Методическая разработка классного часа "Родной край"

Разделы: Классное руководство, Краеведение

Класс: 4

Ключевые слова: классный час, краеведение, г. Тулун


Направление: краеведение.

Класс: 4.

Тема занятия: «Родной край».

Цель: познакомить с расположением родного края на политико-административной карте РФ, некоторыми сведениями о родном крае, особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, особенностями экономики, проблемами экологии.

Планируемые результаты

Метапредметные

Личностные

  • формировать положительное и осознанное отношение к изучению окружающего мира,
  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Познавательные

  • формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,
  • давать характеристики изучаемым объектам,
  • работать с текстовым и иллюстративным материалом,
  • осуществлять обобщение, делать выводы.

Коммуникативные

  • понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, используя изученные термины и опираясь на свой опыт, знания,
    развивать умение выступать перед классом,
    выражать свою точку зрения.
  • совершенствовать умение работать в парах.

Регулятивные

  • формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,
  • формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,
  • формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Предметные

  • Расширить знания о родном городе Тулуне.
  • Формировать умение находить и показывать свой регион на карте России.
  • Иметь представление о природных зонах своего региона.
  • Повторить историю появления города Тулуна.
  • Вспомнить разрушительные события наводнения 2019года.
  • Рассказать об истории возрождения города.
  • Порассуждать о роль каждого жителя в сохранении и воссоздании города.

Формы работы учащихся: Учебный диалог, фронтальная работа под руководством учителя, наблюдение, работа с политико-административной картой РФ, индивидуальная работа, самоконтроль, практическая работа в парах, взаимоконтроль, коррекция своей работы.

Оборудование для учителя: атлас «История Тулуна и Тулунского района», презентация.

Ход занятия

1. Вступительная часть

Сегодня урок необычный у нас
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

Просмотр презентации «История Тулуна и Тулунского района»

- Продолжите фразу «Тулун для меня…………………….» (Ответы детей)

Самоопределение к деятельности

- Как вы думаете, чему будут посвящен наш классный час? (Ответы детей)

- Сформулируйте тему урока.

- Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Ответы детей)

- Что нужно делать, чтобы ответить на все вопросы? (Ответы детей)

- История нашего края богатая и разнообразная. Познакомимся с ней по плану:

1) история района

2) положение на карте

3) экономика

4) климат

5) наводнение 2019г.

6) возрождение города

2. Основная часть

Работа по теме. Сообщения представлены хорошо подготовленными учащимися.

1) История района

«Тулун» переводится с бурятского как кожаный мешок, город получил это название из-за расположения в изгибе реки, огибающей его как мешок. Отсюда же и пошёл герб города (чёрное основание — это символ угольных богатств района, колос — символ сельского хозяйства города).

Точных сведений о дате основания Тулуна нет. Известно лишь, что небольшое поселение из десятка дворов у реки Ии существовало уже в начале XVIII века. Первое письменное упоминание о Тулуне принадлежит перу известного ученого, естествоиспытателя, натуралиста, ботаника Иоганна Георга Гмелина, посетившим Тулун в 1735 году в составе академического отряда II Камчатской экспедиции, о чём сохранилась запись в его путевых заметках:

3 марта 1735 года ещё до обеда, в 8 часов утра, мы прибыли из Удинска в деревню Тулун, после того как проехали по редкому, большей частью, сосновому лесу. Эта деревня лежит на реке Ия, в ней около 10 домов и управляется она из Илимска.

В 1730—1743 годы деревня Тулуновская входила в состав Илимского уезда. Жители деревни в основном являлись выходцами из илимских волостей. К 1745 году население Тулуна составило 297 душ мужского пола.

После строительства Московского тракта, проложенного в 1762—1774 годах, начался приток переселенцев в Тулун. Ямщицким промыслом в последующие годы в Тулуне занималось около 200 семейств, возникли постоялые дворы, для переправы через реку Ия был сооружен паром. Вдоль тракта возникают пересыльные пункты, почтовые станции. В XIX веке строится Братский тракт, затем железная дорога, что послужило мощным толчком к бурному развитию села Тулун.

Во второй половине 19 века Тулун становится видным торговым селом. В Тулуне проживает до 7 тысяч жителей, действуют более 70 торговых заведений, 2-классное мужское и 1-классное женское училища, богадельня, приемный покой и врачебный пункт, вольная аптека, сельская пожарная дружина, волостное правление Тулуновской волости.

2) Положение на карте

Тулун расположен на Иркутско-Черемховской равнине, в лесостепной полосе предгорий Восточного Саяна, на реке Ие, притоке реки Оки (бассейн Ангары). Территория города представляет собой холмисто-увалистую равнину, сформированную эрозионной деятельностью реки Ии и её притоков. Он располагается на Транссибирской железнодорожной магистрали, в пределах города действуют станции ВСЖД Тулун и Нюра, а также два остановочных пункта. Через Тулун проходят автомобильные дороги федерального значения М53 Красноярск—Иркутск и «Витим» Расстояние до ближайшего крупного города Братска, составляет 225 км по автомобильной дороге, до областного центра — 389 км по железной и 428 км — по автомобильной дороге. Муниципальное образование «Город Тулун» на всем своем протяжении своей границы окружено землями Тулунского муниципального района.

