Групповая работа как средство формирование УУД в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках.

Система универсальных учебных действий (УУД) прописана во ФГОС 2 поколения для начальной школы. На мой взгляд, это фундамент всего образования.

УУД делятся на группы: регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные. Для определения уровня сформированности УУД каждой группы можно использовать различные методики.

В этой статье мы поговорим об коммуникативных УУД, которые обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы:

  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • возрастает сплочённость класса;
  • ученик более точно оценивает свои возможности;
  • дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;
  • формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.

Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Младшим школьникам очень нравится работать в группах. Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

В настоящее время существует большое количество вариантов технологий обучения в сотрудничестве, которые предполагают активное взаимодействие учащихся друг с другом на уроке, их работу в парах или малых группах.

Наиболее известным вариантом является КСО, предполагающий работу в парах постоянного и сменного состава. Его авторами и разработчиками являются Александр Григорьевич Ривин, Виталий Кузьмич Дьяченко, Манук Ашотович Мкртчян.

Технология предполагает организацию сотрудничества учащихся в парах постоянного и сменного состава.

Пара постоянного состава является статической, она предусматривает совместную деятельность учеников, сидящих за одной партой. Статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик», так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения.

Пары сменного состава могут быть двух видов:

  • динамическая пара;
  • вариационная пара.

Динамическая пара – работа в малой группе, состоящей из четырёх человек.

Для выполнения задания объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Общее задание делится между членами микрогруппы. Учитель даёт 4 варианта заданий, 4 вопроса, 4 пункта плана. Задания обычно пишутся на карточках. Используются режимы взаимообучения, взаимотренажа, взаимоконтроля. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнёров. Для удобства работы ученики могут пересаживаться.

Вариационная пара - работа в малой группе, состоящей из чётного количества учеников, которые садятся вместе. Каждый взаимодействует то с левым, то с правым соседом. После работы с одним соседом и обмена карточками - поворот к новому соседу. И так до тех пор, пока к ученику не вернётся его карточка.

В КСО основной формой является взаимодействие учащихся в парах сменного состава: школьники поочерёдно выполняют функции «учителя» и «ученика», осуществляя взаимообучение, взаимоопрос, взаимоконтроль. Поработав в одной паре, ученик переходит в другую пару. Таким образом, получается, что каждый учит каждого.

Как организовать коллективную работу?

1. Начинать надо с самого простого – работы в паре постоянного состава. Дети должны научиться договариваться о совместной работе, уступать друг другу, научиться слушать собеседника. Перед работой очень важно сформулировать основные правила работы в паре.

2. Принцип работы в парах сменного состава осуществляется по тому же принципу, но после окончания работы в паре – она распадается, образуя новые пары с другими учениками.

  • Один из видов работы пары сменного состава происходит в четвёрке, когда ученики объединяются по вертикали, горизонтали, по диагонали.
  • Второй вид – игровая форма «Эскалатор». Движение детей при этом похоже на движение эскалатора в метро. «Малый эскалатор» движение по кругу одного из вариантов, другой вариант сидит неподвижно. Движение осуществляется по сигналу учителя: хлопок, звонок и др.
  • В «Большом эскалаторе» движение осуществляется в каждой колонке по кругу.

Во время такого перемещения удобно проводить взаимодиктанты как по русскому, так и по математике. Закреплять полученные знания, которые требуют устного объяснения. Практика показала, что дети воспринимают речь друг друга намного лучше, чем взрослых.

  • Ещё один вид образования сменной пары – игровая форма «Иду в гости». Класс делится на две группы: первая группа – «Хозяева», вторая – «Гости». Делиться при этом можно по-разному:
    • по вариантам
    • мальчики и девочки
    • класс делится пополам и др.

У «хозяев» - дидактический материал: карточки с заданием и обязательно с ответом «ключом». Задание может быть подготовлено учителем или самими учениками «Хозяевами». Для повышения активности «Гостей» на столах у «Хозяев» - жетоны. «Гости» пересаживаются от «Хозяина» к «Хозяину» по сигналу учителя, собирая подарки в виде жетонов и выполняя задания. По окончанию игры подводится итог.

Следующий вид образования сменной пары – свободное перемещение по классу «Найди друга».

После выполнения своей работы индивидуально или в парах постоянного состава, ученики с помощью оговорённого заранее сигнала образуют новую пару. Они или обучают друг друга по своим карточкам и заданиям, или проверяют правильность выполнения задания. У учителя находится «ключ» к заданиям, поэтому при возникновении сомнения у учеников, они могут проверить себя.

3. Работа в малых группах – следующий этап коллективной работы. Группы могут состоять из разного количества учащихся, но начинать с четвёрок. Формированием групп на первых этапах занимается учитель, чтобы в группу входили дети с разным уровнем способностей, психофизическими особенностями и умениями работать в коллективе.

  • Работу можно проводить как в рамках одной группы, когда ученики сначала работают со своим заданием, а потом ведут обсуждение, делают вывод или проверяют себя всей группой.
  • Можно каждой группе дать отдельный блок темы. И, тогда после совместного разбора заданий в своей группе ученики образуют новые группы (возможно пары) для передачи информации и обучения других детей. На таком уроке задача ученика: выполнить (изучить) задания каждого блока.

Организация форм работы в малых группах, а также использование различных видов деятельности, в том числе и игр, при такой работе зависит от творчества самого учителя.

При использовании КСО на уроках неизбежно возникает шум, и что следует научить детей регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнёр хорошо слышал, а другим голос не мешал.

Учитель при использовании данной технологии не является сторонним наблюдателем. Он должен научиться слушать и слышать сразу несколько пар, направлять работу отдельных учащихся и управлять работой в целом.

КСО влияет на изменение мотивации учения, поскольку налагает особую ответственность на ученика, вызывает интерес детей, способствует становлению у младших школьников умения учиться. Основным девизом КСО стала формула: «Тот, кто учит, тот и учится».