Кылысах – основа и украшение якутского народного пения

Разделы: Мастер-класс

Ключевые слова: фольклор, якутское народное пение – Кылысах


Цель:

  • Понятие и смысл слова Тойук.
  • Основная роль тойук в развитии искусства народа саха.
  • Определение»Кылысах.»
  • Стили песни-тойук.
  • Обучение правильному дыханию и выработке кылысах.
  • Роль тойука для улучшения здоровья.

I. Теоретическая часть

Предисловие

Сейчас после долгого перерыва современную молодежь обучать старинному пению очень тяжело. На 70 лет мы забыли народный эпос. Если и пели, то очень редко и по большим праздникам. Да и то – во славу партии и коммунизма. После перестройки якуты снова начали учить детей с раннего детства фольклору.

1. Основные песенные стили тойук

(Прослушивание аудиозаписи народных песен разных народов)

Как у каждого народа, у народа саха, есть народная песня. Называется тойук. Тойук-народная национальная песня-импровизация, исполняется торжественно в стиле дьиэрэтии ырыа.Тойук – протяжная песня на манер дьэ буо, которая занимает в музыкальном фольклоре якутского народа центральное место. Интонационная форма тойука уникальна и, как своеобразный вид горлового пения, не поддаётся современной нотации. Тойуксут-народный певец-импровизатор, исполняющий тойук.

Тойук подразумевает под себя напев о чем или о ком-нибудь специальным методом – хоһуйан.(импровизация). Якутский народ с давних времен все песни называл «тойук», поэтому и в нынешнее время песня называется песня-тойук («ырыа тойук»). Это якутская национальная техника пения. Якуты обычно селились по аласам – полянам среди леса. Изба, поле, трава, деревья и небо, - вот и все, что окружало человека. И не с кем было поделиться своими чувствами, когда вдруг становилось плохо и одиноко. И люди пели: топит ли человек камелек (национальный очаг), готовит ли пишу - поет. Заболеет – опять поет. Даже ругались люди между собой тойуком!

В песне «тойук» поется о мыслях, воспоминаниях и пожеланиях исполнителя. Во время работы, мастеря, верхом на быке и лошади исполнитель может начать напевать «тойук» дополняя и изменяя содержание песни. Поэтому издревле у народа существует поговорка «Каждый якут, сидя на на быке- певец-тойуксут, а у печки-камелька-олонхосут».

Якутское народное пение неискушенному человеку на первый взгляд кажется однообразным, утомительным, однотонным. Но первое впечатление постепенно рассеивается, когда начинаешь вслушиваться песни-тойук лучших исполнителей.

Тойук имеет очень древнее происхождение, что мы сейчас точно не можем уточнить когда народ начал петь тойук. Но благодаря нашим предкам, фольклористам и особенно народным певцам, мы сумели сохранить этот многовековой кладезь искусства и продолжаем передавать из поколения в поколение.

В якутском песенном фольклоре есть два основных песенных стиля:

  • Дьиэрэтии ырыа (Джерэтии ырыа); (аудиозвук)
  • Дэгэрэҥ ырыа.

Стиль песни дьиэрэтии ырыа-торжественная, плавная, чаще протяжная песня. Стиль пения дьиэрэтии носит импровизационный характер, разукрашенный обильными кылыьахами(кылысахами). Песни в стиле дьиэрэтии начинаются с возгласа : «Дьээ- буо!»,»Кер бу!» (аудиозвук).

Стиль песни дэгэрэн ырыа - якутская народная песня с размеренной мелодией, часто подвижного характера. Менее богато украшена кылыьахами, чем дьиэрэтии ырыа. Все бытовые песни написаны в стиле дэгэрэҥ (аудиозвук.)

II. Роль тойука в развитии и становлении музыкальной культуры

Народная песня тойук – многовековой неисчерпаемый живой источник народа саха: (Таблица.)

