Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через создание условий для ознакомления с художественной культурой Алтайского края в условиях ФГОС ДО

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, семья, ценности, воспитание детей, духовность, взаимодействие с педагогами


«Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, - значит
вырастить его угрозой для общества»

Теодор Рузвельт

Данные слова, сказанные много лет назад, к сожалению, находят подтверждение в нашем современном обществе. Сегодня возникла потребность в духовно-нравственном воспитании личности как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. В ходе поиска новой модели общественного воспитания были сформулированы и утверждены обязательные требования к дошкольному образованию, совокупность которых представляет федеральный государственный образовательный стандарт, далее именуемый ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013). В соответствии с данным стандартом происходит объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Особое внимание уделяется воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Каждая из ценностей раскрывается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:

  • патриотизм;
  • социальная солидарность;
  • гражданственность;
  • семья;
  • труд и творчество;
  • наука;
  • традиционные российские религии;
  • искусство и литература;
  • природа;
  • человечество.

Таким образом, одним из приоритетных направлений является создание условий для ознакомления дошкольников с искусством и литературой, как одними из базовых национальных ценностей. Данные условия предполагают особую среду, направленную на пробуждение желания у взрослого и ребенка узнавать и открывать себя в процессе диалога с искусством. Диалог с миром искусства – это открытие мира эстетических чувств, это способность чутко реагировать на движение души другого, это умение сопереживать и радоваться, видеть красоту окружающих предметов. Результатом такого диалога является способность делать правильный нравственный выбор в различных ситуациях. Сфера искусства родного края ранее была малоиспользуемой в практике дошкольного образования. Сегодня же принцип приоритетности регионального культурного наследия является основным, так как наиболее понятным для ребенка является то, что он способен непосредственно увидеть и ощутить, то с чем он встречается каждый день. Активное использование краеведческого материала по художественной культуре является особенностью реализации задач ФГОС.

В соответствии с данным принципом основные направления деятельности по созданию условий были определены и реализованы педагогами Дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №181» открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Расширение опыта позитивного взаимодействия с семьей предполагает непосредственное активное участие родителей в планировании деятельности, совместных мероприятиях. Использование новых эффективных форм сотрудничества:

  • Творческие мастерские (совместная творческая деятельность);
  • Акции, посвященные знаменательным событиям в жизни родного края;
  • Праздники (использование произведений алтайских поэтов и композиторов);
  • Обогащение совместного досуга экскурсиями в мастерские художников, музеи и художественные галереи города Новоалтайска и Барнаула (поездка в Школу искусств №2 города Новоалтайска к художнику А.З.Хайрулиновой, экскурсия в АРТ-галерею Щетининых);
  • Проектная деятельность («Знакомство детей с творчеством алтайского художника В. Ф. Стволова» воспитатели Волынская О.А., Пестерева Н.О. 2013г.
  • «Использование фольклора алтайских писателей в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» воспитатели Николайчук О.В., Бабичева Н.П. 2013г.
  • «Колыбельные в жизни малышей» воспитатели Молостова С.П., Попова Е.Г. 2014г.
  • «Земляки. Г.И.Кузнецов» воспитатели Алимеева О.А., Молостова Т.В. 2014 г
  • «Алтайский художник А.З.Хайрулинова» воспитатели Исакова Е.А., Саблина Н.А. 2013г.
  • «Родной уголок в весенних красках» воспитатели Молостова Ю.В., Алимеева О.А. 2015г.
  • Творческие вечера с художниками (Встреча с Першиным, Варовой, А.З.Хайрулиновой);
  • Организация выставок произведений художников
  • Создание официальных сайтов и интернет-сообществ

Непрерывное образование воспитывающих взрослых (родителей, педагогов) осуществляется с целью обогащения знаний в области художественной культуры, повышения педагогической компетентности, ориентирования на саморазвитие и самосовершенствование. Использование коллективных и индивидуальных форм взаимодействия и взаимоинформирования:

  • Консультации;
  • Родительские собрания;
  • Конференции;
  • Мастер-классы. (Мастер-класс по живописи «Цветущая Весна» художника А.Э.Хайрулиновой)

Обогащение предметно-развивающей среды средствами искусства в каждой групповой комнате и любом другом помещении. Это особое пространство, позволяющее ребенку не только прикоснуться к миру искусства, ощутить его всеми органами чувств, но и почувствовать себя творцом прекрасного:

  • Оснащение центра художественно-творческой деятельности необходимыми художественными инструментами и материалами. Также размещение произведений искусства согласно тематике (картины, фотографии, предметы декоративно-прикладного творчества, репродукции);
  • Создание ИЗО-студии, в которой проводится непосредственно-образовательная и кружковая деятельность;
  • Наполнение произведениями искусства и детскими работами пространства дошкольного учреждения

Организация воспитательно-образовательного процесса на основе интеграции разных видов искусства предполагает взаимное проникновение разных видов художественной деятельности, а также следующую структуру:

  • любование (первичное восприятие);
  • прочувствование (активизация органов чувств);
  • информационная поддержка (открытие новых сведений);
  • проблемная ситуация и поиск ее решения (мотивация деятельности);
  • творчество (результат собственной активности ребенка);
  • рефлексия (понимание себя как творца, созидателя)

Деятельность педагогов по данным направлениям несет положительные результаты, которые проявляются в ходе анализа совместной деятельности, наблюдений, анкетировании родителей.

Родители, педагоги интересуются вопросами духовно-нравственного развития детей, проявляют интерес к совместным формам деятельности, активно посещают мастер-классы, участвуют в поездках, выставках поделок, обмене информацией.

Дети проявляют положительное отношение к произведениям искусства, участвуют в их обсуждении, знают алтайских авторов и их произведения.

Педагоги участвуют в создании рабочих программ по региональному компоненту.

Дальнейшая успешность зависит не только от теоретической и практической подготовленности участников воспитательного процесса, но и от желания и творческого подхода к деятельности. /p>

Список литературы

  1. Затеева Е.В. и др. Малыш в мире искусства родного края: Учебно-методический комплекс по художественно-эстетическому образованию дошкольников. – Барнаул: АКИПКРО, 2006 -146с.
  2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е издание, испр. И доп.- М.:МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2014. – 368с.