Трансдисциплинарность в современной школе

Разделы: Общепедагогические технологии, Краеведение, Руководство учебным проектом

Класс: 5

Ключевые слова: краеведение


Введение

ФГОС предполагает формирование способностей к инновационной деятельности в целостном диапазоне научных, профессиональных и технологических областей. Такие способности могут возникнуть только в том единственном случае, когда «произойдет слияние фундаментальной, прикладной наук и инновационной отрасли ... в идее междисциплинарных проектов, которые могут представлять собой сложную самоорганизующуюся систему, продуцирующую нелинейный результат»[1].

В работах [2-5] междисциплинарность рассматривается как вид знания и подход к курсу обучения, которые сознательно включают методологию и язык более чем одной дисциплины для рассмотрения центральной темы, проблемы, события, факта и опыта.

Л.П.Репина различает несколько форм междисциплинарных проектов: мультидисциплинарные, интердисциплинарные и трансдисциплинарные. В мультидисциплинарных участники работают независимо друг от друга, решают общую задачу, опираясь на собственную дисциплинарную базу; для интердисциплинарного проекта создается смешанная команда, но ее участники по-прежнему работают в рамках своих дисциплинарных баз; в трансдисциплинарных - участники группы работают совместно, объединяя концепции отдельных дисциплин для решения проблемы [6, с. 27–28]

По мнению П.Тагарда успех трансдисциплинарных проектов зависит от идей, которые должны действительно пересекать дисциплинарные границы [7, с. 48].

Пример реализации трансдисциплинарного проекта

В рамках туристско-краеведческого направления в МБОУ “СОШ №59 г. Владивостока” был реализован проект «Разработка туристического маршрута» для учеников 5 класса. Для работы сформулировали проблему: “Экологический туризм в Приморском крае пока что не является технологически оформленным бизнесом. В частности не разработаны маршруты и программы для разных секторов потребителей туристических услуг.” [8]

Для решения данной проблемы были поставлены задачи: построить оптимальный маршрут; произвести его оценку, т.е. рассчитать допустимую антропогенную нагрузку на территорию, по которой проходят маршруты; планировать потоки туристов; подготовить гидов, хорошо знающих флору и фауну.

Реализация проекта проходила на нескольких площадках: стандартные уроки биологии, математики, ОБЖ, русского языка и литературы согласно школьному расписанию, туристические походы с преподавателем детского туризма,  внеурочная деятельность с преподавателями биологии, математики, информатики, физики, ОБЖ, литературы и русского языка.

Эффективным инструментом для реализации проекта выступили Google-приложения: Google Docs и Google Sheets - для групповой работы над текстом и работы над ошибками; Google Forms - для создания опросников, викторин, анкет; Google Earth – для рассмотрения местности на фотографиях со спутника; Google Slides - для создания презентаций и Google Drawing - для быстрого построения диаграмм и схем.

В ходе работы, учащиеся научились строить маршруты (работа с масштабом, знание основ геометрии, развитие умения решать задачи на движение и логистику), получили опыт туристических выходов (освоение правил поведения на дорогах, в транспорте, в лесу, в горах и т.д.; выработали правила выживания в дикой среде; развили умение работать слаженно в различных условиях); увеличили знания о крае (достопримечательности, особенности климата, растительность, животный мир, особенности рельефа и другое); получили визуальные данные о флоре и фауне Приморского края; научились работать с Google-приложениями; осознанно стали подходить к оформлению текстов; развили свои умения преподносить материал доступно, понятно и интересно; проявили навыки командной работы.

В начале реализации класс разбили на группы по 5 человек. Каждая группа работала над своим маршрутом, но основные знания получали совместно. Разбиение проводилось таким образом, чтобы в каждой группе оказались ребята с разными уровнями подготовки.

Работа над проектом велась поэтапно. Даты реализации этапов пересекались, но работе это только помогало.

Этапы работы

№ этапа

Название этапа

Дисциплины

Задачи

Результат

Даты реализации

1 этап

Разработка маршрута

математика,
география, биология

- выбрать оптимальный маршрут;
- рассмотреть возможные маршруты;
- рассчитать время каждого пути;
- рассчитать стоимость каждого маршрута;
- произвести оценку

5 маршрутов в черте города Владивостока:

фуникулер;
три пещеры;
секреты мыса Тобизина;
пеший маршрут на остров Шкота;
прогулка вдоль озера Юность

Сентябрь - Декабрь

2 этап

Организация походов

туризм, география, ОБЖ

Выходы:

по ровной местности (луга, поля);
в горы;
к пещерам;
фортификационным сооружениям;
к  морю;
к местам археологических раскопок

