Цели:
- Продолжить работу над изучением сказа П.Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом; учить составлению портретной характеристики героев;
- Развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение; развивать навыки самопроверки и самоконтроля через использование технологической карты и работы с ПК;
- Воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.
Планируемые результаты:
- Предметные: умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про
- себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном
- чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.
- Метапредметные:
- Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
- Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных(ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги:
- Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение
- договариваться о совместных действиях);
- Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества П.П.Бажова.
Оборудование: презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали — это..... (наш Бажов)!
Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.
«Колдун уральский бородатый», — сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» — то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было — Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов — Колдунков Егорша. (Слайд №2)
2. Проверка домашнего задания
- Понравилась ли вам сказка? Чем?
Кто главные герои этой сказки? Слайд №3
А. Работа по содержанию сказки (с выборочным чтением).
- Почему Кокованя решил взять себе сиротку? (Он был одиноким.)
- Кого посоветовали ему взять соседи? (Девчонку шести лет из семьи Григория Потопаева.)
- Кто такой приказчик? (Приказчик – это небольшой начальник на заводе.)
- Как жилось девочке в чужой семье? Прочитайте.
- Что значит «взъедалась на девочку»? (т.е. ругала ее, попрекала куском хлеба.)
- Прочитайте, как Кокованя впервые увидел девочку.
- Как назвал старик девочку, почему? (Он назвал её Подарёнкой, потому что девочку как бы подарили чужим людям, т.е. отдали.)
- Как на самом деле зовут девчоночку? (Дарёнкой.)
- Чем занимался Кокованя? (Он добывал летом золото, а зимой бегал по лесам за козлом.)
- Как жили Кокованя, Дарёнка и кошка «Мурёнка»? Прочитайте.
- О ком любил рассказывать старик? (Об особенном козле с серебряным копытцем на правой передней ноге.)
- Почему Дарёнка заинтересовалась козлом?
- О чём она расспрашивала? (Она спрашивала и как он выглядит, и чем питается, и как пахнет. Ей все было интересно.)
- Почему Кокованя не хотел брать с собой девочку в лес? Прочитайте.
- Где собирался ночевать старик зимой в лесу? Прочитайте.
- Почему старик решил взять-таки с собой Дарёнку? Прочитайте.
- Что взяли с собой в лес Кокованя и Дарёнка? Прочитайте.
- Почему Дарёнка хотела оставить кошку дома? (Чтобы она дома ловила мышей.)
- Что случилось по дороге в лес? (Собаки лай да визг подняли, увидев Мурёнку, которая в лес бежала за ними.)
- Чем занимался Кокованя в лесу? (Он охотился на козлов.)
- Почему же он всё-таки ушёл в завод? (Дарёнка уговорила.)
- Что увидела в окошко Дарёнка? Прочитайте.
- Каким увидела Дарёнка козла в первый раз? Прочитайте.
- Какую картину увидела Дарёнка около избушки? Прочитайте.
- Что случилось, когда вернулся Кокованя? (В это время весь балаган был уже засыпан драгоценными камнями.)
- Что произошло с Серебряным копытцем и с Мурёнкой. (Они исчезли.)
- Сколько камней успел собрать Кокованя? (Он нагрёб полшапки камней.)
- Почему же он не собрал их побольше? (Дарёнка попросила оставить эту красоту до утра, чтобы на неё полюбоваться.)
- Вернулась ли домой кошка? (Нет.)
- Как вы думаете, почему она не вернулась? (Она осталась, наверное, с Серебряным копытцем, потому что кошка тоже была необыкновенной.)
- Что стали находить люди по тем покосным ложкам? (Хризолиты.)
Б. Работа с текстом и иллюстрациями. (иллюстрации на слайдах) (Слайд №4)
Посмотрите на слайд. Что на ней изображено?
А теперь расположите картинки по порядку. Это план сказки. Как озаглавим?
Слайд №5
1. Дарёнка.
2. Серебряное копытце.
3. Жизнь в лесу.
4. Чудо Серебряного копытца.
3. Физминутка
4. Мотивы народных сказок в авторском тексте
- К какому жанру относится это произведение? (Это не сказка, а сказ.)
- Как вы объясните слово «Сказ»?
- Обратимся к словарю Ожегова. (Слайд №6)
(Сказ - это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведётся повествование)
- Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.) Слайд 6
- Что такое рассказ? (Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод. Где происходят реальные события.) (Слайд №6)
Сказ - это авторский текст.
Получается, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа.
- Что сказочного в произведении? Чем схожа с народными сказками (Есть волшебные герои. Это Серебряное копытце, которое может выбивать драгоценные камни, и кошка Мурёнка.)
- А есть ли обычные, не сказочные события? (Да. На самом деле бедным людям жилось тяжело, как Коковане и Дарёнке. Но несмотря на это они не озлобились, а еще оказывали помощь другим, ещё более обделённым судьбой.)
Легенда о козлике
Слайд №7
Серый лесной уральский «козлик» - это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.
Слайд № 8-11
Серебряное Копытце – это Лось, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него. Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях - подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.
- Получается, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа. Слайд № 12
Отличительные черты сказа:
- Герои – люди обыкновенные.
- Фольклорная первооснова.
- Присутствие рассказчика – человека из народа.
«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. И рассказ ведется от лица Деда …. Слышко
- Кто такой Дед Слышко?
На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.
Сказ закончился чудом.
- А вы верите в чудеса?
- Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.
- Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями.
- Так что же важнее для человека ДОБРО - ИМУЩЕСТВО или ДОБРО - ХОРОШЕЕ НА БЛАГО ДРУГИХ?
Работа в парах
- Соберите пословицы, которые подходят содержанию сказа? Слайд №13
- Добра себе желаешь - делай добро.
- Доброму слову добрая память.
- С добрым словом жить в радости.
- От доброго дерева - добрый плод.
- Доброе дело два века живет.
- Доброе слово дарит доброе тепло. (Приложение 1)
- Чему нас учат герои Павла Бажова?
(Пары прочитывают пословицы)
- Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
Слайд 14
5.Рефлексия учебной деятельности
Закончите урок фразой:
- Я понял…
- Я узнал….
- Я хочу узнать…
- Я похвалил бы себя за…..
- После урока мне захотелось….
6. Итог урока
– Что понравилось на уроке?
7. Домашнее задание
Пересказ описания козлика, выписать в тетрадь по чтению слова и выражения, характеризующие Дарёнку и Кокованю.