Разработка урока географии "Биосфера – земная оболочка". 6-й класс по ФГОС

Разделы: География

Класс: 6

Ключевые слова: ФГОС, география, Биосфера


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

География

Класс

6 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. География. Рабочие программы. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2013г.

Тема учебного занятия

«Биосфера – земная оболочка»

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

1 урок в теме «Биосфера – живая оболочка Земли»

Учебная задача

- Открыть способ…
- Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно-оценочную, организационно-деятельностную, нравственно-оценочную и т.п.) ситуацию…
- Овладеть теоретическим знанием в области… и способами его прикладного использования

Открыть способ извлечения информации из разных источников знаний, анализировать ее и делать обобщения.
Овладеть теоретическими знаниями о биосфере, её составляющих компонентах, круговороте веществ и способах их прикладного использования.
Вовлечь учащихся в организационно-деятельностную ситуацию по определению границ биосферы, составу биосферы, взаимосвязи живых и неживых компонентов.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся определять границы биосферы, факторы, ограничивающие распространение жизни, объяснять взаимосвязи живых организмов с факторами неживой природы, понимать суть круговорота веществ.

Обучающиеся получат возможность научиться составлять схемы круговорота основных веществ в биосфере, определять свойства живых организмов разных царств и их приспособленности к среде обитания, изменения в биосфере под влиянием различных факторов.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся откроют способ извлечения информации из различных источников, анализировать и делать обобщения, совместной деятельности с учителем и сверстниками, излагать своё мнение, аргументируя его.

Обучающиеся получат возможность использовать дополнительную литературу для извлечения информации, выполнять проекты.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в том, что необходимо проявлять осознанное, уважительное отношение к другому человеку и к природе, о целостности природы и важности взаимосвязей в ней на примере круговорота веществ.

Обучающиеся получат возможность для формирования установки охраны окружающей среды.

Исходное состояние обучающихся:
- имеют опыт…….;
- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)
- могут определять…….;
- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;
- могут планировать, проектировать, моделировать;
- могут контролировать, оценивать и т.д.

- Учащиеся имеют опыт работы с текстом учебника, рисунками, схемами, таблицами;
- Учащиеся знают определения понятий оболочек Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера;
- Учащиеся знают, что такое круговорот воды;
- Учащиеся могут сравнивать живые организмы и тела неживой природы, царства живых организмов;
- Учащиеся могут оценивать ответы одноклассников;
- Учащиеся могут работать индивидуально, в паре, группой.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Блиц-опрос

Схемы, минипроекты, участие в игре

Самооценка

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

 

 

 

 

Учебно-информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно-информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы

ЭОРы

1. Николина В.В. География: Рабочие программы. 5-9 классы / А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. - Москва: Просвещение, 2013.
2. Алексеев А.И. География: учебник для общеобразовательных организаций/ А.И.Алексеев, В.В.Николина. – Москва: Просвещение, 2015.
3. Матвеев А.В. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 классы/ А.В.Матвеев. – Москва: Просвещение, 2014.
4. Паневина Г.Н. Начальный курс. Технологические карты. 5 класс:
Методическое пособие/ Г.Н.Паневина. – Москва: Вентана-Граф, 2016.

1. Аспиз М.Е. Энциклопедический словарь юного биолога/
М.Е.Аспиз. – Москва: Педагогика, 1986.
2. Лучшая энциклопедия для школьника Владис, 2016.
3. Бубнова Т. Новая энциклопедия школьника/ Т.Бубнова Махаон, 2014.
4. Яковлев Л.В. Большая энциклопедия знаний школьника/ Л.В.Яковлев, Фолио, 2014.

 

 

Техническое обеспечение

Компьютер, проектор

 

Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся
(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие на космическом корабле вокруг планеты Земля. Каждый из вас будет участником нашей экспедиции, во время которой вы узнаете много нового и интересного. Согласны?
Удачи вам!

Приветствуют учителя. Слушают.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

1. Чем отличается Земля от других планет Солнечной системы?
2. О какой оболочке пойдёт сегодня речь?

1. Вспоминают. что Землю отличает от других планет Солнечной системы наличие жизни.
2. Определяют тему урока «Биосфера – земная оболочка».
3. Записывают определение «биосфера» в тетрадь.

1.3. Создание проблемной ситуации

Послушайте следующую фразу: «На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а поэтому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом» (В.И.Вернадский).
Ответьте на вопрос: почему академик В.И.Вернадский назвал живые организмы «могущественной силой»?

Отвечают на вопрос:
- потому что живые организмы разнообразны;
- потому что их много;
- потому что они влияют на нашу Землю и др.

2. Операционно-исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Хотели бы вы узнать о биосфере больше?
На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке?

Как вы думаете, какова цель нашего урока-путешествия?

Придумывают различные вопросы:
- из чего состоит биосфера?
- когда появились живые организмы?
- каковы границы биосферы?
- как взаимосвязаны живые организмы друг с другом?
- как влияют живые организмы на планету в целом?
- почему академик В.И.Вернадский назвал живые организмы «могущественной силой»?
Формулируют цель урока: изучить особенности биосферы.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Итак, цель определена, а каковы задачи нашего урока?

Формулируют вместе с учителем задачи урока:
- выяснить, что является биосферой;
- определить границы биосферы;
- ознакомиться с историей возникновения и развития жизни на Земле;
- выяснить, как взаимодействуют живые организмы друг с другом.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Для решения наших задач, мы будем делать остановки во время нашего путешествия. Это могут быть такие остановки:
«История возникновения биосферы»
«Границы биосферы»
«Состав биосферы»
«Круговорот веществ в биосфере»
Что я узнал?

