Эмоциональная реакция на музыку как необходимый фактор обучения в ДШИ

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Ключевые слова: музыка


Одной из основных задач музыкального воспитания обучающихся - реализация их творческого потенциала. Этот процесс неотделим от их личностного роста и познавательной активности.

Эмоциональность (как черта характера) - необходимое качество для жизни человека любого возраста, необходимо лишь научиться контролировать проявление своих эмоций. Своевременное формирование эмоциональной отзывчивости детей подразумевает формирование и актуализацию у него представлений об экспрессивном выражении эмоции, импрессивном переживании эмоции и её ситуационном содержании эмоции.

В детстве эмоции - простейший способ взаимодействия с миром, инструмент для привлечения к себе внимания (иногда маленький ребенок может устроить истерику, если что-то происходит не так, как он хочет: он плачет, раскидывает предметы, падает на пол и кричит изо всех сил. Но не всегда такая сцена - проявление чувств, порой это притворство, и ребенок просто наблюдает за тем, что происходит вокруг и готов прекратить всё в любой момент, если его желания будут исполнены).

Эмоции необходимы, чтобы двигаться к намеченной цели, переживать неудачи, транслировать своё внутреннее состояние. Ребенок через эмоциональность начинает отображать его отношениях с другими детьми: не поделили игрушку, нечаянно заняли его место, задели рукой – обычные причины конфликтов, ссор, плача и потасовок. С возрастом эмоциональность начинает различаться по гендерному признаку, а излишне эмоциональные дети иногда превращаются во личность со сложным характером. Мальчики и девочки по-разному реагируют на наказание: мальчики на это реагируют, становясь агрессивны (при любом подавлении мужская психика велит им реагировать вовне); девочки не действуют в ответ на порицание, причиняя вред самим себе, они несоизмеримо больше склонны к погружению в себя. Хвалить мальчиков и девочек тоже нужно дифференцированно: девочке достаточно нескольких приятных слов, а мальчику нужно чётко объяснить, что он – молодец, потому что сделал одно, второе и третье.

У обучающихся в ДМШ и ДШИ на протяжении всего периода обучения эмоции играют очень важную роль: эмоциональный отклик на прослушанную музыку рождает образное мышление, эмоциональная реакция на сыгранное произведение заставляет почувствовать свою сопричастность к творческому процессу. В случае эмоциональной закрытости все эти процессы отчасти блокируются. Подавленные и не выраженные эмоции и переживания превращаются в хроническое напряжение мышц и зажимы различных участков тела. Это достаточно неприятное явление: у таких учеников блокируется не просто поток эмоций, но и ограничиваются подвижность и ресурсы тела, что приводит к различного рода заболеваниям и внутренним конфликтам.

Причина эмоциональной зажатости, как правило, таится в воспитании: взрослые часто и без объяснений запрещают что-либо маленькому ребенку, который, в свою очередь, обычно бывает не в силах осознать и уяснить этимологию подобных запретов. И здесь сталкиваются природная любознательность детей и тяга к познанию мира с запретами и страхом наказания в случае их нарушения и потерей любви взрослого.

Эмоции помогают общению ученика с педагогами и остальными значимыми взрослыми, а так же со сверстниками, но прежде всего, помогают в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку как проявления доброжелательного отношения к себе и окружающему миру. Эмоциональная отзывчивость на музыку входит в понятие "музыкальная грамотность", являющееся важнейших фактором воспитания и обучения в рамках занятий в ДМШ и ДШИ. На уроках специальности и предметов музыкально-теоретического цикла у ребенка формируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства, и создаются оптимальные условия для его разностороннего развития.

Развивая эмоциональную отзывчивость ребёнка на музыку, учитель участвует в процессе формирования эмоционально-образной сферы растущей личности.

В литературе, раскрывающей проблемы детской психологии и педагогики, отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с позиций нравственного воспитания, очень часто понимается как эмоциональная отзывчивость. Так, В.А.Сухомлинский утверждал, что эмоциональная отзывчивость на состояние других людей составляет едва ли не самое драгоценное достояние человека.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – это нечто иное, а именно – способность чувствовать характер и настроение музыкального произведения, способность к творческому воображению и построению музыкальных образов. Н.А.Ветлугина рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку не только как важнейший компонент структуры музыкальности, но и как одну из задач воспитания эстетического отношения детей к музыке.

Для эмоционального раскрепощения очень важно наладить контакт педагога и ученика. У каждого преподавателя есть своя методика на этот счёт: кто-то призывает на помощь юмор, кто-то пытается говорить с ребёнком на его детском языке, кто-то старается побольше хвалить эмоционально закрытых детей, кто-то пытается дать ребёнку поскорее почувствовать свои первые успехи в обучении и благодаря этому эмоционально раскрыться.

Очень важно помочь эмоционально раскрыться ученику именно на начальном этапе занятий. В этом случае все последующие обучение будет качественным и успешным. Для быстрого результата необходимо тесное взаимодействие с родителями эмоционально закрытого ребёнка: нужно побеседовать с ними о причинах возникновения этого явления и путях решения, которые значимые взрослые должны наметить совместно.

Среди всех видов искусства музыка выделяется по силе и глубине ее эмоционального воздействия на окружающий мир, способностью проникать в потаённые уголки сознания, умением передать целую гамму чувств. Но для полноценного погружения в музыкальное искусство начинающим обучение необходимо эмоционально раскрепоститься – это первейшая задача педагогического искусства. Музыкальное искусство – эффективнейшее средство, способствующее развитию эмоциональной сферы человека.

Библиография

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготский // Психология развития человека. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. - 1006 с.
  2. Ковалев А.Г. О чувствах и эмоциях / А.Г.Ковалев // 1957. - №4. - С.19
  3. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С.Осеннева, Л.А.Безбородова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
  4. Пасынкова Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности / Н.Б.Пасынкова // Психологический журнал. – 1995. - № 4. – С. 37-40.
  5. Теплов Б.М. Основные музыкальные способности / Б.М.Теплов // Музыка в школе. - 2004. - №5. - С. 8-9.