Музыкально-литературный досуг в средней группе "Листопад, листопад..."

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Осень, средняя группа


Цель:

  • расширять представления о природном явлении листопаде;
  • способствовать развитию музыкальных способностей, используя новые образовательные технологии;

Программное содержание:

  • способствовать формированию основ музыкальной культуры;
  • развивать чувство композиции и колорита в процессе использования различных техник рисования.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать познавательные интересы в художественном развитии и восприятии произведения русской классической музыки;
  • учить детей называть приметы, особенности и изменения в природе осенью;
  • развивать интерес к изобразительной деятельности, учить рисовать самостоятельно и совершенствовать умения выполнять по показу воспитателя.

Развивающие:

  • формировать познавательные интересы в связи с восприятием музыки разного характера, настроения;
  • развивать речь и память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
  • закреплять знания об отдельных цветах (красный, жёлтый, оранжевый).

Воспитательные:

  • способствовать развитию музыкально-эстетического отношения к музыке;
  • воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
  • воспитание в детях интереса к ярким, красивым явлениям природы (листопад);
  • обеспечение воспитания усидчивости, инициативности.

Предварительная работа:

  • беседа с детьми об осени, наблюдение за сезонными изменениями в природе;
  • любование листопадом, рассматривание осенних листьев;
  • чтение сказки Н.Немцова «Зачем нужен листопад?»;
  • рассматривание репродукций картин и иллюстраций по теме;
  • заучивание стихотворений об осени;
  • прослушивание музыкальных произведений известных русских композиторов.

Материал и оборудование:

  • аудиозаписи: П.И.Чайковский «Времена года» , аудиозапись со звуками природы, песня «Закружился в парке листопад» Л.Горцуевой , А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена гола»;
  • столы для рисования, бумага для акварели с нарисованными детьми деревом без листьев;
  • баночки для воды, акварель, кисточки разного размера, салфетки бумажные и влажные;
  • картины художников – И.И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Парк в Павловске», Волков «Октябрь»;
  • презентация.

Словарная работа: листопад, осыпается, разноцветные, закружился, облетели, примакивания, затяжная, благовонья.

Индивидуальная работа: правильно держать кисточку, набирать краску на кончик кисточки.

Аккуратно, выполнять движения за воспитателем, вести беседу и отвечать на вопросы громко и чётко.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход досуга

Дети входят в зал вместе с воспитателем под музыку П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года». (на полу лежат разноцветные листья)

Воспитатель: Ребята, давайте подарим наше хорошее настроение друг другу.

Воспитатель: Я прочитаю вам стихотворение «Падают листья»

Падают, падают листья.
В нашем саду листопад...
Жѐлтые, красные листья.
По ветру вьются, летят….

Воспитатель Ребята, скажите о каком времени года говорится в стихотворении?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, об осени. Она приходит к нам в гости каждый год.

И на прогулке, и если посмотреть в окно, еѐ можно увидеть. Всю землю покрыли листья: жѐлтые, красные, оранжевые.

Воспитатель: Посмотрите, какие осенние пейзажи нарисованы на картинах. (рассматривают работы художников и свои работы)

(На экране идёт презентация осенних картин на тему "Осень")

Воспитатель: Осень - это очень красивая пора. Не смотря на то, что становится прохладнее, чаще дует холодный ветер, солнышко все реже светит и часто прячется за тучи, чаще идут дожди. Деревья и кусты становятся разноцветными — это листочки на них меняют свой цвет. Посмотрите, пожалуйста, на картины и скажите, какого цвета стали листочки?

Дети: Листья красные, жёлтые, оранжевые.

Воспитатель: Ребята они разных цветов, т.е. как можно назвать их одним словом?

Дети: Листья разноцветные.

Воспитатель: Ребята, а почему на этой картине (Е.Волков «Октябрь») на деревьях так мало листочков? Куда пропали листья?

Дети: Листья упали с деревьев.

Воспитатель: Да, когда дует сильный ветер, то с деревьев листочки падают, кружатся. Листья падают – это явление называется как?

Дети: листопад.

Воспитатель: А кто скажет, что такое листопад».

