Мастер-класс "Социальное проектирование – эффективный метод гармонизации взаимоотношений в классном коллективе"

Разделы: Классное руководство, Мастер-класс

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: проект


Звучит тихая музыка из фильма «Титаник», пока фокус-группа заходит в класс, рассаживается за парты по группам. На партах раздаточный материал, зелёные кружки-смайлики. Музыка замолкает.

- Добрый день, уважаемые коллеги,
В преддверии 8 Марта
Желаю солнца и весны,
Неугомонных птичьих трелей,
Любви, надежды, красоты.
Пусть сияют ваши прекрасные глаза,
И не коснется их слеза.

Нажать на слайд, чтобы появилось солнышко.

- От сиянья ваших глаз засветилось яркое солнышко, пусть оно согревает нас своими лучиками в этот морозный весенний день.

Я прикрепляю солнышко на доску.

I. Презентация педагогического опыта

- Давайте познакомимся, меня зовут Ильина Алёна Борисовна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории школы №6. Стаж работы 26 лет. Тема мастер-класса «Социальное проектирование – эффективный метод гармонизации взаимоотношений в классном коллективе». Талисманом мастер класса будет вот эта Мудрая свинка. (Показываю мягкую игрушку). Как вы думаете почему? Пусть это останется загадкой. Узнаем в конце мастер-класса.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. Встаёт вопрос: как его реализовать? Мой ответ: используя метод проектов.

Проектной деятельностью я занимаюсь с учениками с 2014 года, я веду кружок «Решение проектных задач». В 1 и 2 классе мои ученики делают первые шаги, осваивая метод проектов, учатся видеть проблему, искать информацию пока с помощью взрослых. В 3 и 4 классах в течение учебного года мы готовим с учениками проект и представляем свои результаты, участвуя в школьной проектной неделе «Ступени». Учениками под моим руководством были реализованы и успешно защищены проекты: «Моя родословная», «Бессмертный полк», «Большая перемена», «Подкормите птиц зимой», «Деревья и кустарники школьного двора».

Так же мои ученики участвовали во Всероссийском сетевом межшкольном проекте «Карта памяти».

Использование проектной деятельности позволяет мне повышать познавательную активность учеников, эффективно решать педагогические задачи. Когда ко мне приходят первоклассники, я начинаю очень важную и сложную работу по формированию классного коллектива. Моделировать систему гармоничных взаимоотношений мне помогает социальное проектирование.

II. Цель мастер-класса

- Поднимите руки, кто ещё не занимался с учениками проектной деятельностью? С вами я поделюсь опытом организации и проведения проекта. Кто уже делал проекты? На моём мастер-классе вы сможете провести своеобразную ревизию своих знаний. У всех вас на столах листочки с алгоритмом работы над проектом. Когда учитель начинает работать с учениками над проектом, он точно должен знать, что будут делать дети на каждом этапе, какой будет результат. Мне очень удобно расписать алгоритм работы над проектом в такой таблице. Листочки останутся у вас, на них можно делать свои пометки.

- Как известно, любой проект включает в себя 5П. Кто уже работал с проектной технологией, скажите, какие 5П? Постановка проблемы, планирование работы, поиск информации, создание продукта, презентация проекта.

III. Проведение имитационной игры

- Сейчас мы с вами, работая по алгоритму, разработаем социальный проект, и я покажу некоторые приёмы работы с учениками на этапе постановки проблемы и этапе планирования работы. Сегодня роль учеников сыграют фокус-группа Весна и фокус-группа Подснежники. Коллеги, кто хотел бы сегодня поработать в фокус-группе? Вы будете обсуждать, сигналить о готовности зелёным кружком.

1 этап. Постановка проблемы.

- Самый сложный этап проекта, на мой взгляд, -это постановка проблемы. Можно предложить ученикам просмотр такого видеоролика.

Просмотр видеоролика.

- Что вы увидели? (Как дети проводят перемену).

- Обсудите в группе и запишите на листочке то, что понравилось, что не понравилось под соответствующим смайликом. Когда будете готовы, просигнальте зелёным кружком.

Фокус-группа работает на листочках.

Сигналю колокольчиком.

- Что понравилось?

- Что не понравилось? (Дети дерутся, ссорятся, не могут занять себя чем-то полезным).

- Вот и нашему солнышку не понравилось, спряталось оно за тучку.

Определение цели проекта.

- Затем определяем цель проекта. Добьётся цели только тот, кто знает её.

- А как бы вы хотели, чтобы выглядела перемена? Обсудите в группе и напишите справа от значка цели. Когда будете готовы, покажите зелёный кружок.

- Мои ученики сказали так: «Мы хотим, чтобы дети играли друг с другом на перемене, не ссорились».

- Сразу хочется уточнить, что дети ставят цель, понятную им. Моя цель: создать условия для социализации учащихся в школьном коллективе.

- Когда мы определяем цель проекта, мы точно знаем, какой хотим получить результат. Цель проекта и результат зеркальны. В этом отличие проектной деятельности от исследовательской. Когда проводим исследование, результат заранее нам не известен, выдвигается гипотеза, которая подтверждается или нет.

