«Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, - значит
вырастить его угрозой для общества»
Теодор Рузвельт
Данные слова, сказанные много лет назад, к сожалению, находят подтверждение в нашем современном обществе. Сегодня возникла потребность в духовно-нравственном воспитании личности как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. В ходе поиска новой модели общественного воспитания были сформулированы и утверждены обязательные требования к дошкольному образованию, совокупность которых представляет федеральный государственный образовательный стандарт, далее именуемый ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013). В соответствии с данным стандартом происходит объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Особое внимание уделяется воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Каждая из ценностей раскрывается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
- патриотизм;
- социальная солидарность;
- гражданственность;
- семья;
- труд и творчество;
- наука;
- традиционные российские религии;
- искусство и литература;
- природа;
- человечество.
Таким образом, одним из приоритетных направлений является создание условий для ознакомления дошкольников с искусством и литературой, как одними из базовых национальных ценностей. Данные условия предполагают особую среду, направленную на пробуждение желания у взрослого и ребенка узнавать и открывать себя в процессе диалога с искусством. Диалог с миром искусства – это открытие мира эстетических чувств, это способность чутко реагировать на движение души другого, это умение сопереживать и радоваться, видеть красоту окружающих предметов. Результатом такого диалога является способность делать правильный нравственный выбор в различных ситуациях. Сфера искусства родного края ранее была малоиспользуемой в практике дошкольного образования. Сегодня же принцип приоритетности регионального культурного наследия является основным, так как наиболее понятным для ребенка является то, что он способен непосредственно увидеть и ощутить, то с чем он встречается каждый день. Активное использование краеведческого материала по художественной культуре является особенностью реализации задач ФГОС.
В соответствии с данным принципом основные направления деятельности по созданию условий были определены и реализованы педагогами Дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №181» открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Расширение опыта позитивного взаимодействия с семьей предполагает непосредственное активное участие родителей в планировании деятельности, совместных мероприятиях. Использование новых эффективных форм сотрудничества:
- Творческие мастерские (совместная творческая деятельность);
- Акции, посвященные знаменательным событиям в жизни родного края;
- Праздники (использование произведений алтайских поэтов и композиторов);
- Обогащение совместного досуга экскурсиями в мастерские художников, музеи и художественные галереи города Новоалтайска и Барнаула (поездка в Школу искусств №2 города Новоалтайска к художнику А.З.Хайрулиновой, экскурсия в АРТ-галерею Щетининых);
- Проектная деятельность («Знакомство детей с творчеством алтайского художника В. Ф. Стволова» воспитатели Волынская О.А., Пестерева Н.О. 2013г.
- «Использование фольклора алтайских писателей в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» воспитатели Николайчук О.В., Бабичева Н.П. 2013г.
- «Колыбельные в жизни малышей» воспитатели Молостова С.П., Попова Е.Г. 2014г.
- «Земляки. Г.И.Кузнецов» воспитатели Алимеева О.А., Молостова Т.В. 2014 г
- «Алтайский художник А.З.Хайрулинова» воспитатели Исакова Е.А., Саблина Н.А. 2013г.
- «Родной уголок в весенних красках» воспитатели Молостова Ю.В., Алимеева О.А. 2015г.
- Творческие вечера с художниками (Встреча с Першиным, Варовой, А.З.Хайрулиновой);
- Организация выставок произведений художников
- Создание официальных сайтов и интернет-сообществ
Непрерывное образование воспитывающих взрослых (родителей, педагогов) осуществляется с целью обогащения знаний в области художественной культуры, повышения педагогической компетентности, ориентирования на саморазвитие и самосовершенствование. Использование коллективных и индивидуальных форм взаимодействия и взаимоинформирования:
- Консультации;
- Родительские собрания;
- Конференции;
- Мастер-классы. (Мастер-класс по живописи «Цветущая Весна» художника А.Э.Хайрулиновой)
Обогащение предметно-развивающей среды средствами искусства в каждой групповой комнате и любом другом помещении. Это особое пространство, позволяющее ребенку не только прикоснуться к миру искусства, ощутить его всеми органами чувств, но и почувствовать себя творцом прекрасного:
- Оснащение центра художественно-творческой деятельности необходимыми художественными инструментами и материалами. Также размещение произведений искусства согласно тематике (картины, фотографии, предметы декоративно-прикладного творчества, репродукции);
- Создание ИЗО-студии, в которой проводится непосредственно-образовательная и кружковая деятельность;
- Наполнение произведениями искусства и детскими работами пространства дошкольного учреждения
Организация воспитательно-образовательного процесса на основе интеграции разных видов искусства предполагает взаимное проникновение разных видов художественной деятельности, а также следующую структуру:
- любование (первичное восприятие);
- прочувствование (активизация органов чувств);
- информационная поддержка (открытие новых сведений);
- проблемная ситуация и поиск ее решения (мотивация деятельности);
- творчество (результат собственной активности ребенка);
- рефлексия (понимание себя как творца, созидателя)
Деятельность педагогов по данным направлениям несет положительные результаты, которые проявляются в ходе анализа совместной деятельности, наблюдений, анкетировании родителей.
Родители, педагоги интересуются вопросами духовно-нравственного развития детей, проявляют интерес к совместным формам деятельности, активно посещают мастер-классы, участвуют в поездках, выставках поделок, обмене информацией.
Дети проявляют положительное отношение к произведениям искусства, участвуют в их обсуждении, знают алтайских авторов и их произведения.
Педагоги участвуют в создании рабочих программ по региональному компоненту.
Дальнейшая успешность зависит не только от теоретической и практической подготовленности участников воспитательного процесса, но и от желания и творческого подхода к деятельности. /p>
Список литературы
- Затеева Е.В. и др. Малыш в мире искусства родного края: Учебно-методический комплекс по художественно-эстетическому образованию дошкольников. – Барнаул: АКИПКРО, 2006 -146с.
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е издание, испр. И доп.- М.:МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2014. – 368с.