Слушают, помогают определить название остановок.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

1. Итак, первая остановка - «История возникновения биосферы». Рассмотрите рисунок 105, стр. 156, ответьте на вопрос: как происходило развитие жизни на Земле?

2. Вторя остановка «Границы биосферы»
Рассмотрите рисунок «Границы биосферы» и ответьте на вопрос: до каких отметок распространена жизнь в биосфере?

3. Третья остановка «Состав биосферы»
Выполните минипроекты. Класс делится на 5 групп, по 5-6 человек. 1-я группа оформляет проект «Бактерии», 2-я – «Растения», 3-я – «Животные», 4-я – «Грибы», 5-я - «Обитатели Океана».
Каждой группе (1-4) даётся задание в конверте: найти среди рисунков изображения названных организмов, наклеить на лист ватмана (А3), придумать несколько предложений, характеризующих эти организмы и записать на лист. Можно воспользоваться энциклопедиями для школьника.
5-я группа получает задание прочитать текст на стр. 157 о животных Океана, составить схему «Обитатели Океана», наклеить рисунки из конверта.

Составьте схему «Царства живой природы» в тетради. Как вы думаете, какие организмы наиболее разнообразны по видовому составу?

4. Четвёртая остановка «Круговорот веществ в биосфере».
Рассмотрите рисунок 106 на стр. 158 «Круговорот веществ в биосфере», составьте предложения, рассказ.
Назовите живые организмы, которые включены в круговорот веществ. Какие факторы неживой природы необходимы для жизнедеятельности живых организмов?

5. Насколько всё взаимосвязано в биосфере мы узнаем, если поиграем в игру «Паутина жизни». Какой вывод мы сможем сделать в результате этой игры?

1. Рассматривают рисунок, отвечают на вопрос:
- жизнь появилась 3 млрд.лет назад;
- 600 млн. лет назад жизнь была только в океане;
- 300 млн. лет назад живые организмы вышли на сушу;
- на современном этапе живые организмы заселяют все среды жизни.
2. Рассматривают рисунок на слайде, отвечают на вопрос.
- жизнь есть в атмосфере – в нижних слоях, до озонового экрана (до 25 км);
- гидросфера заселена полностью до глубины 10 км;
- в литосфере жизнь распространена до глубины примерно 2 км.
3. Дети выполняют задание: достают из конвертов изображения живых организмов, наклеивают на лист ватмана, записывают несколько признаков, характерных для них (например: «Растения» - зелёные, содержат хлорофилл, не двигаются, поглощают углекислый газ, выделяют кислород; «Животные» - активно передвигаются, хищные и растительноядные, могут летать, живут в разной среде обитания; «Грибы» - бывают шляпочные и плесневые, съедобные и ядовитые, не двигаются, живут под деревьями; «Бактерии» - одноклеточные, некоторые вызывают болезни, микроскопические, живут повсюду. Представители групп рассказывают и показывают свой проект.

Составляют схему «Царства живой природы» в тетради. Отвечают, что животные наиболее разнообразны по видовому составу.

4. Рассматривают рисунок, составляют предложения, говорят по одному.
Отвечают на вопросы.
- растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород;
- животные питаются растениями, выделяют углекислый газ при дыхании;
- растения и животные поглощают питательные вещества и воду;
- растения и животные отмирают;
- отмершие организмы разлагаются, образуются питательные вещества и углекислый газ;
- животные поглощают кислород.

5. Дети встают со своих мест в круг и принимают участие в игре. Делают вывод: в природе всё взаимосвязано друг с другом: живые организмы и факторы неживой природы. Любое нарушение может привести к необратимым последствиям.

3. Рефлексивно-оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Итак, мы приземлились. Мы находимся на конечной остановке «Что я узнал?».
1. Блиц-опрос.
- чем отличается биосфера от других оболочек Земли?
- какие живые организмы входят в состав биосферы?
- какие живые организмы наиболее разнообразны по видовому составу?
- каковы границы биосферы?
- какое место в биосфере занимает человек?
- как живые организмы влияют на нашу планету?
- почему академик В.И.Вернадский назвал живые организмы «могущественной силой»?

Отвечают на вопросы:
- биосфера - это жизнь, оболочка, заселённая живыми организмами, она проникает во все оболочки;
-  в состав биосферы входят растения, животные, грибы, бактерии;
- наиболее разнообразны по видовому составу животные;
- жизнь есть в атмосфере – в нижних слоях, до озонового экрана (до 25 км);
- гидросфера заселена полностью до глубины 10 км;
- в литосфере жизнь распространена до глубины примерно 2 км;
- человек относится к царству животных, наивысшее звено;
- живые организмы изменяют состав атмосферы, литосферы и гидросферы;
- потому что живые организмы изменяют все оболочки Земли.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

1.Изучая особенности биосферы, какие действия вы совершали на уроке? С какими источниками информации работали?
2. Приём «Закончи фразу»:
- на уроке я работал (активно/неактивно);
- своей работой на уроке я (доволен/недоволен);
- урок мне показался (коротким/длинным);
- материал урока мне был (понятен/непонятен, интересен/неинтересен);
- моё настроение в течение урока (улучшилось/ухудшилось).

3. Домашнее задание: параграф 48 пересказывать, ответить устно на вопросы стр. 158, выполнить письменное задание: приведите факты об охране окружающей среды, используя разные источники информации.

1.Называют свои действия: на основе текста учебника дали определение понятия «биосфера», определили границы биосферы, выполняли проекты, разобрали схему в учебнике «Круговорот веществ в биосфере», участвовали в игре.
2. Выражают своё отношение к работе в письменной форме.