Информационно-практико-ориентированный, творческий проект: "Интерактивный музей «Русская изба: от конька до красного угла»"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: русская изба, интерактивный музей


Актуальность

Важное значение для вхождения детской личности в сложный мир культуры, имеет старший дошкольный возраст, когда у детей активно формируется познавательное, эстетическое и творческое отношение к действительности, происходит становление интересов к широкому кругу социальных явлений, выходящих за рамки личного опыта ребенка.

Именно в этот период важно создать у дошкольников интерес к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет знакомство воспитанников с культурой своего народа.

В ходе проведения непосредственно образовательной деятельности по парциальной программе художественно-эстетического развития «Такие разные постройки» Рубан Г.А. мы заметили, что дети не имеют четких представлений о деревянной архитектуре русской избы, предметах быта, испытывают трудности в рассказах о традициях семьи, демонстрируют низкий уровень знаний об истории народа, недостаточно информированы о русской культуре.

Считаем, что воспитание на культурных традициях своего народа - это одно из важнейших направлений работы с дошкольниками, так как в предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.

Анализ системы работы в этом направлении показал, что требуется организация особых условий для получения детьми знаний, создание обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, погруженности детей в атмосферу старины.

Сами дети очень заинтересовались темой занятия «Загадочный мир русской избы». Несмотря на то, что многие наши воспитанники проживают в частном секторе, они задавали вопросы: Почему дом называли избой? Для чего нужна печь? Как в ней готовили пищу? и т.д. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. 

Таким образом, исходя из интересов детей, родилась идея создать совместный проект родителей детей и педагогов, продуктом которого, будет Интерактивный музей «Русская изба: от конька до красного угла». Здесь при ознакомлении с темой дети смогут самостоятельно получить информацию об архитектуре русской избы, внутреннем убранстве и предметах быта и затем рассказать остальным сверстникам.

Принцип работы музея, доступен и прост: при нажатии на ту или иную тему открывается окно, где представлен материал по каждой страничке «Русская изба», «Печь», «Люлька», «Сундук». Странички музея были разработаны семьями участниками проекта. Семьи вместе с детьми исследовали материал по теме и выложили его на страничках в виде видеороликов, презентаций, фоторепортажей и т.д. В конце материала детям предлагается выполнить практическое задание, например, нарисовать узор, слепить кухонную утварь, создать макет печки и т.д.

Еще одной важной составляющей проекта стало изучение и внедрение опыта по созданию электронного интерактивного музея в рамках цифровой трансформации дошкольного образования. В результате в дальнейшей работе по программе «Такие разные постройки», дети которые не участвовали в проекте, смогут с помощью материала музея самостоятельно получить представления об объектах деревянной архитектуры, убранстве русской избы и т.д. с использованием популярных, современных средств, отвечающих запросам общества и государства.

Другим продуктом проекта стал макет русской избы, созданный совместно с детьми. Все знают о том, что самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка - это игра. Коллективное конструирование макета «Русская изба» дала возможность дошкольникам окунуться в атмосферу народного быта, побывать в историческом прошлом. Его создание помогло сформировать представление о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве на примере изготовления макета русской избы.

В перспективе совместно с детьми и родителями планируем дополнять наш интерактивный музей новыми страничками, например: детям стала интересна информация о лавках и их назначении. А также планируем расширять и пополнять макет «Русская изба» новыми атрибутами. Дети предложили создать макет целой улицы.

Цель проекта: Формирование представления дошкольников о культурных традициях своего народа, о строении русской избы, ее внутреннем и внешнем убранстве на примере создания интерактивного музея «Русская изба: от конька до красного угла» и коллективного конструирования макета русской избы.

Задачи проекта:

  • Познакомить дошкольников с конструктивными особенностями русской избы и деревянных построек, предметами быта, убранством, одеждой наших предков в ходе совместного создания интерактивного музея.
  • Способствовать реализации детских замыслов в макетировании и конструировании русской избы;
  • Развивать художественное восприятие детей в процессе ознакомления с деревянной архитектурой, интерес к рассматриванию и сравнению объектов народной архитектуры;
  • Активизировать использование слов и словосочетаний: изба, венец, крыша, конек, лобовая доска, причелина, наличник, ставни, крыльцо, красный угол, печь, предметы крестьянского быта (убранство, костюм, узор, декор, украшение, деревянная резьба и т.д.)
  • Развивать умение находить нужную информацию в Интернете с помощью взрослого, исследовать интересующие их объекты.

Ожидаемые результаты:

  • через создание интерактивного музея «Русская изба: от конька до красного угла» созданы условия для самостоятельного отражения полученных представлений детьми;
  • сформированы навыки коллективного конструирования макета «Русская изба»;
  • родители воспитанников вовлечены в образовательный процесс;
  • дошкольники научились анализировать, договариваться, создавать красоту, любоваться, радоваться результатам.
  • пробудился интерес к архитектуре, культуре и быту народа;
  • обогатился словарный запас
  • воспитанники эмоционально откликаются на проявление красоты во внутреннем и внешнем пространстве народного жилища, умеют эстетически оценивать его;

Гипотеза: Дети дошкольного возраста получат первые представления о культуре и быте русского народа, если совместно создадут интерактивный музей Русская изба: от конька до красного угла, изготовят макет русской избы, её наполнение. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:

  1. Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности:
  2. Планирование совместной деятельности, определение средств и способов реализации проекта.
  3. Совместное выполнение проекта детьми и педагогом и родителями.
  4. Обсуждение результатов.
  5. Определение перспектив проектирования.

