«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим.»
Карл Роджерс
В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проекта.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Что же такое «Проект»? Можно сказать, что «проект – это пять «П»:
- Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
- Проектирование (Планирование). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с определения вида продукта и формы презентации.
- Поиск Информации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
- Продукт. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
- Презентация Проектного Продукта. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику.
Паспорт проекта
Название проекта: "Посмотри. Узнай. Сделай сам".
Актуальность: Что такое фокусы? Одни люди считают, что это волшебство, другие - это ловкость рук и никакой магии. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы решили с учащимися 3-х классов провести исследование. Ребята сделали предположение, что если раскроют тайны фокусов, то смогут самостоятельно показывать несложные фокусы и доказать, что фокусы – это полезное занятие, которое учит терпеливости, вниманию и общительности.
Цель проекта: раскрыть тайны фокусов.
Задачи проекта:
- изучить историю возникновения фокусов;
- выявить главный принцип работы иллюзиониста;
- научиться основным правилам демонстрации фокуса;
- научиться показывать несложные фокусы.
Объект: искусство фокусов.
Предмет: история и способы показа фокусов.
Методы: сбор информации, наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ.
Теоретическая значимость работы: обобщение систематизация знаний о фокусах, об истории их возникновения. Классификация фокусов. Освоение методов и способов проведения фокусов.
Практическая значимость: мотивация учащихся возможностью изучения и самостоятельной демонстрации фокусов. Расширение кругозора обучающихся 3-х классов. Данный проект может быть использован во внеклассной работе, а так же на занятиях по внеурочной деятельности.
Планируемые результаты проекта
предметные:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение самостоятельно выдвигать идеи;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);
- умение находить несколько способов решения проблемы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- навыки монологической речи;
- способность уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Предполагаемый продукт проекта: демонстрация фокусов.
Оборудование: инструменты, предметы, необходимые для демонстрации фокуса.
Характеристика проекта
Признаки |
Характеристика проекта |
количество учащихся |
групповой |
привязка к учебным дисциплинам (указать предметные области) |
межпредметный: математика, окружающий мир, литературное чтение |
продолжительность |
среднесрочный (1 месяц) |
тип проекта |
исследовательский, практико-ориентированный |
характер контактов |
внутришкольный |
ценностно-ориентированные признаки |
исследовательский, социальный |
возрастная категория |
учащиеся 3-х классов |
Реализация проекта «Посмотри. Узнай. Сделай сам»
I этап – подготовительный (мотивационно-ознакомительный) |
Сроки реализации: 1-2 внеклассных занятия |
Виды деятельности. Результаты. |
Учитель начинает занятие с фокуса «Невидимое письмо». Для этого фокуса учитель заранее пишет любое обращение к детям на белом листе бумаги, используя вместо краски – молоко. Для того чтобы буквы стали видны, используют горящую свечу или утюг. Письмо-загадка вызывает у детей интерес к познанию и объяснению данного фокуса.
|
II этап – определение ресурсных возможностей |
Сроки: 1 неделя |
Виды деятельности. Результаты. |
На данном этапе в проект приглашаются ребята, которых заинтересовала тема «Фокусы. Секреты фокусов». Юные исследователи сами определяют, какой вид фокуса им хотелось бы изучить, исследовать более подробно. Таким образом, образуются группы по интересам. |
III этап – проектировочный (основной) |
Сроки: 1 неделя |
Виды деятельности. Результат. |
Работая в группах, ребята распределяют направления своей деятельности, объем и тему для самостоятельного изучения, составляют план презентации изученного материала. Узнают основные правила работы фокусника. Выбирают и обобщают наиболее интересные, увлекательные фокусы. Учатся показывать несложные фокусы. |
IV этап – практический |
Сроки: 1 неделя |
Виды деятельности. Результат. |
Ребята защищают свои теоретические проекты и показывают подготовленные фокусы. Лучшие работы проходят отбор на «Шоу фокусников». Ребята показывают свои фокусы для учащихся начальной школы. |
V этап – контрольно-рефлексивный |
Сроки: 1 неделя |
Виды деятельности. |
Подводя итоги работы над проектом, проводится оценка степени заинтересованности зрителей шоу и оценка удовлетворенности участников проекта своей работой, возможности продолжения и практическая значимость. Результат. С помощью фокусов можно устраивать маленькие представления дома, в школе и в кругу друзей. Разбирая разные фокусы, можно смело сделать вывод, что они развивают артистические способности, стимулируют потребность в творческом самовыражении. Магия фокуса способна разбудить сонных, растормошить ленивых, заставить думать тугодумов. Ведь не разгадав секрет фокуса, невозможно понять и оценить всей его прелести. Одни люди считают фокусы настоящим волшебством, другие говорят, что фокусы это всего лишь ловкость рук и никакой магии. Фокусы – это не только интересное времяпровождение, такое увлечение еще и полезное развивающее занятие. Оно учит ребенка терпеливости, сосредоточенности, вниманию и общительности. Данная работа помогла учащимся привлечь внимание окружающих к искусству фокусов. Им захотелось больше узнать о жизни выдающихся фокусников, узнать какой был их первый опыт, освоить сложные фокусы, продолжить работу над изобретением своих фокусов. Ребят ждёт ещё много открытий! |
Литература. Интернет-источники
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя// М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
- Кривобок Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников //Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников //Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
- Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации.// Волгоград: Учитель, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/