Цели урока:
- Продолжать знакомить учащихся с творчеством И.С.Никитина;
- Показать близость поэзии И.С.Никитина с поэзией А.В.Кольцова;
- Развивать выразительную речь;
- Воспитывать любовь к своей Родине.
Оборудование: портрет И.С.Никитина, альбомные листы, цветные карандаши
Ход урока
I. Организация класса
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Проверка домашнего задания
- Учащиеся выразительно читают стихотворение А.В.Кольцова «Урожай», рассказывают наизусть отрывки, к выполненным рисункам подбирают соответствующие строки произведения.
III. Изучение нового материала
- Сегодня мы познакомимся с новыми стихами поэта, которого по праву считают продолжателем традиций А.В. Кольцова. Они и родились в одном городе – Воронеже, только с разницей в 15 лет. Многие его стихи вам хорошо знакомы.
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,-
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
- Узнали стихотворения?
- Кому они принадлежат?
- Знаете ли вы другие стихи И.С.Никитина?
- Иван Саввич Никитин родился в зажиточной семье. Отец его владел свечным заводом и лавкой и слыл не только предприимчивым торговцем, но и первым кулачным бойцом. Был он суров и деспотичен в отличие от жены, имевшей кроткий нрав.
С 9 лет Иван Никитин учится в духовном училище, а затем в духовной семинарии. Именно семинарская литературная среда оказала благотворное влияние на поэтическое развитие будущего поэта. Уже в семинарии он начал писать стихи, подражая думам и песням Алексея Кольцова. В ту пору он много читал, мечтал поступить в университет, но этому помещали жизненные обстоятельства.
Долгое время И.С.Никитин скрывал написанное им от окружающих, боясь стать предметом насмешек. Неуверенность в своих силах мешала ему сразу опубликовать свои стихи. Лишь в 1853 году, почти в 30-летнем возрасте, поэт решился послать их в редакцию местной газеты «Воронежские губернские ведомости». Опубликованное на страницах газет стихотворение «Русь» (1851г.) сразу обратило на себя внимание. Перепечатывая его, «Санкт-Петербургские ведомости» (11 декабря 1853г.) отмечали: «Не правда ли, что-то знакомое слышится в этом стихотворении, в чувстве, которым оно проникнуто, в приемах, в фактуре стиха? Неужели в Никитине суждено воскреснуть Кольцову?»
- Послушайте и вы это стихотворение.
Учитель выразительно читает стихотворение И.С.Никитина «Русь».
- Что хотите сказать?
- Какие думы вам навеяло это стихотворение?
- Что роднит стихотворение Ивана Никитина со стихотворениями Алексея Кольцова?
- С каким чувством поэт пишет о России?
- Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.
- В каких строках слышится гордость?
- А какие строчки наполнены любовью?
- Как надо читать стихотворение?
Упражнение в чтении стихотворения.
Физминутка
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания – руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом
наоборот – правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивание – руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели.
И за парты снова сели.
Через год (1854г.) стихи Никитина появляются на страницах крупных журналов того времени. А еще через 2 года, в 1856 году, граф Толстой оказывает Никитину покровительство и издаёт отдельной книгой его стихи с собственным предисловием. Кроме стихов о природе, которую поэт считал единственным утешением в своей жизни, говоря о ней: «Она моя мать, утешающая меня в минуты тоски и сомнений. Изумляя меня своею тишиною и величием, она заставляет меня слагать задумчивую песнь и проливать сладкие слёзы», многие стихи И. Никитина пронизаны высоким чувством родины. Он говорит о приметах родного края, близких его душе народных песнях, о силе, красоте трудового народа.
И.А.Бунин относил Никитина к числу «тех, великих, кем создан весь своеобразный склад русской литературы, её свежесть, её великая в простоте художественность, её сильный простой язык…».
Учитель читает стихотворение «В синем небе плывут над полями…».
- Какие картины представили, слушая стихотворение?
- Какое настроение вызвало в вас стихотворение?
- О чём думали, вспоминали, слушая стихотворение?
- Ребята, кто прочитает выразительно стихотворение?
- Ребята, возьмите альбомные листы и цветные карандаши и нарисуйте рисунок к стихотворению.
IV. Итог урока
- Ребята, с каким русским поэтом XIX века мы сегодня познакомились?
- Что вы узнали о жизни творчестве И.С.Никитина? Что запомнили?
- С какими стихотворениями И.С.Никитина мы познакомились?
- Какие картины предстали вашему взору?
- Понравились ли вам стихотворения «Русь», «В синем небе плывут над полями…»?
- Как надо читать стихотворения?
- Что понравилось, запомнилось?
V. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений И.С.Никитина «Русь», «В синем небе плывут над полями», по желанию выучить наизусть одно из стихотворений или отрывок.