Педагогическая задача: создать условия для формирования умения строить развернутое рассуждение.
Планируемые результаты:
Предметные:
- обучающиеся научатся правильно строить текст-рассуждение;
- обучающиеся получат возможность применять цитаты для убедительности рассуждения.
Метапредметные:
личностные УУД:
- самоопределение (формирование адекватной позитивной осознанной самооценки, самопознание);
- смыслообразование (развитие познавательного интереса, учебного мотива);
- нравственно-этическая ориентация (развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству)
регулятивные УУД:
- саморегуляция;
- коррекция;
- оценка
познавательные УУД:
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- анализ объектов;
- синтез – составление целого из частей;
- доказательство;
- построение логической цепи рассуждения;
- преобразование моделей
коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов;
- управление поведением партнёра;
- выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формой речи Личностные:
- регулирование своего поведения в соответствии с нормами поведения и речевой культуры.
Ход урока
1. Мобилизующий этап
Учитель: - Какое рассуждение у вас получилось при ответе на вопрос: Почему месяц все время разный?
1-2 ученика зачитывают свои рассуждения.
Учитель: - Кто-нибудь продолжил сказку?
1-2 ученика зачитывают свои продолжения сказки.
Учитель: - А кто из вас знает, почему же на самом деле разный?
Ученики высказывают своё мнение.
2. Формулирование темы урока и целеполагание
Учитель: - Ребята! Рассуждая, мы всегда стремимся к тому, чтобы сделать нашу речь убедительнее, чтобы доказать собеседнику истинность высказанной мысли. На уроках, объясняя, мы ссылаемся на правила или текст рассказа и приводим из них точные, слово в слово высказывания (цитаты), приводим примеры для большей доказательности. Применение цитат в рассуждении будет темой нашего урока. Какую цель поставим?
Ученик: - Наша цель на урок – учиться строить рассуждение и применять цитаты в рассуждении.
3. Самостоятельная работа
Учитель: - Объясните правописание согласной «т» в корне слова «свистнул», употребив правило.
Ученик: - В слове «СВИСТНУЛ» в корне слова пишется непроизносимый согласный «Т», т.к. по правилу: чтобы проверить непроизносимый согласный корня, надо подобрать такое родственное слово, где этот согласный чётко слышится перед гласным: СВИСТНУЛ – СВИСТЕТЬ.
Учитель: - Какое правило как цитата вам понадобилось в рассуждении?
Ученик: - Правило о правописании непроизносимого согласного в корне слова.
Учитель: - Прочитайте рассуждение ученика на уроке русского языка (слайд №1 на доске).
Ученики читают текст:
Я считаю, что слова ГОРЕ, ГОРА и ГОРНЫЙ однокоренные, потому что во всех этих словах одинаковый корень - ГОР.
Учитель: - Прочитайте тему рассуждения.
Ученик: - Тема рассуждения: слова ГОРЕ, ГОРА и ГОРНЫЙ однокоренные.
Учитель: - Теперь назовите само доказательство.
Ученик: - Во всех этих словах одинаковый корень - ГОР.
Учитель: - Согласны ли вы с его мнением? Свой ответ обоснуйте правилом.
Ученик: - Я не согласен с учеником, т.к. хотя в этих словах и одинаковый корень –ГОР, но они не все родственные, потому что по правилу: родственными словами являются те слова, у которых одинаковый корень и смысловое значение. В словах ГОРА и ГОРНЫЙ смысловое значение близкое, значит, они – родственные слова, а слово ГОРЕ имеет другое смысловое значение, поэтому оно не родственное слово к остальным.
Ученик: - Я согласен с учеником, потому что ударение в первом слове можно поставить на второй слог, и тогда и корень и смысл будут одинаковыми, а значит, они все родственные слова. Но есть неточность: ГОРА и ГОРЕ – это формы слова, поэтому их неграмотно называть родственными словами.
Учитель: - Проанализируйте ответ одноклассника.
Ученики анализируют рассуждения одноклассников.
