Внеурочное занятие по курсу «Я – исследователь»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 4


Внеурочное занятие по курсу «Я – исследователь»

Класс: 4 класс

Время проведения: ноябрь

Технологическая карта изучения темы

Тема

«Гипотеза и провокационная идея»

Цель

  • Познакомить с понятием «провокационная идея»

Задачи

  • учить детей вырабатывать гипотезы; провокационные идеи;
  • отличать гипотезу от провокационной идеи
  • формировать мотивацию к занятию учебно-исследовательской деятельности и развивать навыки исследовательского поведения;
  • развивать способность анализировать, устанавливать закономерность, логические связи;

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- воспитание готовности вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- воспитание толерантности к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и готовность к их обсуждению.

Регулятивные УУД:
- обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;
- извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

- уметь объяснять значение терминов «гипотеза», «провокационная идея».

Основные понятия

Гипотеза, провокационная идея

Межпредметные связи

окружающий мир, математика, литературное чтение

Ресурсы:
- основные

- дополнительные

- Савенков И.А.  тетрадь «Я – исследователь»
- флипчарт;
- Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76-86.
- задания группам (Приложение №1)
--инструкционная карта (Приложение №2)

Условные обозначения

Формы работы

фронтальная, групповая, индивидуальная

 

Этапы урока

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Актуализация знаний

Расшифруйте слово по коду (СЛАЙД №1).
В инструкционной карте запишите ответ (гипотеза)(инструкционная карта, задание № 1)
- Что такое гипотеза?
- Из предложенных на доске выберите требования, которым должна удовлетворять гипотеза (на доске должна быть сформирована таблица с двумя столбиками ГИПОТЕЗА, а затем по мере изучения нового материала ПРОВОКАЦИОННАЯ ИДЕЯ)
К гипотезе предъявляют определённые требования:

  • Она должна содержать предположение;
  • Она должна быть проверяема, подтверждаема;
  • Она должна быть логически непротиворечивой;
  • Она должна быть реально опровергаема или доказуема;

- Вспомните, какие слова и словесные конструкции нам помогут в выдвижении гипотез.
Опоры вы можете увидеть вокруг себя.

III. Создание проблемной ситуации

- В умении выдвигать гипотезы можно специально потренироваться.
- Что заставляет появиться на свет гипотезу? (проблема)
- Посмотрите видеосюжет с нашей недавней экскурсии (СЛАЙД № 2).
- Давайте вместе подумаем, как птицы находят дорогу во время перелётов?
ПАРНАЯ РАБОТА (инструкционная карта, задание №2)
УПРАЖНЕНИЕ «Разминка для ума» (СЛАЙД № 3).
1) Необходимо сформулировать гипотезу, применительно к нашей проблеме (используйте слова помощники);
2) На слайде вы видите подсказки для тех, кому необходима помощь в формулировании гипотезы
3) Запишите гипотезу в облако в инструкционной карте (инструкционная карта, задание №2)

IV. Формулирование проблемы

ПРОВЕРКА
- Как вы думаете, как можно проверить данную гипотезу?
- В качестве гипотезы я выдвигаю следующее объяснение.
Возможно, птицы находят дорогу во время перелётов потому, что ловят сигналы из космоса
(возникает противоречие, так как данное предположение не соответствует требованиям к гипотезе)

V. Открытие нового знания

-На фоне ваших гипотез, данное предположение кажется фантастическим, неправдоподобным.
Такие предположения, идеи получили название – ПРОВОКАЦИОННАЯ ИДЕЯ (открывается второй столбик на доске для дальнейшего заполнения)
- Сформулируйте тему урока.
- Сформулируйте цель урока.
- Как вы думаете, чем гипотеза отличается от провокационной идеи?
- Зачем нужны провокационные идеи?
- Проверим ваши предположения.
Прочитайте статью в инструкционной карте, отметьте ключевые слова (инструкционная карта, обязательно статья должна быть напечатана на обратном листе )
- Подтвердились ваши предположения?
- Что узнали о провокационной идее? (заполнение таблицы на доске)
- Зачем нужны провокационные идеи?
До сих пор ученые – орнитологи спорят о том, как птицы находят дорогу во время перелетов, может быть кто-нибудь из вас в будущем ответит на этот вопрос.

VI. Применение нового знания

 

- Закрепим полученные знания.
- Вам необходимо разбиться на группы и выполнить задания.
- С чего начнём работу в группе? (правила работы в группе)

ГРУППОВАЯ РАБОТА
Задание группе:
1. Возьмите ноутбук.
2. Найдите видеофайл «Лунтик».
3. Посмотрите мультфильм.
4. Выделите проблему
____________________________________

5. На планшете составьте 1 гипотезу и 1 провокационную идею.
6. Приготовьтесь к презентации.
7. Если осталось время, то повторите задание 5.

Задание группе:
1. На столе учителя возьмите диктофоны.
2. Послушайте внимательно старинную песню.
3. Сформулируйте основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти:
-------------------------------------------------
-------------------------------------------------
4. Сформулируйте тему исследования
-------------------------------------------------
5. На планшете составьте 1 гипотезу и 1 провокационную идею
6. Приготовьтесь к презентации.

Задание группе:
Работа на сайте ГлобалЛаб (ноутбук за столом учителя)
1. Откройте компьютер
2. Выберите раздел
3. Выберите тему
4. Напишите, почему вас заинтересовала данная тема (1-2 предложения)
----------------------------------------------------
----------------------------------------------------
5. На планшете составьте 1 гипотезу и 1 провокационную идею
6. Приготовьтесь к презентации.

Задание группе:
1.В сказке А.С. Пушкина «Золотая рыбка», Золотая рыбка исполнила три желания одного человека — старика, поймавшего ее. Представь, что Золотая рыбка выполнила три желания каждого человека на Земле. За отведенное время, надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате.
2. Приготовьтесь к презентации.
ПРОВЕРКА
- Во время презентации работ групп в инструкционной карте необходимо заполнить задание № 3 «Плюс – Минус – Интересно» (показ СЛАЙД № 4) для планирования дальнейшей работы на занятиях.

VII. Итог урока

- Что такое провокационная идея?
- Чем провокационная идея отличается от гипотезы?
- Зачем нужны провокационные идеи?

VIII. Рефлексия

 

- Работа с таблицей «Плюс – Минус – Интересно»

Технологическая карта

Проблемный вопрос