В.Р.Кучма, М.И.Степанова, И.Э.Александрова; ФГБОУ ВО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова Минздрава России. – М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2016. – 22 с.
  7. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологи / Д.Г.Левитес. – М.: Воронеж, 2016. – 337с.
  8. Симонов, В.П. Педагогическая практика в школе: учеб. метод. пособие для преподавателей и студентов / В.П.Симонов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2016. – 180с.
  9. Что должны знать учителя. Сборник статей под редакцией Д.Дилла / Пер. с англ./Предисл. Н.Н.Михайлова. — М.: Прогресс-Традиция, 2016. — 336с.

Электронные ресурсы

  1. Отчет по практике [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ronl.ru/otchety-po-praktike/pedagogika
  2. Никулова Г.А. Средства визуальной коммуникации –инфографика и метадизайн, [Текст]/Никулова Г.А.//«Образовательные технологии и общество» журнал-2010 № 2/ Том 3. [Электронный ресурс] – Режим оступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-vizualnoy-kommunikatsiiinfografika-i-metadizayn
  3. Инфографика: шаг вперед, два назад? Статьи студии «Воробей», 2009 // Дизайн и верстка полиграфической продукции. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vorobeistudio.ru/articles/20090525
  4. Новичков А., Виды инфографики[Текст]/ Новичков А.// «Виды инфографики» статья-2014 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://comagency.ru/vidyinfografiki