Особенности экономико-географического положения Тулуна определяются хорошей транспортной доступностью по отношению к другим городам Иркутской области и регионам Российской Федерации. Выгоды транспортно-географического положения связаны с размещением на Транссибирской железнодорожной магистрали, расположением узла автомобильных дорог федерального и местного значения.

3) Экономика

Железнодорожный вокзал

В конце XIX века в связи со строительством Транссибирской железной дороги стала развиваться промышленность. В 1897 году в Тулун прибыл первый поезд. На станции Нюра была начата добыча угля. В городе функционировал кирпичный, лесопильный заводы, паровая мукомольная мельница, сапожные и швейные мастерские. В начале XX века был открыт Тулуновский казенный винный склад, работал винокуренный завод. В дореволюционном бурно развивавшемся Тулуне дружно проживали представители различных национальностей — русские, украинцы, буряты, евреи, китайцы, цыгане, поляки, выходцы с Кавказа и из Средней Азии.

Мощное промышленное развитие Тулуна возобновилось только в 1950-х годах и продолжалось вплоть до начала 1990-х годов. За этот период в городе были построены гидролизный, стекольный, авторемонтный и электромеханический заводы. Расширены и модернизированы маслодельный и водочный заводы, мясокомбинат, кондитерская и швейная фабрики, типография. На Тулунской селекционной станции были выведены десятки районированных сортов различных сельскохозяйственных культур, среди которых знаменитая пшеница «Скала» и «Тулунская-12».

В окрестностях Тулуна сформировался второй по величине углепромышленный район Приангарья. Начали работать Азейский и Тулунский разрезы, позднее был введен в строй крупнейший в регионе Мугунский разрез. Миллионы тонн тулунского угля ежегодно отправлялись на энергопромышленные и коммунальные предприятия Иркутской области и за её пределы.

4. Климат

Климат территории Тулунского района резко континентальный с холодной продолжительной зимой и коротким относительно жарким летом. В любой сезон года возможны резкие изменения погоды, переход от тепла к холоду, резкие колебания температуры воздуха от месяца к месяцу, от суток к суткам и в течение суток.

5. Наводнение 2019г.

В июне 2019 года половина города была стерта с лица земли стихией. Прорвало дамбу и хлынувшая почти 14-метровая волна со страшной силой уничтожала все на своем пути — 3, 5 тысячи зданий просто перестало существовать, 11 тысяч были разрушены, 26 человек погибли. Сейчас о трагедии напоминает 14-метровая глыба, поставленная в центральной части города, в низине. На огромном камне скромная табличка и дата.

Жители города потеряли жилье, работу, а кто-то и своих близких. На беду, случившуюся в нашем городе, откликнулись жители России разных городов. В город поступило огромное количество гуманитарной помощи. Приходили за «гуманитаркой», получали пособия, жаловались на жизнь начальству — от местных властей до генпрокурора Юрия Чайки и президента Владимира Путина, трижды приезжавшего в зону затопления. И не верили в будущее своего многострадального городка, который и до наводнения не особенно процветал. Закрывались предприятия, работы особо не было. Многие жители покинули город.

6. Возрождение города

Построена школа на 1275 мест. Продолжается строительство ФОКа и лыжной базы, планируется строительство нового легкоатлетического манежа в Березовой роще.

По линии здравоохранения идет строительство инфекционного отделения, центра диагностики для детей в микрорайоне железнодорожников, кожно-венерологического диспансера, туберкулезного отделения и детской поликлиники.

Планируется построить новые автостанцию и пожарно-спасательную часть.

После строительства дамбы планируется построить спортивный зал в СОШ № 6 и детский сад на 240 мест в микрорайоне Жукова.

В центре Тулуна идет реконструкция улицы Ленина – капитальный ремонт дорожного полотна и благоустройство улицы с прилегающей территорией. Работы планируется выполнить до конца лета. Улицу оборудуют тротуарами, парковочными карманами, полностью заменят систему освещения. Будет благоустроено 8 скверов, установлено 2 фонтана. Предполагается привести в порядок фасады домов и торговых центров на протяжении всей улицы. Общая площадь благоустройства – более 35 тысяч кв. м.

В Тулунском районе выбран участок недалеко от села Алгатуй под строительство государственного приюта для животных.

В микрорайоне Березовая Роща строится 151 индивидуальный дом, запланировано 212..

На территории Тулунской городской больницы строится новое инфекционное отделение на 28 коек.

Три 25-квартирных дома строит в Тулуне ВСЖД.

Тулун меняется, идет строительство школ, больниц, домов, спортивных объектов, ремонтируются дороги, устанавливают детские площадки. Столько перемен наш маленький город никогда не видел, столько перспектив. Абсолютно все видоизменяется и это ощущается. На каждом километре идет какое-то строительство и город преображается на глазах.

