Для повышения интереса к занятию детей с ОНР, предотвращения истощаемости внимания и быстрой утомляемости учителям-логопедам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие и систематизирующие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Учителя-логопеды ГБДОУ №6 разработали систему пиктограмм для коррекционной работы по всем направлениям преодоления ОНР. Названия игр, которые используются практически на каждом занятии, закодированы в картинках-пиктограммах. В статье описаны многофункциональные пособия и игры, которые позволяют сделать занятие учителя-логопеда динамичным и более результативным.
Каждый учитель-логопед ищет новые подходы, идеи организации коррекционно-развивающей работы, чтобы сделать свои занятия максимально эффективными. Организуя работу с детьми с общим недоразвитием речи, логопед сталкивается с такими проблемами в их обучении как истощаемость внимания и быстрая утомляемость. Дети могут быстро потерять интерес к занятию. Для преодоления этих проблем педагогам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие и систематизирующие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Наглядное моделирование - один из популярных методов обучения детей дошкольного возраста. «В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которой могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, другие предметы» [1, 173]).
На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. Данный метод использовал Д.Б Эльконин для обучения дошкольников грамоте. Он для материализации звуковой формы слова применял звуковые модели и схемы. Моделирование в виде мнемодорожек и мнемотаблиц традиционно используется педагогами для формирования связной речи детей. Широкое применение получило графическое изображение предлогов.
Учителя-логопеды ГБДОУ №6 разработали систему пиктограмм для коррекционной работы по всем направлениям преодоления ОНР.
Метод пиктограмм входит в состав метода наглядного моделирования.
Пиктограмма — (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде (Энциклопедический фонд России) [2].
Некоторые игры, задания являются обязательной частью логопедического занятия. Например, при работе над лексической темой «Дикие животные» , мы закрепляем умение называть детёнышей животных, учим образовывать притяжательные прилагательные. При работе над лексической темой «Фрукты» закрепляется умение образовывать имена существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, умение образовывать относительные прилагательные. Для оптимизации работы мы закодировали названия всех используемых игр в картинках-пиктограммах.
В зависимости от этапа обучения и целей занятия используем конкретные пиктограммы. Чтобы привлечь внимание детей и повысить результативность работы, мы создали яркие настенные пособия, на которые пиктограммы крепятся с помощью липучек.
Настенные пособия изготовлены из недорогого практичного материала – выставочного ковролина или кожезаменителя.
Предлагаем вашему вниманию пособия и игры, которые мы используем в работе.
«Семицветик» (рис.1) - комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи. В центре цветка находится кармашек для картинки, на лепестках - кармашки на липучках. На лепестки прикрепляются картинки с изображениями предметов по изучаемой лексической теме. В центр цветка прикрепляется пиктограмма с изображением нужной игры.
Рис. 1
Варианты игр:
«Назови ласково». Формирование умения образовывать имена существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
«Жадный мишка» («Мой, моя, моё)». Формирование умения определять род имён существительных.
«Один-много». Формирование умения образовывать множественное число имен существительных.
«Назови слова-родственники». Формирование умения образовывать однокоренные слова.
Так же с помощью «Семицветика » можно отработать навык словоизменения (пиктограммы «Вижу кого? Что?, «Подарок кому?», «Гуляю с кем?», «Пою о ком?»)
Рис. 2
«Петушок-помощник» (рис. 3). Пособие можно использовать при изучении лексических тем: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы» и т.д.
Рис. 4
Рис. 3
На грудке петушка находится кармашек для картинки по лексической теме. На разноцветных перышках хвоста прикреплены съёмные пиктограммы. Каждая пиктограмма соответствует определённой игре.
Варианты игр:
«Назови одного детёныша»
«Назови детёнышей»
«Назови маму»
«Чей хвост?» (рис. 4)
«Чьи лапы?»
«Чья голова?».
Рис. 4
При формировании этих словообразовательных моделей логопед показывает многообразие однокоренных слов, которое можно получить от исходного слова.
«Логопедический гриб» (рис. 5). Настенное пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст). На ножке гриба расположен кармашек, в который вставляется картинка с изображением слова для разбора. К «шляпке» с помощью липучек прикрепляются необходимые пиктограммы.
Рис. 5
«Назови гласные». Формирование навыка последовательного называния гласных в слове.
«Назови согласные». Формирование навыка последовательного называния согласных звуков в слове.
«Раздели на слоги». Формирование навыка слогового деления.
«Сосчитай звуки» (рис.6). Формирование навыка последовательного выделения и определения количества звуков в слове.
«Расскажи про звук». Формирование навыка последовательного выделения звуков в слове и их анализа.
Рис. 6
После устного звукового разбора на «грибке» можно выложить звуковую схему слова, используя традиционные обозначения фишек (синие - согласный твердый звук, зеленые – согласный мягкий звук и красный – гласный звук).
«Бабочки». Пособие для формирования умения составлять предложения с предлогами по предметным картинкам и схемам предлогов: на, в, за, к, от, около. В кармашки на крылья бабочки вставляются картинки с изображением предметов. На брюшке бабочки – схема предлога. Ребенок должен составить предложение с этими словами по предложенной схеме.
Например, на крылышках бабочки картинки-солдат и сторожевая вышка, на брюшке-схематичное изображение предлога на.
Ребёнок по предложенной схеме составляет предложение «Солдат стоит на вышке».
Наши пособия многофункциональны, обладают широкой областью применения, неизменно вызывают интерес у детей. Использование пиктограмм позволяет сделать занятие динамичным и более результативным.
Литература
- Т.В.Пятница, Т.В.Солоухина-Башинская «Справочник дошкольного логопеда». Ростов-на-Дону «Феникс». 2011 г.
- Энциклопедический фонд России.