1. Дьиэрэтии тойук имеет большую роль в развитии и сохранении олонхо как древний якутский героический эпос.

Якутский героический эпос олонхо – шедевр устного нематериального наследия человечества, энциклопедия мудрости, искусства и поэзии народа саха. Тойуком исполняется якутский национальный эпос, в эпосе есть разные стили тойука. Мир олонхо симфоничен, он населён многими персонажами – героями-богатырями и красавицами, божествами и чудовищами; монологи героев поются, а события эпоса декламируются в быстром темпе, нараспев. Исполняется олонхо одним человеком – сказителем-олонхосутом, хранителем легенд и мастером-импровизатором. Исполнение-сказывание олонхо может продолжаться всю ночь.

В олонхо в виде тойука-пения ведутся монологи положительных героев Верхнего и Срединного миров. А отрицательные герои «абаасы» (черти, дьяволы) поют в стиле «Тиэрэ хоҺуйан ыллааьын»-пение наизнанку, пародийная манера пения.

2. Тойук имеет ритуальный характер. Например, открывающая ысыах импровизация, во время которой осуществляется освящение, благословение праздника, называют и алгысом, и тойуком. Алгыс - благословление, словословие, страстная мольба, заклинание (обычно одну часть алгыса проговаривают без пения, а большую часть поют в стиле дьиэрэтии ырыа). Церемонию алгыса обычно проводят во время ысыаха - национального всенародного ,кумысного пира праздника в честь прихода долгожданного лета и солнца.

Ритуальной функцией также могут обладать тойуки, которые исполняются как приглашение к обрядовому танцу осуохай, который собирает, сплачивает народ в общий большой круг танца. Тойук-алгыс исполняется и перед выходом на большую охоту диких зверей.

3. Торжественный тойук исполняется в торжественных мероприятиях, когда отмечается какое-то важное событие в обществе, коллективе или семье.

4. Сольный тойук. В музыкально-поэтических импровизациях исполнитель выражает переживания по поводу происходящего с ним и семейно-бытовым отношениям. В старину мужчина и женщина признавались в любви в стиле дьиэрэтии ырыа.

Таким образом, все песни-тойуки о природе, о мироздании, трудовые песни, алгысы-заклинания, алгысы-благопожелания, обращения к духам природы и героический эпос и все они слагались - в форме тойука.

III. Что такое кылысах? (КылыҺах)

Термин кылыһах в научный оборот был введён композитором Г.А.Григоряном  для обозначения своеобразных, гортанных форшлагов - придыханий, которые являются характерными для песенного стиля якутов дьиэрэтии. Кылыьах (кылысах) - горловой призвук в якутском народном пении, украшающий мелодию песни с различными мелизмами. Кылысах похож на характерное вздрагивание, дрожание, дребезжание («вспыхивание») голоса. Кылысахами обильно украшается дьиэрэтии ырыа. Кылысах, его имитация – характерная особенность всех якутских народных песен.

На современном этапе у музыковедов имеется несколько определений кылыһах, но до сих пору якутских исследователей нет ясности в определении феномена кылысах.

Но все-таки, кылыһах считается техникой народного пения, основанной на особенностях звуковой и артикуляционной базы народа. По мнению большинства исследователей, кылыһах якутов является одним из разновидностей сольного двухголосия, сохранённого песенной культурой тюркских народов.

IV. Техника певческого дыхания

Исследователи всегда подчеркивают роль дыхания в образовании певческого звука. Работа дыхательного аппарата тесно связана с работой гортани и других органов голосообразования. Все они работают как единое взаимосвязанное целое. Существует разнообразная методика обучения технике дыхания.

В литературе по вокальной методике были описаны следующие виды певческого дыхания:

1. Грудное дыхание или костальное, реберное. (К.Кржижановский 1909);

2. Нижне-реберно-диафрагматическое дыхание или грудобрюшной тип дыхания. (С.М.Сонки 1925);

3. Диафрагматическое дыхание (И.Прянишников 1958);

4. Брюшное или абдоминальное, диафрагматическое дыхание;

5. Парадоксальное дыхание (Л.Д.Работнов 1920-30-е годы).

