Формирование вычислительной культуры учащихся на уроках математике в начальной школе

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: математика


 «Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит».

Михаил Ломоносов

Математику называют царицей наук, так как ее знание необходимо человеку ежедневно в течение всей его жизни. Это особая наука, потому что знакомство с ней начинается с дошкольного возраста, где мы знакомимся с простыми математическими понятиями, формированием вычислительных навыков и решением элементарных задач с помощью родителей или же с помощью воспитателя детского сада. На этапе обучения в начальной школе набор изучаемых понятий, умений значительно расширяется.

Одной из основных задач преподавания математики в начальной школе является формирование у учащихся прочных вычислительных навыков.

Вычислительная культура закладывается, формируется именно с первых уроков математики. Владение вычислительными навыками и умениям имеет огромное значение для изучаемого материала.

В последнее время уровень вычислительных умений и навыков значительно снизился. Причинами невысокой вычислительной культуры считаю, что, во-первых, дети перестали самостоятельно думать. Они все чаще прибегают к помощи родителей, что говорит об очень низкой мотивации к обучению. Во-вторых, ненадлежащий контроль родителей за своим ребенком, обусловленной занятостью своими личными проблемами, делами. Или же наоборот, чтобы не загружать ребенка, он сами выполняют домашние задания за него, тем самым способствуют развитию низкой мыслительной деятельности ребенка. В-третьих, дети стали все чаще и чаще пользоваться калькулятором, так как теперь это стало возможным без каких-либо усилий, потому что практически у каждого ребенка есть телефон, где есть калькулятор. В-четвертых, использование компьютера приводит к снижению интереса не только к урокам математики, но и к учебе в целом. Очень мало становится тех детей, которые «в уме» могут быстро и безошибочно произвести хотя бы несложные вычисления, необходимые для каждого человека. Например, при походе в магазин за покупками, нужно быстро сосчитать сумму, которая потребуется для оплаты. Сделать к сожалению, это могут лишь единицы. Именно поэтому, чтобы совсем не снизить вычислительный навык, мы на уроках математики, применяем разные методы и приемы для развития этих самых вычислительных умений и навыков. Эта работа, в свою очередь, должна быть систематичной, постоянной.

Одной из составляющих развития вычислительной культуры является устный счет. С первого класса используем устный счет на уроках, чтобы научить ребенка воспринимать учебную задачу, развивать быстроту реакции, умение сосредоточиться и т.д. Это также позволяет переключать ученика с одной деятельности на другую, подготовить учащихся к изучению новой темы, повторению и обобщению, а также развитию интеллекта учеников.

Приведу несколько приемов по формированию навыков устного счета, которые я использую на уроках в своем классе:
- математические диктанты – где ребенок не только считает «в уме», но и записывает свой ответ, тренируя умение правильного оформления орфографического режима. Можно использовать карточки, веер цифр, где происходит развитие скорости, моторики.

- Прием «Пятерка сильнейших». Первые пять учеников, которые выполняют задание правильно и быстрее остальных учащихся, получают оценку своим знаниям.

- Памятки – алгоритмы для запоминания тем, в которых обучающиеся испытывают трудности (решение выражений в столбик и т.д.).

Конечно, приемов устного счета много, но большое значение имеет выбор формы устного счета:

- слуховой (часто используемый, так как проводить его может не только учитель, а также ученик или с использованием записи). Такая форма развивает слуховую память.

- зрительный (можно использовать записи на доске, компьютерные технологии, таблицы, плакаты) – в такой форме работы не нужно запоминать сказанное, но значительно облегчается работа с величинами, решением задач и т.д.

- комбинированный (сочетание зрительного и слухового) – позволяет одновременно тренировать слуховую и зрительную память.

Для прочного овладения вычислительной деятельности также важно, что работа должна быть направлена не только на одного ученика, но также и на группу, и класс. Групповая форма обучения также решает проблему подтягивания более слабого ученика. Развитию вычислительной культуры у школьников также способствуют тесты.

О наличие у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, организовывать правильность и выбор хода вычислений, корректно оценить правильность полученных результатов и свою деятельность.

Таким образом, на уроке математики формирование вычислительных навыков занимает большое место. Формирование вычислительных навыков и умений - процесс сложный и длительный, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки к организации вычислительной деятельности. Системная работа позволит сформировать высокий уровень вычислительных умений и навыков у обучающегося. Все это делает новые знания личностно значимыми, развивает учебно-познавательные мотивы, вырабатывает творческий подход к жизни, овладению основными науками, которые способствуют развитию своей профессиональной деятельности в будущем.

Литература

  1. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. №11-95
  2. Устный счёт с интересом/ авт. З.Х.Фаттахова. - Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа. Плюс до и после» №7 – Москва: ООО «Баласс», 2008. – 62 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (стандарты второго поколения).
  4. Федотова Л. Н. Повышение вычислительной культуры учащихся