3. Заключительная часть

В заключение нашего классного часа проведем викторину на знание истории своего родного края.

Викторина

1. Сколько примерно людей разных национальностей проживает на территории Иркутской области?

На территории Иркутской области сегодня проживают граждане более 130 национальностей.

Около 30 из них являются самыми многочисленными — это русские, буряты, украинцы, татары, белорусы, чуваши, армяне, немцы, азербайджанцы, мордва, таджики, евреи, башкиры, молдаване, поляки, удмурты, узбеки, грузины, цыгане, литовцы, корейцы, марийцы, эвенки, китайцы, киргизы, казахи.

Русские на территории Иркутской области расселены равномерно, в абсолютном большинстве ее районов их численность является преобладающей (88% от общей численности населения региона. В регионе также живут немцы, финны, румыны, сербы, чехи, шведы, итальянцы, испанцы, арабы, монголы, вьетнамцы, китайцы, индийцы, афганцы, японцы. Среди жителей Иркутской области имеются американцы, австралийцы, канадцы, кубинцы, перуанцы, чилийцы, эфиопы, филиппинцы. Но большинство (106) национальностей представлено узким кругом лиц, не более 100 человек, из них 23 нации представлены только одним человеком.

2. В какие игры играли ваши бабушки и дедушки?

Игра «Вышибалы»

На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5—7 метров друг от друга. Выбираются двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между двумя линиями. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала. Задача вышибал — попасть в игроков мячом. Задача игроков — уворачиваться. Тот, в кого попал мяч, считается выбывшим и покидает игровое поле. Если мяч сначала ударился о землю, а потом попал в игрока, удар не засчитывается. Когда на поле остается последний игрок, его задача — увернуться от мяча столько раз, сколько игроку полных лет. Если ему это удалось — игра считается выигранной, все выбывшие игроки возвращаются и все начинается сначала. Если же последнего игрока выбили, то первые выбывшие становятся вышибалами и игра продолжается.

Игра «Колечко-малечко»

Игроки садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Водящий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в «лодочку» свои сложенные лодочкой руки и приговаривая: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю» — и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит: «Колечко-малечко, выйди на крылечко!»

При этих словах отмеченный игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. Задача остальных игроков — удержать убегающего в своих рядах, поэтому отмеченный старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.

Игра «Казаки-разбойники»

В «казаки-разбойники» играют от шести и более человек. Участники оговаривают территорию, на которой будет проходить игра. Разделившись на две команды, они по жребию определяют, кто будет играть за «казаков», а кто Ц за «разбойников».

«Разбойники» совещаются и загадывают пароль.

По сигналу «разбойники» убегают прятаться, «казаки» не должны подглядывать. Путь передвижения обозначается с помощью стрелок на асфальте и других поверхностях (стенах, заборах), чтобы у «казаков» были подсказки, где искать.

«Казаки» в это время обустраивают темницу и минут через 15–20 отправляются искать «разбойников». Найденного «разбойника» ловят и отводят в темницу. «Разбойники» могут выручать друг друга — например, нападать на темницу, хватать охранника, — и, пока они его держат, пленные могут разбегаться. Цель «казаков» — выведать секретное слово-пароль. Потом меняются ролями.

- В эти игры мы с вами поиграем на уроках физкультуры.

3. Самый известный этнографический музей в Иркутской области.

Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы».

4. Коренное население жителей Иркутской области?

Буряты

5. Какой инструмент буряты осмысливали как нздовое животное, с помощью которого можно совершать путешествия в иные миры общения с духами?

Бубен

Подведение итогов. Рефлексия

- А чем же мы с вами можем помочь нашему маленькому городу?

Помнить и уважать заслуги наших предков. Сохранить город для будущих поколений. Поддерживать в городе порядок. Восстанавливать зеленые насаждения. Помогать приюту для животных.

Эссе «Моя малая Родина – Тулун»

ТУЛУН, МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
Зеленый, уютный, родной!
Весною в черемуху белую
Бросаешься ты с головой.

Спасибо за солнышек россыпи
В ковре придорожной травы,
За щедрое золото осени,
За кружево снежной зимы.

Твой облик, как старая карточка,
Хранит отпечаток веков.
Тулун, моя Родина малая,
Обитель моих добрых снов.

С тобой не расстанусь навеки.
Хочу быть полезной тебе!
Тулун, деревянный и крепкий,
Единственный город в судьбе!
Н.Ф.Капитанова

А в конце урока прошу вас изменить фразу, с которой мы начали урок «наш край – это самое ….. Место на земле!»

Д/З. Подготовить сообщение о почетных жителях города Тулуна.

Литература

  1. Официальный сайт города Тулуна http://www.tulunadm.ru/
  2. Баландин, Ю.И. Улицы нашего города. - Тулун: Тулунская типография, с.
  3. https://docplayer.ru/79502347-Balandin-yu-i-ulicy-nashego-goroda-tulun-tulunskaya-tipografiya-s.html