Работнов Л.Д. у некоторых певцов заметил несколько иную технику дыхания. При дыхании силой поднятия воздушного давления под складами активизируется работа самих легких за счет сокращения многих мыщц бронхиальной системы легких. По его мнению, в легких заложено много гладких мышц, неподвластных воле человека и за счет и сокращения и происходит выдох при парадоксальном дыхании. Эта концепция Л.Д.Работнова заинтересовала многих исследователей в последние годы и были получены результаты, подтверждающие его выводы. Возможно, данный вид певческого дыхания был характерен и для якутских народных певцов. Так, современники знаменитого певца С.А.Зверева поражались техникой его длительного и широкого дыхания, его знаменитым трехступенчатыми каденциями тойук (тойук ус туҺумэхтээх тардыыта.)

- Показ фрагментов из документального фильма о С.Звереве, снятом в 1972г. Ленинградской киностудией.

V. Практическая часть

Упражнения для выработки парадоксальной техники пения

Наши народные певцы отлично владели техникой брюшного дыхания. А эта техника очень близка к парадоксальной, и ее можно использовать на практике обучения технике певческого дыхания.

А сейчас начнем упражнения для выработки парадоксальной техники пения:

Перед обучением песне необходимо пройти предварительную подготовку, для сохранения голоса. Т.к. исполнение «тойук» требует от исполнителя большой нагрузки на голосовые связки.

Для этого используется 2 вида массажа – поглаживание и постукивание в области шеи, носа, головы и спины.

  • Массаж лобовой части головы – двумя пальцами массаж от середины лба до (кончиков) ушей.
  • Массаж от основания носа до ушей.
  • От носогубной части до ушей.
  • Над губами.
  • От подбородка до ушей и обратно ладонью.

Упражнения для дыхания

1. Становимся прямо, втягиваем живот и делаем быстрые и неглубокие вдохи и выдохи носом.

2. Расставляем ноги на ширине плеч и опускаем голову и руки вниз и стоим некоторое время, расслабив спину чуть сгорбившись.

3. Садимся на табурет и кладем руки на колени, держа спину, прямо втягиваем живот, затем делаем глубокий вдох носом и наклоняемся вперед и медленно, выдыхая воздух ртом, выпрямляемся и чуть наклоняемся назад.

4. Сидя кладем руки на спину и делаем медленные наклоны головой – назад, втягиваем воздух и вперед, выдыхая.

5. Стоя делаем размашистые движения руками вверх и вниз, машем как крыльями.

А теперь приступим ко второму этапу выработки дыхания. Певец должен уметь набирать воздух и при выдохе во время пения.

  • Ьии+Һээ=Һиэ+ээ
  • Ьыы+Ьаа=Һыа-аа
  • Ьуу+Һоо=Һиэ(ээ)-ээ
  • Ьуу+Һоо=Һуо(аа)-аа

6. Особенно эффективным в таких упражнениях является дифтонги:

В якутском языке 4 дифтонга. При команде «раз» быстро набираем воздух носом, затем в течение счета до 20(30)выдыхаем воздух, но обязательно открытым ртом.

Дифтонг УО состоит из трех гласных звуков: УО -УУ+ОО+АА.

Дифтонг ҮӨ-ҮҮ+ӨӨ-ЭЭ.

Дифтонг ИЭ- ИИ+ЭЭ

Дифтонг ЫА-ЫЫ+АА

7. Подражание голосу животных или птиц.

8. Распевания, основанные на фонетический принцип обучения.

