1 слайд
Тема выступления «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности с использованием современных образовательных технологий».
«Жила-была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.
Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы…
И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер с различными стрелялками. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной.
Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных игрушек, то сразу же их любимые детки превращались в страшных человечков и их общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так шли дни.
И никто не знал, как им помочь…
И вот однажды мама одного малыша вспомнила, как её мама читала ей в детстве сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… Это моя детская сказка. Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».
И о, чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем....»
Важны ли сказки для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких «серьезных» вещах? Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия взрослого человека, отрицающего «сказочные» законы взаимодействия с Миром. Может быть, сказки это и «пустяки» и «несерьезность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека.
2 слайд
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось c раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?".
Поэтому «сказкотерапия» с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно только тогда, когда человек возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира.
3 слайд
«Сказкотерапия» - это одно из направлений арт-терапии (арт-педагогики), которая является здоровьесберегающей технологией.
Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. В основе арт-технологий лежит процесс творчества. Педагоги задействуют арт-технологии для того, чтобы предупредить проблемы общения маленького человека, развить творческое начало личности, удовлетворить жажду познания детей. Специалисты считают арт-методы важными инструментами развития и обучения детей. У занятий, на которых педагог применяет арт-технологии, важное преимущество: они создают эффект присутствия «Я это видел». Это стимулирует детский интерес, развивает познавательные способности - желание узнать и увидеть больше...
Цели арт-педагогики можно определить как поиск, разработка и внедрение средств, методов и технологий, способствующих более качественному и эффективному обучению и воспитанию.
Задачи арт-педагогики можно разделить на стратегические и тактические.
Стратегические:
- сделать процесс обучения и воспитания позитивным и мотивированным,
- создать условия для личностного развития, при котором образование станет важнейшей ценностью и потребностью человека.
Тактические:
- поиск, осознание и активизация жизненных ресурсов;
- развитие и активизация творческого потенциала;
- обучение навыкам саморегуляции;
- обучение коммуникативным навыкам;
- развитие сферы восприятия.
Арт-терапия имеет несколько направлений:
- изотерапия,
- музыкотерапия,
- сказкотерапия,
- куклотерапия,
- имаготерапия (театральное действие),
- кинезитерапия (движение танца),
- библиотерапия,
- фототерапия.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей личности, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Функции сказок:
1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням – к уровню сознания и подсознания, что создаёт особые возможности при коммуникации
2. В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни; какие «ловушки», искушения и трудности можно встретить в жизни и как с ними справляться; как найти и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как бороться и прощать.
3. Сказки возвращают ребёнка и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Они дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире и человеческих взаимоотношениях.
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся.
Моя задача как педагога – создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.
Уроки музыки содержат в себе разные виды деятельности, в которые успешно можно включить использование здоровьесберегающих технологий.
4 слайд
Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на занятиях провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.
Одну из таких разминок представляю в виде сказки.
Сказка про язычок
Жил-был язычок. Проснулся он однажды, а вокруг темно и страшно и т.д.
Конец сказки: улыбнулись зеркальцу, улыбнулись друг другу.
Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.
Об использовании звучащих жестов для начальной ступени активного музицирования следует сказать особо.
«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.
Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.
Термин «Звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Шульверка К. Орфа. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицирование с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.
В любой сказке есть что-то необычное.
5 слайд
Разучивание песни «Чепуха» - притоп, шлепки, хлопание, щелчки. Потом спеть каноном. Эту песню можно применять в качестве физкультминутки, при знакомстве с термином «канон».
Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих выразительных средств. Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т.к. маленький человек если петь возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать.
6 слайд
Сказка про инструменты
Жил-был маленький колокольчик, у него был друг треугольник. Проснулся он однажды ранним утром, увидел яркое солнышко и решил пойти погулять со своим другом треугольником по зелёным тропинкам.
Подошёл он к его домику и звонит: дили-дили-дили-дон, дили-дили-дили-дон, а треугольник спросонья: Кто же там? Ну кто же там?
Решил колокольчик ещё раз позвонить: Дили-дили-дили-дон: дили-дили-дили-дон, а треугольник спросонья: Кто же там? Ну кто же там?
Колокольчик третий раз решил позвонить: Дили-дили-дили-дон: дили-дили-дили-дон а треугольник спросонья: Кто же там? Ну кто же там?
В это время ворчливый дедушка (металлофон) говорит треугольнику: Встань скорей. Вставай скорей. К тебе же пришли друзья!
Колокольчик решил позвонить в последний раз: Дили-дили-дили-дон, дили-дили-дили-дон.
Треугольник: Я иду с тобой гулять!»
Проговаривая сказку сначала руками позвонить (имитация колокольчика), прохлопать, можно по коленям прошлёпать подражая треугольнику)
Выучив ритм проиграть с инструментами под Вальс-шутка Шостаковича с инструментами.
7 слайд
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Проблема заключается в том, что успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребёнка предметных и метапредметных компетенций, которые необходимы ему для дальнейшей учебной деятельности. Следовательно, задача учителя заключается в формировании предметных и метапредметных умений у обучающихся. Для выполнения данной задачи педагог должен использовать более эффективные способы и методы работы, которые помогут не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, но и включить самого обучающегося в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
8 слайд
Один из способов решения этой проблемы - использование проектной деятельности учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Театральная проектная деятельность позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества каждого ребенка. Участие в творческом проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить, себя полноправным участником событий, что способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я сумею».
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Цель работы педагогов в направлении музыкально-театральной деятельности - сделать жизнь учеников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.
Театр может перенести зрителей в далёкое прошлое, будущее, и в сказку… А сказка - это чудесный, волшебный мир, в котором добро всегда побеждает зло. Новогодняя музыкальная сказка «О царе Горохе».
9 слайд
Постановка музыкальных спектаклей способствует расширению и углублению знаний в области музыки. Например, в спектакле «Там, где музыка живёт» действие происходит в музыкальном королевстве: «Это домик, в котором живут нотки.
10 слайд
Приобщение к народному творчеству.
11 слайд
В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают: исследовательские проекты, творческие, приключенческо-игровые, информационные, практико-ориентированные проекты.
Рассмотрим межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные.
Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.
12 слайд
Проект, который мы хотим вам представить - постановка сказки с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действо немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
Сегодня мы хотим вам показать «Сказка про репку» на новый лад. Над этим проектом учащиеся работали на уроках изобразительного искусства, технологии и музыки еще в 3 классе. Когда куклы были готовы, начали работать над музыкальными образами. Сначала музыка просто озвучивала выход каждого героя, а потом решили сделать сказку более музыкальной, каждый герой этой сказки у нас запел. С этой сказкой ребята участвовали в республиканском конкурсе «Радужная сцена» и получили диплом.
13 слайд
Сказка репка.