Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Условия современного научно-технического прогресса и развитой экономики, направленной на сложное наукоемкое производство требует большой интенсивности межличностных взаимодействий. Под социальными компетенциями понимается способность достичь успеха в многообразной социальной среде, используя различные социальные умения и навыки. Кроме того сформированные навыки личностной саморегуляции всегда ведут к более высоким результатам деятельности. Лидерские качества являются сочетанием развитых навыков саморегуляции и социальных компетенций индивида, которые в современных подходах позиционируются, как soft-навыки.
Цель данной программы – создание условий для развития необходимых личностных навыков саморегуляции и социальных компетенций через решение теоретических и практических задач, стоящих перед обучающимися при разработке и создании продуктов проектной деятельности. В частности, развитие и наполнение проектной платформы «Школа в лицах», созданной как альтернатива школьному музею МАОУ СОШ №21 г. Кунгура в январе 2020 года.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Развивать личностные навыки саморегуляции: умение строить цели, исходя из личных предпочтений и интересов, составлять план достижения целей, способствовать повышению ответственности за планируемое дело;
2. Развивать социальные компетенции обучающихся: умение взаимовыгодно сотрудничать, работая в командном проекте; слышать и ценить мнение другого; распределять роли в команде, ориентируясь на личные предпочтения участников;
3. Способствовать повышению личной уверенности, самооценки у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
4. Добиваться гармоничного развития всех сторон личности: интеллектуального, духовного, эмоционального, физического.
Программа предусматривает проведение аудиторных и внеаудиторных теоретических и практических занятий, игровых и тренинговых программ, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, экскурсий, обучающих игр, практическую работу по созданию проектных работ, в том числе индивидуальная работа по поиску необходимой информации, созданию продукта проекта, с привлечением наставников: родителей, социальных партнеров.
Занятия проводятся 1 раз в неделю для обучающихся 10 класса.
В основу изучения курса внеурочной деятельности положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. В ходе реализации программы данного курса будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов с первого по третий уровень.
1 уровень - безопасная и своевременная социализация детей в повседневной жизни; приобретение обучающимися социальных знаний и формирование личностных компетенций, влияющих на их социальные взаимодействия под руководством преподавателя курса:
- приобретение обучающимися навыков постановки целей, планирования, самоконтроля, достижения результата и оценки результатов своей деятельности;
- формирование умения предвидеть возможные результаты, в том числе и при социальных взаимодействиях;
- формирование умения слушать и вступать в диалог, учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, тем самым получая необходимые основы социальных знаний, понимание необходимости грамотных социальных взаимодействий для будущей успешности.
2 уровень - самоопределение; формирование внутренней позиции обучающегося, позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом, взаимодействие школьников между собой:
- принятие и освоение новой социальной роли обучающегося;
- развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
- положительная динамика развития коммуникативных возможностей и способностей, - формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
- развитие эмоционального и социального интеллектов, как необходимых факторов успешности в исследовательской, творческой и профессиональной деятельности;
- получение опыта положительного достижения результата, применяя социальный опыт и знания;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традициям и обычаям.
3 уровень - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, в обществе других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены:
- самостоятельное применение обучающимися навыков постановки целей, планирования, самоконтроля, достижения и оценки результатов своей деятельности в реальной социальной среде.
- умение вносить коррективы в выполнение задач на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность - самостоятельное применение умения в реальном социальном взаимодействии за пределами школы достигать поставленной цели;
- самостоятельное применение умения слушать и вступать в диалог, учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, тем самым получая необходимые основы социальных знаний, применение грамотных социальных взаимодействий для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.
- способность правильно, сохраняя себя, реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- ценностное отношение к труду и творчеству;
- навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового.
Для отслеживания результатов предусматривается участие в следующих мероприятиях:
- Встречи, беседы, наблюдение за творческим, игровым процессом учащегося;
- Аудиторный опрос;
- Диагностические материалы по оценке результатов освоения обучающимися содержания программы: анкетирование, тестирование учащихся;
- Выполнение учащимися коллективных проектных работ;
- Выполнение учащимся индивидуальных проектных работ различных типов: исследовательского, информационно-исследовательского, творческого, практико-ориентированного, игрового, социального;
- Участие в отчетных мероприятиях.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Игровые методики на знакомство с коллективом обучающихся. Введение в тему курса. |
1 |
2 |
Знакомство с историей образовательной организации. |
1 |
3 |
КЛАССная встреча (директор МАОУ СОШ №21). |
1 |
4 |
Принципы эффективного лидерства. |
2 |
5 |
КЛАССная встреча (сотрудник городской газеты |
1 |
6 |
Реактивное и проактивное поведение. |
2 |
7 |
КЛАССная встреча (сотрудник городского архива). |
1 |
8 |
Принципы тайм-менеджмента. |
4 |
9 |
Самооценка и уровень притязаний. |
1 |
|
Командные навыки эффективности. |
2 |
10 |
КЛАССная встреча (сотрудники городского телевидения «Кунгур-ТВ»). |
1 |
11 |
Социальные сети: принципы успешного поста. |
2 |
12 |
Реклама. ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ рекламировать? |
1 |
13 |
Работа над содержанием страницы площадки «Школа в лицах» |
5 |
14 |
КЛАССная встреча (известные выпускники МАОУ
СОШ №21). |
2 |
15 |
Презентация площадки «Школа в лицах» для участников образовательного процесса |
3 |
16 |
Видеоролик «Школа в лицах». Разработка сценария, съемка и монтаж. |
2 |
17 |
Мониторинг эффективности команды. Рейтинг. |
1 |
18 |
Обобщение по курсу. Дискуссия «Цели и результаты – точки соприкосновения». |
1 |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я.Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я.Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.
3. Что такое учебный проект? / М.А.Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – 44 с.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
5. Стивен Р.Кови. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. – 10–е изд., доп. – Москва: Альпина Паблишер, 2015.
6. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи/Материалы Всесоюзной конференции «Человек в системе общенаучных отношений». М., 1991.
7.Бухвалов, В.А. Развитие обучающихся в процессе творчества и сотрудничества / В.А.Бухвалов. – М.: Центр Педагогический поиск», 2000.
8. Интернет-ресурсы.