Ребёнок: Листопад - это очень красивое явление природы. Когда наступает осень, солнышко свети реже, становится прохладно, листики на деревьях «держатся «слабо, стоит подуть ветерку, и листочки срываются с веток, и плавно кружась, падают на землю.

Воспитатель: Дети, на чём растут листья?

Дети: На деревьях, кустарниках, на цветах.

Воспитатель: Послушайте загадку? - много рук - одна нога. Что это?

Дети: Дерево.

Воспитатель: Какие вы ещё знаете деревья?

Дети: Берёза, рябина, дуб, клён, тополь…

Физминутка «Одно большое дерево».

Дети встают в круг плечом к плечу.

Воспитатель:

Мы с вами одно большое дерево.
В начале оно было низкое (дети садятся, смотрят вниз)
Затем росло и стало …(дети постепенно поднимаются)

Дети: И стало высокое.

Воспитатель: У него выросли толстые ветки (дети поднимают руки вверх и смотрят на них), а на толстых ветках выросли …

Дети: Тонкие веточки.

Воспитатель: А на веточках красивые листочки. Но пришла осень и листочки (дети медленно опускают руки, шевеля пальчиками, смотрят вниз)

Садимся на коврик

Воспитатель: Ребята, а деревья все сразу стоят с пожелтевшей листвой?

Дети: Нет. Листочки у них желтеют постепенно.

Воспитатель: Правильно, а для чего нужен листопад?

Дети: Что бы дерево отдохнуло, поспало, приготовилось к зиме.

Воспитатель: Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, защищают себя.

А все деревья сбрасывают листву, как вы считаете?

Дети: Ни все, сосна, ель, пихта ни сбрасывают.

Воспитатель: Сейчас вас превращу в осенние листочки.

Воспитатель: Сейчас превращу вас в осенние листочки, подует ветерок и отнесёт вас в лес.

Танец детей с листочками под песню «Закружился в парке листопад…» - Л.Горцуевой.

Воспитатель: Ребята, я совсем забыла, сегодня утором пролетала сорока-белобока и рассказала мне, что в лесу произошла беда. Поднялся сильный ветер и сорвал все листики с деревьев. В прошлый раз мы с вами рисовали осенний лес, работы мы ни закончили. Вот ваши работы (предлагает посмотреть), чего здесь ни хватает?

Дети: осенних листочков, и осеннего листопада.

Воспитатель: Давайте поможем деревьям, и нарисуем им листья.

Воспитатель: Листочки предлагаю рисовать методом примакивания кисточкой, располагать листочки беспорядочно, ведь в природе они летают и ложатся туда, куда принёс их ветер.

Если у вас дерево рябина, то по желанию нарисуйте ягодки на веточках, у вас для этого есть ватные палочки. А во время рисования мы будем слушать музыку А.Вивальди «Осень».

По окончании работы, дети вытирают руки влажными салфетками.

Воспитатель: Вы молодцы! Замечательно нарисовали! Как прекрасен листопад!

Пока ваши работы подсыхают, можно полюбоваться ими.

Какую технику вы применяли в рисовании?

Дети: Примакивания. Тычок.

Воспитатель: Ваши листочки не только жёлтые, красные, но и зелёные.

Так бывает. А почему?

Дети: Осенью солнечного света становится меньше. И там, где на листочки ни падает свет, они долго остаются зелёными. А там, где солнечного света много, там и листья окрашиваются в разные цвета: оранжевый, жёлтый, красный, как будто солнышко их раскрасила.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Осенний лес богат своими красками! Вот и ваши работы этому подтверждение. А потом деревья сбрасывают листья. Вам, наверное, интересно почему?

Дети: Становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает.

Воспитатель: А сейчас попрошу вас ребята рассказать стихотворение русского поэта К.Бальмонта «Осень».

Осень (дети рассказывают по очереди по 2 строчки)

Дети:

Поспевает брусника.
Стали дни холоднее.
от птичьего крика.
В сердце стало грустнее.
Солнце реже смеётся.
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся.
И заплачет спросонья.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за стихи, за танец, за ваши замечательные рассказы про осень. И, конечно, за ваши необыкновенные рисунки. Сейчас вместе с работами идём в группу. (уходят из зала в группу)