Введение
ФГОС предполагает формирование способностей к инновационной деятельности в целостном диапазоне научных, профессиональных и технологических областей. Такие способности могут возникнуть только в том единственном случае, когда «произойдет слияние фундаментальной, прикладной наук и инновационной отрасли ... в идее междисциплинарных проектов, которые могут представлять собой сложную самоорганизующуюся систему, продуцирующую нелинейный результат»[1].
В работах [2-5] междисциплинарность рассматривается как вид знания и подход к курсу обучения, которые сознательно включают методологию и язык более чем одной дисциплины для рассмотрения центральной темы, проблемы, события, факта и опыта.
Л.П.Репина различает несколько форм междисциплинарных проектов: мультидисциплинарные, интердисциплинарные и трансдисциплинарные. В мультидисциплинарных участники работают независимо друг от друга, решают общую задачу, опираясь на собственную дисциплинарную базу; для интердисциплинарного проекта создается смешанная команда, но ее участники по-прежнему работают в рамках своих дисциплинарных баз; в трансдисциплинарных - участники группы работают совместно, объединяя концепции отдельных дисциплин для решения проблемы [6, с. 27–28]
По мнению П.Тагарда успех трансдисциплинарных проектов зависит от идей, которые должны действительно пересекать дисциплинарные границы [7, с. 48].
Пример реализации трансдисциплинарного проекта
В рамках туристско-краеведческого направления в МБОУ “СОШ №59 г. Владивостока” был реализован проект «Разработка туристического маршрута» для учеников 5 класса. Для работы сформулировали проблему: “Экологический туризм в Приморском крае пока что не является технологически оформленным бизнесом. В частности не разработаны маршруты и программы для разных секторов потребителей туристических услуг.” [8]
Для решения данной проблемы были поставлены задачи: построить оптимальный маршрут; произвести его оценку, т.е. рассчитать допустимую антропогенную нагрузку на территорию, по которой проходят маршруты; планировать потоки туристов; подготовить гидов, хорошо знающих флору и фауну.
Реализация проекта проходила на нескольких площадках: стандартные уроки биологии, математики, ОБЖ, русского языка и литературы согласно школьному расписанию, туристические походы с преподавателем детского туризма, внеурочная деятельность с преподавателями биологии, математики, информатики, физики, ОБЖ, литературы и русского языка.
Эффективным инструментом для реализации проекта выступили Google-приложения: Google Docs и Google Sheets - для групповой работы над текстом и работы над ошибками; Google Forms - для создания опросников, викторин, анкет; Google Earth – для рассмотрения местности на фотографиях со спутника; Google Slides - для создания презентаций и Google Drawing - для быстрого построения диаграмм и схем.
В ходе работы, учащиеся научились строить маршруты (работа с масштабом, знание основ геометрии, развитие умения решать задачи на движение и логистику), получили опыт туристических выходов (освоение правил поведения на дорогах, в транспорте, в лесу, в горах и т.д.; выработали правила выживания в дикой среде; развили умение работать слаженно в различных условиях); увеличили знания о крае (достопримечательности, особенности климата, растительность, животный мир, особенности рельефа и другое); получили визуальные данные о флоре и фауне Приморского края; научились работать с Google-приложениями; осознанно стали подходить к оформлению текстов; развили свои умения преподносить материал доступно, понятно и интересно; проявили навыки командной работы.
В начале реализации класс разбили на группы по 5 человек. Каждая группа работала над своим маршрутом, но основные знания получали совместно. Разбиение проводилось таким образом, чтобы в каждой группе оказались ребята с разными уровнями подготовки.
Работа над проектом велась поэтапно. Даты реализации этапов пересекались, но работе это только помогало.