Учитель: - Придумайте свое рассуждение, в котором будет использовано другое правило по русскому языку.
Ученики самостоятельно составляют рассуждение и высказываются.
Учитель: - Согласны ли вы с мнением товарища?
Ученики высказывают свою позицию.
Учитель: - Познакомимся с рассуждением ученика на уроке чтения (слайд №2 на доске).
Ученики читают текст:
Лебедь, Щука и Рак были недружными, каждый тянул в свою сторону. Вот и не смогли они сдвинуть воз с места.
Учитель: - По какому произведению составлено рассуждение?
Ученик: - Басня И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука».
Учитель: - Какой вопрос они обсуждали?
Ученик: - Вопрос: Почему трое друзей не могли сдвинуть воз?
Учитель: - Согласны ли вы с таким объяснением?
Ученики соглашаются с мнением.
Учитель: - Чтобы ответ стал более убедительным, лучше использовать цитаты из басни. Подберите на ваш взгляд подходящую и, пользуясь специальными словами из рамочки, введите ее в ваше рассуждение (слайд №2 на доске):
- вот как говорит об этом автор ...
- автор (Ф.И.О.) пишет об этом так ... в ... об этом говорится так
Ученик: - В басне «Лебедь, Рак и Щука» Крылов говорит, что «Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду», поэтому герои и не могут сдвинуть воз, т.к. действуют не сообща в одном направлении, а в разные стороны.
Учитель: - Попробуйте письменно ответить на вопрос: «Почему рыбка, выполнявшая все желания старухи, последнего выполнить не захотела?», введя цитату.
Ученики самостоятельно выполняют задание, затем выслушиваются 2-3 работы и анализируются.
Учитель: - Прочитайте отрывок из книги Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (на карточке).
Ученики читают текст:
Малыш возвращается из школы с шишкой на лбу. Мама огорчилась: «Скажи, а нельзя ли вообще обойтись без драки? Мирно договориться можно о чем угодно. Знаешь, ведь, собственно говоря, на свете нет такой вещи, о которой нельзя было бы договориться, если все как следует обсудить...»
«Да? Ты так думаешь? - спросил он и неодобрительно взглянул на маму. - Кристер мне сказал: «Я могу тебя отлупить». Так он и сказал. А я ему ответил: «Нет, не можешь». Ну, скажи, могли ли мы разрешить наш спор, как ты говоришь, словами?»
Учитель: - Постройте ответ на вопрос Малыша в виде рассуждения с доказательством из слов мамы.
Ученик: - Обойтись без драки в споре можно, если найти веские слова – аргументы своей правоты или пойти на компромисс. Об этом и говорит мама Малышу: «Мирно договориться можно о чем угодно. Знаешь, ведь, собственно говоря, на свете нет такой вещи, о которой нельзя было бы договориться, если все как следует обсудит».
Учитель: - Постройте письменный ответ на вопрос: «Почему не нужно лгать?» В рассуждении, как доказательство, лучше всего привести басню Л.Н.Толстого «Лгун» или рассказ «Косточка» (на столах книги с текстами).
Ученики выполняют задание, и затем зачитываются 2-3 работы и анализируются.
Учитель: - А вот какое рассуждение получилось у замечательного итальянского писателя Д.Родари: «Солгать - это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесет им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит. Ведь человек, попавшийся на лжи раз, другой и третий, скоро прослывёт лгунишкой, и никто больше ему не будет верить даже тогда, когда он скажет правду. А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадется, потому что правду невозможно скрыть. Она всегда становится известной, потому что она сильнее любой лжи».
4 . Д омашнее задание
Дома предлагаю подумать над вопросом: «Что такое «ложь во спасение?» и нужна ли она?», если получится, то письменно оформите своё рассуждение.
5. Рефлексия
Учитель: - Что надо сделать, чтобы убедить собеседника в своей правоте?
Ученик: - Чтобы собеседник с тобой согласился, надо в рассуждении привести мнение известных людей по обсуждаемому вопросу, т.е. применить цитату.