Первая группа выполняется в диапазоне примы (одной ноты):

А)

Ьиэ
Һыа
Һүө-ээ
Һуо-аа

Б)

Һии-Һии-ии
Һээ-һээ-һээ

В)

Һуу-һуу-һуу
Һоо-һоо-һоо

Вторую группу распевания нужно выполнить в диапазоне секунды (двух нот) и можно внести обозначения. Ноту, на которую поется первый слог Һиэ, обозначаем знаком – I ноту, на которой поется второй слог Һуо-аа, можем обозначить II .Тогда схема выглядит таким образом

Упражнения для артикуляции

Закрываем глаза и мысленно представляем, что мы находимся на природе и вдыхаем аромат цветов и задерживаем дыхание. Произносим долгие гласные Y. Таким же образом делаем упражнения на долгий гласные Уу. Дышим как при ходьбе на лыжах с взмахами руками, представляя лыжные палки. Мм-hа! – принимаем позу боксера. Расставляем руки на высоте плеч наподобие крыльев во время полета птицы и поднимаем ногу, согнув в колене и делаем резкий удар ногой вперед - ми-hу.

Упражнения для выработки «Кылысах»

А) Произношение звуков с переходом с гласного на согласные звуки – аа-haa-быы-hыhыы.

Б) Постукивание кулаков в грудь.

В) Произношение тех же звуков с постепенным переходом на смех – ааа-haa-haa-haaa

Г) Работа над дикцией:

1) биэ, баа, боо, буу, быы

2) б-п, т-д, ч-дь, Н-Ҥ

3) Ки, кэ, ка, ко, ку, кы

4) Хи-ху, хэ, ха, хы

5) Дьэ, дьа, дьу, дьо, дьи.

6) Һэ, Һа, Һо, Һу, Һи.

Роль слова дьээ-буо для выработки кылысах

Тойук обычно начинается со слова «дьээ-буо», для подготовки голоса к пению. Каждая строки тойука, пения должны иметь равные слоги. Обычно каждое слово имеет 5-6 слогов.

Дьээ-Һээ –Һээ-Һээ-Һэ-Һээ -6 слогов

Буо-Һоо-Һоо-Һоо-Һо-Һоо –6 слогов.

- Выступление ансамбля тойук.

Завершение мастер-класса.

VI. Роль тойука для улучшения здоровья

Пение это, прежде всего, правильное дыхание. Особые вокальные упражнения помогают певцам не только «дыхание поставить», но и улучшают общее самочувствие исполнителя. У них есть оздоровительный эффект. Пение одно из лучших дыхательных упражнений, оно развивает легкие, грудную мускулатуру, даже укрепляет сердечную мышцу. Народные якутские песни, тойук прекрасно подходят для улучшения здоровья.

Кроме того, есть движения для улучшения самочувствия, укрепления здоровья. Например, при остеохондрозе «Цыганочка» - стоим прямо, делаем поочередные круговые движения плечами назад, круговые движения назад одновременно двумя плечами и третье – круговые движения вперед одновременно двумя плечами. Тренируйтесь утром и вечером.

Эффективны и обычные похлопывания в ладоши – улучшают кровообращение, работу внутренних органов, щитовидной железы. Похлопывание в ладоши, заведя руки за голову – снимает усталость в области плеч и рук. Похлопывание кончиками пальцев друг о друга – помогает при ринитах, усталости глаз. Постукивание кулачками друг о друга – профилактика головных болей, болей в плечах, похлопывание запястьями – улучшает мочеполовую систему.

Важна дыхательная гимнастика. При стрессе – выдыхаем воздух, задерживаем дыхание на 3 сек, делаем ртом движение, будто задуваем свечу, вдох.

Чтобы поправить здоровье, не обязательно иметь безупречный слух. Пропевайте буквы и слоги, которые помогут развить дыхание МИ – О – А – ҺУ – Ү - ӨЙ - УУ – О-ҺУО – Э-ҺИЭ.

Пойте, учитесь это делать правильно, открывайте в себе новые грани и будьте здоровы!