Этапы работы
№ этапа |
Название этапа |
Дисциплины |
Задачи |
Результат |
Даты реализации |
1 этап |
Разработка маршрута |
математика, |
- выбрать оптимальный маршрут; |
5 маршрутов в черте города Владивостока: фуникулер; |
Сентябрь - Декабрь |
2 этап |
Организация походов |
туризм, география, ОБЖ |
Выходы: по ровной местности (луга, поля); |
Выходы: Кравцовские водопады; |
Октябрь - Март |
3 этап |
Ознакомление с флорой и фауной маршрута |
география, биология, туризм, ОБЖ |
Изучение: особенностей местности; |
|
Октябрь - Февраль |
4 этап |
Выступления |
литература, |
научиться контролировать громкость голоса; |
|
Январь - Апрель |
5 этап |
Работа с документами |
информатика, русский язык, литература |
освоить и применить Google-приложения; |
|
Сентябрь - Май |
6 этап |
Выход по готовому маршруту |
|
Проложить маршрут |
|
Апрель - Май |
Особенности
Первые занятия были трудны для преподавателей и для учащихся. У всех было непонимание происходящего, неопределенность и неизвестность. Постепенно были выработаны стратегии и подходы.
После первых туристических выходов работа пошла в новом ключе: ребята показали себя в новом свете; работа стала более слаженной, неформально произошло разделение на роли; в новом свете показали себя и преподаватели, обстановка стала “семейной”.
|
Стандартные уроки |
Уроки в проекте |
Вовлеченность в урок |
70% |
100% |
Освоение материала |
68% |
100% |
Позиция учителя |
учителя - центральная фигура на уроке |
учитель - наблюдатель и советник |
атмосфера в классе |
каждый работает над своей задачей |
работа над общей задачей |
оценивание |
оценка ученика - оценка за работу |
оценка ученика - достижение поставленных целей |
Возможные проблемы:
- возможность использования компьютера с выходом в сеть;
- для выходов требовались денежные затраты;
- опасения родителей угрозе клещей, простуд;
- увеличение нагрузки на учителей;
- пропуски занятий;
- оценивание учащихся по предметам.
Решения:
- Разбиение по группам осуществлялось таким образом, чтобы в каждой был учащийся, имеющий компьютер с доступом в интернет. Он отвечал за работу с документами и по возможности у него группа могла собраться. Доступ к школьным компьютерам был также предоставлен всем учащимся во второй половине дня.
- Туристические выходы предварительно подсчитали, чтобы затраты по месяцам были равнозначны.
- С родителями проводились многочисленные встречи. При беседах участвовали все преподаватели и были представлены планы действий в различных ситуациях.
- Предположительно, в следующие года нагрузка снизится за счет готовых рабочих программ и планов.
- При пропуске занятий учащимся группа вводила его в курс дела удалено, по приходу детализировано все объясняла.
- Оценивание проводилось посредством самостоятельного анализа своей работы. Если ученик выполнил поставленные цели, то отлично. В идеале от оценивания отказаться, так как ослабевает внутренняя мотивация. [9]
Заключение
На примере реализации проекта «Разработка туристического маршрута» было показано, что при использовании совместной работы, объединяя концепции отдельных дисциплин для решения проблемы происходит лучшее усвоение знаний и умений, развиваются навыки командной работы. В дальнейшем принцип трансциплинарности планируется применять в обучении и воспитании гимназистов. В частности, с сентября 2021 года внедрить вышеупомянутый проект в МАОУ Гимназии №1 г. Калининграда.
Список литературы
1. Е.А. Солодова, Новые модели в системе образования. Синергетический подход, М., 2011г.
2. Jacobs H.H., Borland J.H. The Interdisciplinary Concept Model. Design and Implementation. Gifted Child Quarterly, 1986.
3. Ниссани М. Междисциплинарность. Режим доступа: http://www.cll.wayne.edu/isp/mnissani/welcome.htm
4. Дэвид Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001.
5. Бергер Г. Opinions and Facts. In.: Interdisciplinary: Problems of Teaching and Research in Universities. P.: OECD, 1972. Р. 23–75.
6. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX–XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. – М.: Кругъ, 2011. – 560 с.
7. Тагард П. Междисциплинарность: торговые зоны в когнитивной науке // Логос. – 2014. – № 1 (97). – С. 35–60.
8. А.В.Галанин, Л.М.Долгалева Стратегии, проблемы и перспективы развития экотуризма в Приморье в современных условиях. Режим доступа: http://botsad.ru/menu/activity/articles/galanin-v/strategii-problemy/strategii-problemy-i-perspektivy-razvitiya-ekoturizma-v-primore-/
9. Альфи Кон Наказание наградой: Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками.