Литературное чтение. Тема: «Иван Саввич Никитин». «Русь», «В синем небе плывут над полями…». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: литературное чтение, Иван Саввич Никитин


Цели урока:

  • Продолжать знакомить учащихся с творчеством И.С.Никитина;
  • Показать близость поэзии И.С.Никитина с поэзией А.В.Кольцова;
  • Развивать выразительную речь;
  • Воспитывать любовь к своей Родине.

Оборудование: портрет И.С.Никитина, альбомные листы, цветные карандаши

Ход урока

I. Организация класса

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания

- Учащиеся выразительно читают стихотворение А.В.Кольцова «Урожай», рассказывают наизусть отрывки, к выполненным рисункам подбирают соответствующие строки произведения.

III. Изучение нового материала

- Сегодня мы познакомимся с новыми стихами поэта, которого по праву считают продолжателем традиций А.В. Кольцова. Они и родились в одном городе – Воронеже, только с разницей в 15 лет. Многие его стихи вам хорошо знакомы.

Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,-
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

- Узнали стихотворения?

- Кому они принадлежат?

- Знаете ли вы другие стихи И.С.Никитина?

- Иван Саввич Никитин родился в зажиточной семье. Отец его владел свечным заводом и лавкой и слыл не только предприимчивым торговцем, но и первым кулачным бойцом. Был он суров и деспотичен в отличие от жены, имевшей кроткий нрав.

С 9 лет Иван Никитин учится в духовном училище, а затем в духовной семинарии. Именно семинарская литературная среда оказала благотворное влияние на поэтическое развитие будущего поэта. Уже в семинарии он начал писать стихи, подражая думам и песням Алексея Кольцова. В ту пору он много читал, мечтал поступить в университет, но этому помещали жизненные обстоятельства.

Долгое время И.С.Никитин скрывал написанное им от окружающих, боясь стать предметом насмешек. Неуверенность в своих силах мешала ему сразу опубликовать свои стихи. Лишь в 1853 году, почти в 30-летнем возрасте, поэт решился послать их в редакцию местной газеты «Воронежские губернские ведомости». Опубликованное на страницах газет стихотворение «Русь» (1851г.) сразу обратило на себя внимание. Перепечатывая его, «Санкт-Петербургские ведомости» (11 декабря 1853г.) отмечали: «Не правда ли, что-то знакомое слышится в этом стихотворении, в чувстве, которым оно проникнуто, в приемах, в фактуре стиха? Неужели в Никитине суждено воскреснуть Кольцову?»

- Послушайте и вы это стихотворение.

Учитель выразительно читает стихотворение И.С.Никитина «Русь».

- Что хотите сказать?

- Какие думы вам навеяло это стихотворение?

- Что роднит стихотворение Ивана Никитина со стихотворениями Алексея Кольцова?

- С каким чувством поэт пишет о России?

- Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.

- В каких строках слышится гордость?

- А какие строчки наполнены любовью?

- Как надо читать стихотворение?

Упражнение в чтении стихотворения.

Физминутка

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания – руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом
наоборот – правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивание – руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели.
И за парты снова сели.

Через год (1854г.) стихи Никитина появляются на страницах крупных журналов того времени. А еще через 2 года, в 1856 году, граф Толстой оказывает Никитину покровительство и издаёт отдельной книгой его стихи с собственным предисловием. Кроме стихов о природе, которую поэт считал единственным утешением в своей жизни, говоря о ней: «Она моя мать, утешающая меня в минуты тоски и сомнений. Изумляя меня своею тишиною и величием, она заставляет меня слагать задумчивую песнь и проливать сладкие слёзы», многие стихи И. Никитина пронизаны высоким чувством родины. Он говорит о приметах родного края, близких его душе народных песнях, о силе, красоте трудового народа.

И.А.Бунин относил Никитина к числу «тех, великих, кем создан весь своеобразный склад русской литературы, её свежесть, её великая в простоте художественность, её сильный простой язык…».

Учитель читает стихотворение «В синем небе плывут над полями…».

- Какие картины представили, слушая стихотворение?

- Какое настроение вызвало в вас стихотворение?

- О чём думали, вспоминали, слушая стихотворение?

- Ребята, кто прочитает выразительно стихотворение?

- Ребята, возьмите альбомные листы и цветные карандаши и нарисуйте рисунок к стихотворению.

IV. Итог урока

- Ребята, с каким русским поэтом XIX века мы сегодня познакомились?

- Что вы узнали о жизни творчестве И.С.Никитина? Что запомнили?

- С какими стихотворениями И.С.Никитина мы познакомились?

- Какие картины предстали вашему взору?

- Понравились ли вам стихотворения «Русь», «В синем небе плывут над полями…»?

- Как надо читать стихотворения?

- Что понравилось, запомнилось?

V. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений И.С.Никитина «Русь», «В синем небе плывут над полями», по желанию выучить наизусть одно из стихотворений или отрывок.