Литературное чтение. Тема: "П.П.Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте" (второй урок)

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4

Ключевые слова: литературное чтение, П.П.Бажов, П.П.Бажов «Серебряное копытце»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели:

  • Продолжить работу над изучением сказа П.Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом; учить составлению портретной характеристики героев;
  • Развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение; развивать навыки самопроверки и самоконтроля через использование технологической карты и работы с ПК;
  • Воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.

Планируемые результаты:

  • Предметные: умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про
  • себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном
  • чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
    • Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных(ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги:
    • Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение
    • договариваться о совместных действиях);
  • Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества П.П.Бажова.

Оборудование: презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали — это..... (наш Бажов)!

Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.

«Колдун уральский бородатый», — сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» — то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было — Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов — Колдунков Егорша. (Слайд №2)

2. Проверка домашнего задания

- Понравилась ли вам сказка? Чем?

Кто главные герои этой сказки? Слайд №3

А. Работа по содержанию сказки (с выборочным чтением).

- Почему Кокованя решил взять себе сиротку? (Он был одиноким.)

- Кого посоветовали ему взять соседи? (Девчонку шести лет из семьи Григория Потопаева.)

- Кто такой приказчик? (Приказчик – это небольшой начальник на заводе.)

- Как жилось девочке в чужой семье? Прочитайте.

- Что значит «взъедалась на девочку»? (т.е. ругала ее, попрекала куском хлеба.)

- Прочитайте, как Кокованя впервые увидел девочку.

- Как назвал старик девочку, почему? (Он назвал её Подарёнкой, потому что девочку как бы подарили чужим людям, т.е. отдали.)

- Как на самом деле зовут девчоночку? (Дарёнкой.)

- Чем занимался Кокованя? (Он добывал летом золото, а зимой бегал по лесам за козлом.)

- Как жили Кокованя, Дарёнка и кошка «Мурёнка»? Прочитайте.

- О ком любил рассказывать старик? (Об особенном козле с серебряным копытцем на правой передней ноге.)

- Почему Дарёнка заинтересовалась козлом?

- О чём она расспрашивала? (Она спрашивала и как он выглядит, и чем питается, и как пахнет. Ей все было интересно.)

- Почему Кокованя не хотел брать с собой девочку в лес? Прочитайте.

- Где собирался ночевать старик зимой в лесу? Прочитайте.

- Почему старик решил взять-таки с собой Дарёнку? Прочитайте.

- Что взяли с собой в лес Кокованя и Дарёнка? Прочитайте.

- Почему Дарёнка хотела оставить кошку дома? (Чтобы она дома ловила мышей.)

- Что случилось по дороге в лес? (Собаки лай да визг подняли, увидев Мурёнку, которая в лес бежала за ними.)

- Чем занимался Кокованя в лесу? (Он охотился на козлов.)

- Почему же он всё-таки ушёл в завод? (Дарёнка уговорила.)

- Что увидела в окошко Дарёнка? Прочитайте.

- Каким увидела Дарёнка козла в первый раз? Прочитайте.

- Какую картину увидела Дарёнка около избушки? Прочитайте.

- Что случилось, когда вернулся Кокованя? (В это время весь балаган был уже засыпан драгоценными камнями.)

- Что произошло с Серебряным копытцем и с Мурёнкой. (Они исчезли.)

- Сколько камней успел собрать Кокованя? (Он нагрёб полшапки камней.)

- Почему же он не собрал их побольше? (Дарёнка попросила оставить эту красоту до утра, чтобы на неё полюбоваться.)

- Вернулась ли домой кошка? (Нет.)

- Как вы думаете, почему она не вернулась? (Она осталась, наверное, с Серебряным копытцем, потому что кошка тоже была необыкновенной.)

- Что стали находить люди по тем покосным ложкам? (Хризолиты.)

Б. Работа с текстом и иллюстрациями. (иллюстрации на слайдах) (Слайд №4)

 Посмотрите на слайд. Что на ней изображено?

А теперь расположите картинки по порядку. Это план сказки. Как озаглавим?

Слайд №5

1. Дарёнка.

2. Серебряное копытце.

3. Жизнь в лесу.

4. Чудо Серебряного копытца.

3. Физминутка

4. Мотивы народных сказок в авторском тексте

- К какому жанру относится это произведение? (Это не сказка, а сказ.)

- Как вы объясните слово «Сказ»?

- Обратимся к словарю Ожегова. (Слайд №6)

(Сказ - это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведётся повествование)

- Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.  В сказках всегда есть назидательный смысл.) Слайд 6

- Что такое рассказ? (Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод. Где происходят реальные события.) (Слайд №6)

Сказ - это авторский текст.

Получается, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа.

- Что сказочного в произведении? Чем схожа с народными сказками (Есть волшебные герои. Это Серебряное копытце, которое может выбивать драгоценные камни, и кошка Мурёнка.)

- А есть ли обычные, не сказочные события? (Да. На самом деле бедным людям жилось тяжело, как Коковане и Дарёнке. Но несмотря на это они не озлобились, а еще оказывали помощь другим, ещё более обделённым судьбой.)

Легенда о козлике

Слайд №7

Серый лесной уральский «козлик» - это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

Слайд № 8-11

Серебряное Копытце – это Лось, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него. Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях - подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.

- Получается, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа. Слайд № 12

Отличительные черты сказа:

  • Герои – люди обыкновенные.
  • Фольклорная первооснова.
  • Присутствие рассказчика – человека из народа.

«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. И рассказ ведется от лица Деда …. Слышко

- Кто такой Дед Слышко?

На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.

Сказ закончился чудом.

- А вы верите в чудеса?

- Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.

- Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями.

- Так что же важнее для человека ДОБРО - ИМУЩЕСТВО или ДОБРО - ХОРОШЕЕ НА БЛАГО ДРУГИХ?

Работа в парах

- Соберите пословицы, которые подходят содержанию сказа? Слайд №13

  • Добра себе желаешь - делай добро.
  • Доброму слову добрая память.
  • С добрым словом жить в радости.
  • От доброго дерева - добрый плод.
  • Доброе дело два века живет.
  • Доброе слово дарит доброе тепло. (Приложение 1)

- Чему нас учат герои Павла Бажова?

(Пары прочитывают пословицы)

- Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

Слайд 14

5.Рефлексия учебной деятельности

Закончите урок фразой:

  • Я понял…
  • Я узнал….
  • Я хочу узнать…
  • Я похвалил бы себя за…..
  • После урока мне захотелось….

6. Итог урока

– Что понравилось на уроке?

7. Домашнее задание

Пересказ описания козлика, выписать в тетрадь по чтению слова и выражения, характеризующие Дарёнку и Кокованю.