Реализация проекта

На первом этапе реализации проекта с детьми проводилась предварительная работа: беседы о том, как и из чего в древности строили избы, каково было их назначение, внутреннее убранство: «Где жили наши предки?», «Как строили дом на Руси?». Дома родители читали детям русские народные сказки, рассматривали иллюстрации из сказок «Гуси-лебеди», «Маша и медведь». Дети задавали много вопросов о том, как устроена изба? Что такое наличники? Что такое конек? Почему называют красный угол? Как готовили пищу в печи? и т.д. Таким образом, была обозначена проблема и выбран продукт проекта.

Результатом первого этапа стало осознания детьми поставленной проблемы. Совместно с детьми был разработан план действий, намечены продукты деятельности: макета «Русская изба» и интерактивный музей «Русская изба: от конька до красного угла»

На втором этапе рассматривали иллюстрации в книгах сказок, дети узнали, что в избе были: красный угол, бабий кут. В ходе театральной деятельности дети показывали сказки, составляли рассказы с использованием презентаций: «Истории мебели» (сравнение мебели прошлого и настоящего), «Русская печь», «Деревянная резьба». С детьми были изучены пословицы, поговорки по данной тематике.

В результате проведенной работы на данном этапе дошкольники узнали о конструктивных особенностях русской избы. Познакомились со старинными предметами домашнего обихода. У детей обогатился словарный запас названиями предметов русского быта.

На третьем этапе реализации проекта большое внимание было уделено формированию у детей исследовательской деятельности. Осуществлялся поиск и подбор наглядного материала по тематике проекта дома совместно с родителями. Была проведена виртуальная экскурсия на тему «Русская изба».

В процессе реализации проекта было осуществлено рисование  узора деревянной резьбы, что способствовало расширению представления детей о русской избе. Дети участвовали в дидактических играх «Собери фасад избы», «Новое – старое», строили из деревянного конструктора.

В процессе игры «Я - мини-гид» дети выступали в роли экскурсоводов, рассказывали об архитектурных особенностях русской избы.

С большим удовольствием дети играли в русские народные подвижные игры: «Горшки», «Золотые ворота», «Гуси-гуси», «Ходит Ваня», «Солнышко», «Карусель» и др.

В результате реализации этого этапа был создан главный продукт проекта - Интерактивный музей «Русская изба: от конька до красного угла. В реализации проекта приняло участие несколько семей, где каждая семья создавала свою страничку по определенной теме: русская изба, красный угол, печь, сундук, люлька, самовар. Например: семья Вани К. оформила страничку по теме «Русская изба», подобрав интересный видеоролик, который озвучил сам ребенок. В видеоролике Ваня рассказал, что такое изба, из чего она построена. Вместе с папой узнал из Интернета такие архитектурные элементы как конек, фронтон, причелина, наличники, конек и т.д.

А семья Артемия К. предоставила серию фотографий о русской печи. Они так увлеклись, что даже изготовили поделку – печку из неоформленного материала.

Принцип работы музея, доступен и прост: при нажатии на ту или иную тему открывается окно, где представлен материал по данной теме. В конце материала детям предлагается выполнить практическое задание, например, нарисовать узор, слепить кухонную утварь и т.д.

На этом этапе дети с большим удовольствием выполняли задания: лепили кухонную утварь, раскрашивали сундучки, из коробочек сделали русскую печь, совместно с родителями и педагогами создавали кукол-мотанок. В результате получилась выставка поделок по теме, где каждый презентовал свою работу. Под руководством взрослого у детей сформировались исследовательские навыки, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, в сети Интернет.

На четвертом этапе приступили к коллективному конструированию макета русской избы. Из картона сделали бревенчатые стены. Крышу украсили «причельником», «полотенцем», на окна сделали резные наличники. Для оформления внутреннего убранства из коробок сделали печь, оформили красный угол, наполнили макет предметами быта.

В результате дети научились договариваться, планировать свою деятельность, действовать сообща для достижения общего результата.

На пятом этапе готовые продукты проекта – интерактивный музей и макет «Русская изба» был продемонстрирован воспитанникам детского сада. Затем дети большим увлечением обыгрывали макет, посетили интерактивный музей, узнали много нового и интересного об истории русской избы, об архитектурных особенностях и истории предметов быта.

Данная работа имеет большую практическую значимость для современных дошкольников и пригодится на уроках по окружающему миру и истории в школе и в дальнейшей жизни.

В результате реализации проекта:

  • 70 % детей стали различать и называть предметы быта русской избы.
  • 85% детей стали использовать полученные знания в сюжетно – ролевых играх.

В перспективе мы планируем дополнять наш интерактивный музей новыми страничками, например: детям стала интересна информация о лавках и их назначении, а также мы планируем пополнять макет «Русская изба» новыми атрибутами. Дети предложили создать макет целой улицы.

Список используемой литературы

  1. Беловинский Л.В. Жизнь русского обывателя: Изба и хоромы. - М.: Кучково поле; Икс-Хистори, 2012. – 400 с.
  2. Газзаева З.Ш., Абрамочкина О.Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.
  3. Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.
  4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64с
  5. Заручевская Е.Б. Про крестьянские хоромы. Книга для детей. – М., 2014.
  6. Качанова И.А. Роль народных игр в патриотическом воспитании. // Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.
  7. Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
  8. Лунина Г.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
  9. Улыбышева М.А. Русская изба. От печки до лавочки. Изд. «Фома», 2014.-24с.
  10. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Электронные ресурсы

  1. Внутреннее убранство русской избы https://www.liveinternet.ru/users/katiava/post266183332
  2. Изба - Мир, в котором мы живем https://platinym.livejournal.com/672261.html
  3. Русские народные подвижные игры http://www.karakyli.ru/2016/10/21/kurilka-starinnaya-russkaya-narodnaya-igra/