Конспект НОД в подготовительной логопедической группе. Тема: "Пересказ рассказа Г.Снегирёва «Северный олень» с опорой на мнемосхемы"

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: мнемотаблицы, логопедическая группа, Пересказ с помощью мнемотаблиц, Г.Снегирёв «Северный олень», мнемосхемы


Цель: Создание условий для речевого развития детей как средства общения и культуры.

Задачи приоритетной образовательной области: Речевое развитие.

  • Развитие связной, грамматически правильной выразительной монологической речи (пересказ художественного текста с опорой на мнемосхемы);
  • Обогащение активного словаря ягель, щиплет;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи;
  • Корригирование ориентировки в пространстве, речи, звукопроизношения.

Задачи ОО в интеграции: Познавательное развитие.

  • Формирование первичных представлений о объектах окружающего мира (о весне, о перелётных птицах);
  • Развитие познавательных интересов, любознательности.

Задачи ОО в интеграции: Социально-коммуникативное развитие.

  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками
  • Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
  • Развитие эмоциональной отзывчивости.

Задачи ОО в интеграции: Художественно-эстетическое развитие.

  • Восприятие, художественной литературы;
  • Развитие способности импровизировать.

Задачи ОО в интеграции: Физическое развитие.

  • Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики

Предварительная работа: беседа о животных Севера, просмотр презентации, рисование и лепка животных Севера, составление макета, дидактические, словесные игры, проведение эксперимента.

Оборудование: зашумлённые картинки на каждого ребёнка, мнемосхемы, презентация.

Ход ННОД

1. Организационный момент

- О каком животном будем говорить на занятии, вы скажете, если найдёте, кто спрятался на ваших картинках (зашумлённые картинки), называют животного;

- Где живёт олень? (ответы детей)

2. Пальчиковая гимнастика «Олени»

Посмотрите: мы олени!
Рвётся ветер нам навстречу!
Ветер стих. Расправим плечи
(Поднять над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами «рога». Напрячь руки, с силой раздвинуть пальцы).
Руки снова на колени, а теперь немного лени (уронить руки на колени, расслабиться).

Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.

3. Упражнение «Скажи по-другому» (образование сложных слов)

У оленя длинные рога – он (длиннорогий);
У оленя пара копыт – он (парнокопытный);
У оленя быстрые ноги – он (быстроногий);
У оленя короткий хвост – он (короткохвостый);
У оленя короткие уши – он (короткоухий);
Широкие лапы – он (широколапый);

4. Упражнение «Назови семью»

Папа – олень, мама – олениха, детёныш – оленёнок.

5. Упражнение «Чем питается олень»

Олень питается ягелем, морошкой, черникой, голубикой, грызунами.

6. Пластический этюд «Олени в тундре»

Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец (показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время)

7. Первичное чтение рассказа Г.Снегирёва «Северный олень»

На Севере олень заменяет лошадь и корову. На олене ездят, олень даёт жирное молоко, и мясо оленя очень вкусное. Олень не ходит, а бежит бегом. У него так копыта устроены, что он в глубокий снег не проваливается и по болоту пробегает и по камням. Копыто раздвигается на четыре копытца, и получаются широкие лапы. Оленя кормить не нужно. Он сам себе находит корм, даже зимой. Раскопает глубокий снег и щиплет мох ягель. Олень помогает жить человеку на Крайнем Севере.

8. Содержательный анализ текста

  1. О ком говорится в рассказе?
  2. Кого на Севере заменяет олень?
  3. Какую пользу приносит олень для человека?
  4. Как передвигается олень?
  5. Почему олень не проваливается в глубокий снег, по болоту и по камням пробегает?
  6. На сколько копытец раздвигается копыто оленя?
  7. Нужно ли оленя кормить? Почему нет?
  8. Зачем нужен олень?

Развитие общей моторики, координации речи, темпа и ритма движений.

9. Игра на координацию речи с движением «Кто на Севере живёт»

По ледяной пустыне медведица идёт (вперевалочку, медленно),
За нею медвежата (убыстряют шаг) торопятся вперёд.
Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками),
Повсюду снег и лёд (повороты с вытянутой рукой вправо – влево)
По полынье холодной за нерпой морж плывёт (идут, делая гребки руками),
Бегут, спешат олени (руки скрестить над головой – рога)
Им виден путь едва (бегут, высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны) полярная сова.

10. Повторное чтение с установкой на запоминание и пересказ

11. Дыхательная гимнастика «Олень»

И.п. стоя, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба
1 – вдох,
2 – выдох – руки вперёд,
3 – вдох – руки в стороны,
4 – выдох вернуться в и.п.

12. Пересказ рассказа с использованием мнемосхем

13. Подведение итогов