- Обсудите в группе, придумайте название проекта и запишите над табличкой. Просигнальте о готовности зелёным кружком.

- Мы с ребятами решили назвать проект «Большая перемена».

2 этап. Планирование

- Дальше идёт этап планирования работы. Любая ли игра нам подойдёт?

- Поможет определить критерии выбора игры солнышко на ножке. Догадались, что это?

- На доске только сердечко ромашки, а лепесточки у вас. Прочитайте правила внутреннего распорядка школы и отберите лепесточки с теми критериями выбора игры, которые нам подходят. И прикрепите лепесточки к сердечку вот так. (Показываю).

Фокус-группа работает, затем зачитываем требования. После этого следующий слайд.

- Где мы можем найти подходящие игры?

- Мы с ребятами решили, что можно найти в интернете, узнать из книг, купить в магазине, спросить у родителей.

- Когда мы подберём подходящие игры, что мы можем сделать, чтобы удобно было их использовать?

- Мы с ребятами решили сделать сборник игр.

- Это и будет продукт нашего проекта.

- Кто будет организовывать игры?

Высказывание фокус-группы.

- Мы с ребятами решили ввести поручение затейники.

- Далее следует определить сроки реализации проекта.

- Сколько времени вам понадобится, чтобы найти нужную информацию?

- Сколько времени у нас займёт создание сборника?

- Как долго будем играть? Учтите, что для выработки навыка нужно не меньше 21 дня.

- Мы с ребятами решили так: весь проект будет длиться 2 месяца.

Ресурсы проекта:

- Очень важный момент - ресурсы проекта. В нашем проекте будут задействованы:

  • информационные ресурсы (интернет-ресурсы, школьный библиотечный фонд)
  • материально-технические (бумага, компьютер, принтер, папка для сборника)
  • финансовые (средства для закупки игр). Бюджет проекта утверждён родителями.

Проходит распределение ребят по группам:

  1. Яндекс поиск;
  2. Библиотекари;
  3. Киндер бум;
  4. Анкетёры.

3 этап. Поиск информации.

- Наличие этапа поиска информации позволяет нам отличить проект от КТД, в котором такого этапа нет.

- По результатам поиска обсуждаем, какие игры подходят.

4 этап. Создание продукта проекта.

Составляется сборник игр - продукт проекта. На большой перемене затейники организовывают игры в течение месяца.

Результат проекта

- Через два месяца обсуждаем результат проекта. Какой мы хотели видеть перемену в нашем классе?

- Получилось ли у нас? Можно предложить ребятам просмотр такого фильма.

Показ фильма «Большая перемена». (Как ученики класса играют друг с другом на перемене)

(Да, ребята стали играть, нет ссор, драк, стало интересно).

Проект оправдал своё название, перемена стала совсем другой, большая перемена во взаимоотношениях учеников, проект признан успешным.

5 этап. Презентация проекта

- Мои ученики рассказали о проекте ученикам начальной школы и администрации школы во время проектной недели «Ступени».

Портфолио проекта

- Все материалы проекта учителем собираются в папку - портфолио проекта.

Вот портфолио моего проекта «Большая перемена». Здесь находится паспорт проекта, сборник игр, фотоматериалы, игры. (Демонстрирую материалы проекта, паспорт проекта).

- Коллеги, на ваших лисах с алгоритмом работы над проектом вы видите в верхнем левом углу мой электронный адрес, если вас заинтересовали какие-то материалы мастер-класса, моих проектов, я с удовольствием с вами поделюсь, пишите, вышлю по электронке. Буду рада, если вы поделитесь своими наработками.

- Солнышко снова сияет, и, как часто бывает после дождя, на небе появилась радуга. Давайте пройдёмся по радужной дорожке, назовём все этапы работы над проектом.

Участники называют этапы.

- В моём понимании проект держится на трёх китах: проблема, цель-результат, продукт. Если учитель видит проблему, понимает, как её решить, какой будет результат, какой будет продукт для достижения результата, всё остальное дело техники.

IV. Рефлексия мастер-класса

- Пришло время открыть вам тайну Мудрой свинки.

Одна из притч Шао-Дао начинается так: «Когда Мудрую Свинью спросили, что она думает о мудрости, та, не задумываясь, ответила:

- Истинная мудрость предполагает не наличие знаний, а правильность действий». Вот и я, как астрологическая свинка, желаю вам, вооружившись правильными знаниями, правильных действий, будьте мудрыми.

Завучала тихая музыка «Одинокий пастух».

- Большое спасибо фокус-группе за помощь в проведении мастер-класса. Коллеги, мне было очень приятно сегодня работать с вами, вы были очень активными, думающими сотрудниками. А было ли полезно для вас? Мне очень важно ваше мнение. (Передача свинки, высказывание участников).

- Благодарю вас за сотрудничество! Если у вас появились вопросы с удовольствием на них отвечу.