Познавательно-деловая игра для педагогов «Палитра эмоций»

Разделы: Работа с родителями


Цели игры:

  • сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона;
  • развитие умения распознать эмоциональные состояния;
  • формирование профессиональных качеств педагогов ДОУ.

Ожидаемые результаты:

  • создание положительной эмоциональной атмосферы в педагогическом коллективе;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • активизация и развитие эмоциональной сферы личности педагога.

Организация и подготовка игры

За неделю до проведения игры педагоги делятся на две команды, выбрав по жребию название. Для этого им предлагается перечень базовых эмоций: грусть, страх, радость, гнев, злость скука, обида, удивление, из которых они выбирают две противоположные (в данном случае выбор пал на «гнев» и «радость»). В соответствии с названием команды готовят эмблемы, стихи и коллажи с изображением эмоций, которые в свою очередь могут служить элементом оформления зала, создавая определенный настрой.

Конкурсы оценивает жюри по 5-бальной системе с занесением результатов в таблицы. При выставлении баллов учитывается активность участников, эмоциональность, точность и быстрота выполнения заданий, творческий подход, соответствие теме и т.п.

Игра проводится в музыкальном зале, украшенном воздушными шарами с изображением различных эмоций, платками, коллажами, фотографиями по теме игры.

Материалы и оборудование: силуэт дерева для каждой команды на листе бумаги формата А4; фотографии людей, переживающих различные эмоциональные состояния, фотографии животных, мольберты или магнитные доски (для конкурсов «Карусель эмоций» и «Братья наши меньшие»); конверты с заданиями (для конкурсов «Тренируем эмоции», «Заколдованный человек», «Противоположности»); тексты для эмоционального прочтения (по количеству команд); картонные маски (для конкурса «Передай маску»); таблицы для внесения результатов (по количеству членов жюри); таблицы для внесения результатов (по количеству членов жюри); карандаши, ручки, фломастеры; столики для команд и жюри.

Ведущий игры: педагог – психолог.

Временя проведения – 1 час.

Ход игры

1. Вступительное слово

Педагог-психолог: «Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – вот лишь неполный спектр чувств и эмоций, возникающих в процессе познания и деятельности человека.

Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании процессов, происходящих в организме, играют эмоции. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, способствует познанию человеком самого себя, своих достоинств и недостатков.

Эмоции – реакции человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоциональное состояние может зависеть не только от выполняемой деятельности, но и от поступка, музыкального произведения, самочувствия и т.д. А самочувствие, в свою очередь, также зависит от эмоционального состояния.

Для современного мира характерна эмоциональная «глухота» как детей, так и взрослых. Эмоции стали одним из признаков человечности. Педагоги, требуя от детей способности переживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются».

2. Представление команд

(демонстрация эмблемы, коллажа, чтение стихов, рассказов)

3. Конкурс «Эмоциональное прочтение»

Инструкция. Каждой команде предлагается небольшой текст по теме игры, которой нужно прочесть, ярко выражая либо гнев, либо радость – в соответствии с названием команды.

Текст 1

Гнев – одна из важнейших эмоций человека, и в тоже время одна из самых неприятных. Часто с эмоцией гнева активизируются такие эмоции, как отвращение и презрение, и тогда формируется комплекс эмоций, который называется триадой враждебности.

Проявление гнева сопровождается повышением общей активности. Ощущение физической активности и чувство уверенности в себе наполняют индивида смелостью и отвагой. Однако после переживания гнева человек может либо гордиться тем, на что его натолкнула злость, либо сожалеть о своевременной глупости.

Наша задача – суметь самим, а также помочь детям избавиться от накопившегося гнева конструктивными методами, т.е. мы должны научить дошкольников доступным способам выражения гнева, не причиняющим вреда окружающим.

Текст 2

Радость характеризуется как принятое, желанное, позитивное чувство. При переживании этой эмоции человек не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен, чувствует себя легко и свободно.

Радость, как всякая базовая эмоция, имеет свои характеристики. Психологи отмечают ее важное социальное значение для формирования взаимной привязанности между родителями и детьми, также эмоция радости выполняет важную функцию в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми.

Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

4. Конкурс «Тренируем эмоции»

Инструкция. Ведущий предлагает участникам команд по очереди произнести фразу «Наша Таня громко плачет…» с разной эмоциональной окраской:

  • рассерженный человек;
  • злая волшебница;
  • увидевший чудо;
  • любящая мама;
  • генерал, отдающий команды;
  • радостный ребенок;
  • люди в сонном царстве;
  • заяц, увидевший волка;
  • человек с нечистой совестью;
  • ребенок, потерявшийся в лесу;
  • уставший после работы человек;
  • человек, которого толкнули на улице;
  • муравей, который тащит веточку.

Примечание. Участники поочередно вынимают из конверта полоски с заданием и вслух сообщают его остальным. Жюри оценивает, насколько удачно передана заданная интонация.

5. Конкурс «передай маску»

Инструкция. Задание выполняется по принципу игры «Глухой (или испорченный) телефончик». Команды выполняют задание по очереди. Участники сидят на тульях, отвернувшись, смотрят друг на друга только двое: передающий и принимающий. Участники не видят, какую маску показывает ведущий первому игроку и только с поворотом головы могут «взять» и «передать» другому предлагаемую эмоцию на своем лице.

Жюри выбирает наиболее точную передачу.

6. Конкурс «Дерево достоинств»

Инструкция. Командам раздаются листы нарисованным силуэтом дерева. Задание – подписать ветви, составляя наиболее полный перечень достоинств команды соперников. Веточки подписываются по принципу: одна веточка – одно достоинство.

Примечание. Если количество веточек недостаточно, участники могут добавить столько, сколько им необходимо. Побеждает та команда. У которой веточки оригинальнее, и их больше.

7. Конкурс «Заколдованный человек»

Инструкция. Ведущий сообщает участникам игры, что все они заколдованы – не могут говорить, и в таком состоянии должны выполнить следующее задание. Необходимо «объяснить» своей команде с помощью мимики и жестов предложенные слова: салют, капуста, снег, лампочка, лимон, чайник, окно, клетка.

Примечание. Полоски с заданными словами участники поочередно вытягивают из конверта. Побеждает команда, быстрее и точнее угадывавшая задуманное слово. Также жюри может отменить тех участников, которое ярко, артистично, оригинально выполнили задание.

8. Конкурс «Карусель эмоций»

Инструкция. Командам предлагается рассмотреть фотографии, передающие различные эмоциональные состояния людей. Задание – сделать подписи к каждой фотографии, наиболее точно распознавая представленную не нем эмоцию.

Примечание. На выполнение задания дается две минуты. После чего команды озвучивают свои ответы, и происходит обсуждение.

9. Конкурс «Братья наши меньшие»

Инструкция. Правила те же, что и в предыдущем конкурсе, только теперь командам предоставляются к рассмотрению фотографии животных.

10. Песенный конкурс «Противоположности»

Инструкции: Команды поочередно вынимают из конверта темы противоположных по смыслу песен, которые они должны исполнить.

Предлагаемые темы:

  • Солнечная – дождливая;
  • Грустная – веселая;
  • Мокрая – сухая;
  • Встреча – разлука;
  • Вопрос – ответ;
  • Детская – взрослая.

Примеры песен, исполненных участниками.

Солнечная дождливая

  • «Солнечный круг, небо вокруг, это рисунок мальчишки…»
  • «Пусть падают капли, а мы веселимся! Ни капли, ни капли дождя не боимся!..»

Грусная – веселая

  • «Темная ночь, только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах…»
  • «Пора – пора – порадуемся на своем веку…»

Мокрая – сухая

  • «Я водяной, я водяной! Поговорил бы кто со мной…»
  • «Учкудук, три колодца! Защити, защити нас от солнца…»

Встреча – разлука

  • «Я встретил вас, и все былое в отжившем сердце ожило!»
  • «Мы расстаемся, чтоб встретиться вновь. Ведь останется на свете любовь…»

Вопрос – ответ

  • «Ну где же вы девчонки, девчонки, девчонки?...»
  • «Ни чего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету…»

Детская – взрослая

  • «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку…»
  • «Очи черные, очи страстные, очи жгучие и прекрасные…»

11. Подведение итогов. Награждение команд