Выходы:

Кравцовские водопады;
г. Ливадийская;
пещеры “Дракон” и “Серебряная”;
сопка “Бурачека”;
трамвай №5 (в одну сторону на трамвае, обратный - пеший маршрут);
выезд на о. Попова

Октябрь - Март

3 этап

Ознакомление с флорой и фауной маршрута

география, биология, туризм, ОБЖ

Изучение:

особенностей местности;
климатических особенностей края;
растительного мира;
животного мира

 

Октябрь - Февраль

4 этап

Выступления

литература,
русский язык

научиться контролировать громкость голоса;
держать внимание публики;
освоить жестикуляцию руками;
уметь взглядом охватывать всю публику

 

Январь - Апрель

5 этап

Работа с документами

информатика, русский язык, литература

освоить и применить Google-приложения;

 

Сентябрь - Май

6 этап

Выход по готовому маршруту

 

Проложить маршрут

 

Апрель - Май

Особенности

Первые занятия были трудны для преподавателей и для учащихся. У всех было непонимание происходящего, неопределенность и неизвестность. Постепенно были выработаны стратегии и подходы.

После первых туристических выходов работа пошла в новом ключе: ребята показали себя в новом свете; работа стала более слаженной, неформально произошло разделение на роли; в новом свете показали себя и преподаватели, обстановка стала “семейной”.

 

Стандартные уроки

Уроки в проекте

Вовлеченность в урок

70%

100%

Освоение материала

68%

100%

Позиция учителя

учителя - центральная фигура на уроке

учитель - наблюдатель и советник

атмосфера в классе

каждый работает над своей задачей

работа над общей задачей

оценивание

оценка ученика - оценка за работу

оценка ученика - достижение поставленных целей

Возможные проблемы:

  1. возможность использования компьютера с выходом в сеть;
  2. для выходов требовались денежные затраты;
  3. опасения родителей угрозе клещей, простуд;
  4. увеличение нагрузки на учителей;
  5. пропуски занятий;
  6. оценивание учащихся по предметам.

Решения:

  1. Разбиение по группам осуществлялось таким образом, чтобы в каждой был учащийся, имеющий компьютер с доступом в интернет. Он отвечал за работу с документами и  по возможности у него группа могла собраться. Доступ к школьным компьютерам был также предоставлен всем учащимся во второй половине дня.
  2. Туристические выходы предварительно подсчитали, чтобы затраты по месяцам были равнозначны.
  3. С родителями проводились многочисленные встречи. При беседах участвовали все преподаватели и были представлены планы действий в различных ситуациях.
  4. Предположительно, в следующие года нагрузка снизится за счет готовых рабочих программ и планов.
  5. При пропуске занятий учащимся группа вводила его в курс дела удалено, по приходу детализировано все объясняла.
  6. Оценивание проводилось посредством самостоятельного анализа своей работы. Если ученик выполнил поставленные цели, то отлично. В идеале от оценивания отказаться, так как ослабевает внутренняя мотивация. [9]

Заключение

На примере реализации проекта «Разработка туристического маршрута» было показано, что при использовании совместной работы, объединяя концепции отдельных дисциплин для решения проблемы происходит лучшее усвоение знаний и умений, развиваются навыки командной работы. В дальнейшем принцип трансциплинарности планируется применять в обучении и воспитании гимназистов. В частности, с сентября 2021 года внедрить вышеупомянутый проект в МАОУ Гимназии №1 г. Калининграда.

Список литературы

1. Е.А. Солодова, Новые модели в системе образования. Синергетический подход, М., 2011г.

2. Jacobs H.H., Borland J.H. The Interdisciplinary Concept Model. Design and Implementation. Gifted Child Quarterly, 1986.

3. Ниссани М. Междисциплинарность. Режим доступа: http://www.cll.wayne.edu/isp/mnissani/welcome.htm

4. Дэвид Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001.

5. Бергер Г. Opinions and Facts. In.: Interdisciplinary: Problems of Teaching and Research in Universities. P.: OECD, 1972. Р. 23–75.

6. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX–XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. – М.: Кругъ, 2011. – 560 с.

7. Тагард П. Междисциплинарность: торговые зоны в когнитивной науке // Логос. – 2014. – № 1 (97). – С. 35–60.

8. А.В.Галанин, Л.М.Долгалева Стратегии, проблемы и перспективы развития экотуризма в Приморье в современных условиях. Режим доступа: http://botsad.ru/menu/activity/articles/galanin-v/strategii-problemy/strategii-problemy-i-perspektivy-razvitiya-ekoturizma-v-primore-/

9. Альфи Кон Наказание наградой: Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками.