Проект "Посмотри. Узнай. Сделай сам"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: проектная деятельность, фокусы


«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим.»
Карл Роджерс

В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проекта.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проектная деятельность формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Что же такое «Проект»? Можно сказать, что «проект – это пять «П»:

  1. Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
  2. Проектирование (Планирование). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с определения вида продукта и формы презентации.
  3. Поиск Информации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
  4. Продукт. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
  5. Презентация Проектного Продукта. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику.

Паспорт проекта

Название проекта: "Посмотри. Узнай. Сделай сам".

Актуальность: Что такое фокусы? Одни люди считают, что это волшебство, другие - это ловкость рук и никакой магии. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы решили с учащимися 3-х классов провести исследование. Ребята сделали предположение, что если раскроют тайны фокусов, то смогут самостоятельно показывать несложные фокусы и доказать, что фокусы – это полезное занятие, которое учит терпеливости, вниманию и общительности.

Цель проекта: раскрыть тайны фокусов.

Задачи проекта:

  • изучить историю возникновения фокусов;
  • выявить главный принцип работы иллюзиониста;
  • научиться основным правилам демонстрации фокуса;
  • научиться показывать несложные фокусы.

Объект: искусство фокусов.

Предмет: история и способы показа фокусов.

Методы: сбор информации, наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ.

Теоретическая значимость работы: обобщение систематизация знаний о фокусах, об истории их возникновения. Классификация фокусов. Освоение методов и способов проведения фокусов.

Практическая значимость: мотивация учащихся возможностью изучения и самостоятельной демонстрации фокусов. Расширение кругозора обучающихся 3-х классов. Данный проект может быть использован во внеклассной работе, а так же на занятиях по внеурочной деятельности.

Планируемые результаты проекта

предметные:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение самостоятельно выдвигать идеи;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);
  • умение находить несколько способов решения проблемы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • навыки монологической речи;
  • способность уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Предполагаемый продукт проекта: демонстрация фокусов.

Оборудование: инструменты, предметы, необходимые для демонстрации фокуса.

Характеристика проекта

Признаки

Характеристика проекта

количество учащихся

групповой

привязка к учебным дисциплинам (указать предметные области)

межпредметный: математика, окружающий мир, литературное чтение

продолжительность

среднесрочный (1 месяц)

тип проекта

исследовательский, практико-ориентированный

характер контактов

внутришкольный

ценностно-ориентированные признаки

исследовательский, социальный

возрастная категория

учащиеся 3-х классов

Реализация проекта «Посмотри. Узнай. Сделай сам»

I этап – подготовительный (мотивационно-ознакомительный)

Сроки реализации: 1-2 внеклассных занятия

Виды деятельности. Результаты.

Учитель начинает занятие с фокуса «Невидимое письмо». Для этого фокуса учитель заранее пишет любое обращение к детям на белом листе бумаги, используя вместо краски – молоко. Для того чтобы буквы стали видны, используют горящую свечу или утюг. Письмо-загадка вызывает у детей интерес к познанию и объяснению данного фокуса.
Учитель рассказывает о том, что такое фокус, знакомит обучающихся с историей возникновения фокуса, с профессией фокусника, иллюзиониста, через фото и видеодемонстрацию помогает распределить фокусы на группы:

  • Математические фокусы – основанные на использовании математических закономерностей
  • Графические фокусы – фокусы, которые рисуются на бумаге или холсте, основанные на искажении графического изображения.
  • Оптические фокусы – основаны на свойствах отражения световых лучей, расположении линз, зеркал, стекол и т.д.
  • Логические фокусы, основанные на неверных умозаключениях, внешне кажущихся правильными. Их часто называют парадоксами.
  • Мнемотехнические, основанные на скрытом от зрителя том или ином коде и, чаще всего, сводящиеся к демонстрации угаданного задуманного зрителем предмета, фразы, фамилии человека, года рождения и т.д.
  • Психологические – основанные на дефектах восприятия, на недостаточной внимательности или неполной концентрации зрителя.
  • Обоняния, основанные на искаженном восприятии запахов.
  • Фокусы осязания, основанные на использовании искажений, связанных с тактильными ощущениями.
  • Звуковые фокусы, основанные на искажении звуковых эффектов.
  • Пластические фокусы, основанные на пластических приемах, создающих иллюзию выполнения какого-либо действия.

