Программа внеурочной деятельности "Школа в лицах": командообразование в проектной деятельности"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: проектная деятельность


Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Условия современного научно-технического прогресса и развитой экономики, направленной на сложное наукоемкое производство требует большой интенсивности межличностных взаимодействий. Под социальными компетенциями понимается способность достичь успеха в многообразной социальной среде, используя различные социальные умения и навыки. Кроме того сформированные навыки личностной саморегуляции всегда ведут к более высоким результатам деятельности. Лидерские качества являются сочетанием развитых навыков саморегуляции и социальных компетенций индивида, которые в современных подходах позиционируются, как soft-навыки.

Цель данной программы – создание условий для развития необходимых личностных навыков саморегуляции и социальных компетенций через решение теоретических и практических задач, стоящих перед обучающимися при разработке и создании продуктов проектной деятельности. В частности, развитие и наполнение проектной платформы «Школа в лицах», созданной как альтернатива школьному музею МАОУ СОШ №21 г. Кунгура в январе 2020 года.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Развивать личностные навыки саморегуляции: умение строить цели, исходя из личных предпочтений и интересов, составлять план достижения целей, способствовать повышению ответственности за планируемое дело;

2. Развивать социальные компетенции обучающихся: умение взаимовыгодно сотрудничать, работая в командном проекте; слышать и ценить мнение другого; распределять роли в команде, ориентируясь на личные предпочтения участников;

3. Способствовать повышению личной уверенности, самооценки у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

4. Добиваться гармоничного развития всех сторон личности: интеллектуального, духовного, эмоционального, физического.

Программа предусматривает проведение аудиторных и внеаудиторных теоретических и практических занятий, игровых и тренинговых программ, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, экскурсий, обучающих игр, практическую работу по созданию проектных работ, в том числе индивидуальная работа по поиску необходимой информации, созданию продукта проекта, с привлечением наставников: родителей, социальных партнеров.

Занятия проводятся 1 раз в неделю для обучающихся 10 класса.

В основу изучения курса внеурочной деятельности положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. В ходе реализации программы данного курса будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов с первого по третий уровень.

1 уровень - безопасная и своевременная социализация детей в повседневной жизни; приобретение обучающимися социальных знаний и формирование личностных компетенций, влияющих на их социальные взаимодействия под руководством преподавателя курса:

- приобретение обучающимися навыков постановки целей, планирования, самоконтроля, достижения результата и оценки результатов своей деятельности;

- формирование умения предвидеть возможные результаты, в том числе и при социальных взаимодействиях;

- формирование умения слушать и вступать в диалог, учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, тем самым получая необходимые основы социальных знаний, понимание необходимости грамотных социальных взаимодействий для будущей успешности.

2 уровень - самоопределение; формирование внутренней позиции обучающегося, позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом, взаимодействие школьников между собой:

- принятие и освоение новой социальной роли обучающегося;

- развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

- положительная динамика развития коммуникативных возможностей и способностей, - формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

- развитие эмоционального и социального интеллектов, как необходимых факторов успешности в исследовательской, творческой и профессиональной деятельности;

- получение опыта положительного достижения результата, применяя социальный опыт и знания;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- уважительное отношение к традициям и обычаям.

3 уровень - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, в обществе других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены:

- самостоятельное применение обучающимися навыков постановки целей, планирования, самоконтроля, достижения и оценки результатов своей деятельности в реальной социальной среде.

- умение вносить коррективы в выполнение задач на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность - самостоятельное применение умения в реальном социальном взаимодействии за пределами школы достигать поставленной цели;

- самостоятельное применение умения слушать и вступать в диалог, учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, тем самым получая необходимые основы социальных знаний, применение грамотных социальных взаимодействий для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

- способность правильно, сохраняя себя, реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- ценностное отношение к труду и творчеству;

- навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового.

Для отслеживания результатов предусматривается участие в следующих мероприятиях:

- Встречи, беседы, наблюдение за творческим, игровым процессом учащегося;

- Аудиторный опрос;

- Диагностические материалы по оценке результатов освоения обучающимися содержания программы: анкетирование, тестирование учащихся;

- Выполнение учащимися коллективных проектных работ;

- Выполнение учащимся индивидуальных проектных работ различных типов: исследовательского, информационно-исследовательского, творческого, практико-ориентированного, игрового, социального;

- Участие в отчетных мероприятиях.

Содержание курса внеурочной деятельности

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Игровые методики на знакомство с коллективом обучающихся. Введение в тему курса.
Знакомство с проектом «Интернет-площадка «Школа в лицах»».
Формирование первичных групп для работы в проекте.

1

2

Знакомство с историей образовательной организации.
Библиотечный час «Школьный музей – история развития школы».

1

3

КЛАССная встреча (директор МАОУ СОШ №21).
Знакомство с профессией «руководитель». Мастер- класс «ТОП-5 вопросов (о том, как получить максимум интересной информации).

1

4

Принципы эффективного лидерства.
Выбор и его последствия.

2

5

КЛАССная встреча (сотрудник городской газеты
«Искра»). Знакомство с профессией «корреспондент».

1

6

Реактивное и проактивное поведение.
Психология победителя и неудачника.

2

7

КЛАССная встреча (сотрудник городского архива).
Знакомство с профессией «архивариус».

1

8

Принципы тайм-менеджмента.
Целеполагание, планирование, расстановка приоритетов.
Способы постановки и достижения цели.
Работа с алгоритмом формулирования цели SMART.

4

9

Самооценка и уровень притязаний.

1

 

Командные навыки эффективности.

2

10

КЛАССная встреча (сотрудники городского телевидения «Кунгур-ТВ»).
Знакомство с профессией «репортер».

1

11

Социальные сети: принципы успешного поста.

2

12

Реклама. ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ рекламировать?

1

13

Работа над содержанием страницы площадки «Школа в лицах»

5

14

КЛАССная встреча (известные выпускники МАОУ СОШ №21).
Знакомство с профессией «ведущий, аниматор».

2

15

Презентация площадки «Школа в лицах» для участников образовательного процесса

3

16

Видеоролик «Школа в лицах». Разработка сценария, съемка и монтаж.

2

17

Мониторинг эффективности команды. Рейтинг.
Оценка эффективности.

1

18

Обобщение по курсу. Дискуссия «Цели и результаты – точки соприкосновения».

1

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я.Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.

2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я.Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.

3. Что такое учебный проект? / М.А.Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – 44 с.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).

5. Стивен Р.Кови. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. – 10–е изд., доп. – Москва: Альпина Паблишер, 2015.

6. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи/Материалы Всесоюзной конференции «Человек в системе общенаучных отношений». М., 1991.

7.Бухвалов, В.А. Развитие обучающихся в процессе творчества и сотрудничества / В.А.Бухвалов. – М.: Центр Педагогический поиск», 2000.

8. Интернет-ресурсы.