II этап – определение ресурсных возможностей

Сроки: 1 неделя

Виды деятельности. Результаты.

На данном этапе в проект приглашаются ребята, которых заинтересовала тема «Фокусы. Секреты фокусов». Юные исследователи сами определяют, какой вид фокуса им хотелось бы изучить, исследовать более подробно. Таким образом, образуются группы по интересам.

III этап – проектировочный (основной)

Сроки: 1 неделя

Виды деятельности. Результат.

Работая в группах, ребята распределяют направления своей деятельности, объем и тему для самостоятельного изучения, составляют план презентации изученного материала. Узнают основные правила работы фокусника. Выбирают и обобщают наиболее интересные, увлекательные фокусы. Учатся показывать несложные фокусы.

IV этап – практический

Сроки: 1 неделя

Виды деятельности. Результат.

Ребята защищают свои теоретические проекты и показывают подготовленные фокусы. Лучшие работы проходят отбор на «Шоу фокусников». Ребята показывают свои фокусы для учащихся начальной школы.

V этап – контрольно-рефлексивный

Сроки: 1 неделя

Виды деятельности.

Подводя итоги работы над проектом, проводится оценка степени заинтересованности зрителей шоу и оценка удовлетворенности участников проекта своей работой, возможности продолжения и практическая значимость.

Результат.
Изучив историю возникновения фокусов, их классификацию, основные принципы работы, ребята поняли, что никакого волшебства нет, и всему есть разумное объяснение. Сейчас в мире живет много фокусников. Иллюзионные шоу будят воображение зрителя, заставляют его мечтать и верить в чудеса. Каждая встреча с магией фокусов приносит человеку восторг и удивление. А чтобы стать фокусником, надо лишь знать чуть больше, чем другие. Научиться разгадывать секреты математических фокусов довольно просто, главное вникнуть в суть происходящих математических преобразований, и можно легко удивлять окружающих. Пятиминутная интеллектуальная зарядка на уроке в виде математического фокуса может сделать математику любимым предметом! Математические фокусы способствуют концентрации внимания и активизации учащихся на уроках. Изучая фокусы, можно научиться логически мыслить и глядеть в корень. Фокусы – это «гимнастика ума», она тренирует память, обостряет сообразительность, учит анализировать и сопоставлять.

С помощью фокусов можно устраивать маленькие представления дома, в школе и в кругу друзей. Разбирая разные фокусы, можно смело сделать вывод, что они развивают артистические способности, стимулируют потребность в творческом самовыражении. Магия фокуса способна разбудить сонных, растормошить ленивых, заставить думать тугодумов. Ведь не разгадав секрет фокуса, невозможно понять и оценить всей его прелести. Одни люди считают фокусы настоящим волшебством, другие говорят, что фокусы это всего лишь ловкость рук и никакой магии. Фокусы – это не только интересное времяпровождение, такое увлечение еще и полезное развивающее занятие. Оно учит ребенка терпеливости, сосредоточенности, вниманию и общительности. Данная работа помогла учащимся привлечь внимание окружающих к искусству фокусов.

Им захотелось больше узнать о жизни выдающихся фокусников, узнать какой был их первый опыт, освоить сложные фокусы, продолжить работу над изобретением своих фокусов. Ребят ждёт ещё много открытий!

Литература. Интернет-источники

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя// М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Кривобок Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников //Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников //Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
  4. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации.// Волгоград: Учитель, 2010.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/