Цель:
- расширять представления о природном явлении листопаде;
- способствовать развитию музыкальных способностей, используя новые образовательные технологии;
Программное содержание:
- способствовать формированию основ музыкальной культуры;
- развивать чувство композиции и колорита в процессе использования различных техник рисования.
Задачи:
Образовательные:
- формировать познавательные интересы в художественном развитии и восприятии произведения русской классической музыки;
- учить детей называть приметы, особенности и изменения в природе осенью;
- развивать интерес к изобразительной деятельности, учить рисовать самостоятельно и совершенствовать умения выполнять по показу воспитателя.
Развивающие:
- формировать познавательные интересы в связи с восприятием музыки разного характера, настроения;
- развивать речь и память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
- закреплять знания об отдельных цветах (красный, жёлтый, оранжевый).
Воспитательные:
- способствовать развитию музыкально-эстетического отношения к музыке;
- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
- воспитание в детях интереса к ярким, красивым явлениям природы (листопад);
- обеспечение воспитания усидчивости, инициативности.
Предварительная работа:
- беседа с детьми об осени, наблюдение за сезонными изменениями в природе;
- любование листопадом, рассматривание осенних листьев;
- чтение сказки Н.Немцова «Зачем нужен листопад?»;
- рассматривание репродукций картин и иллюстраций по теме;
- заучивание стихотворений об осени;
- прослушивание музыкальных произведений известных русских композиторов.
Материал и оборудование:
- аудиозаписи: П.И.Чайковский «Времена года» , аудиозапись со звуками природы, песня «Закружился в парке листопад» Л.Горцуевой , А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена гола»;
- столы для рисования, бумага для акварели с нарисованными детьми деревом без листьев;
- баночки для воды, акварель, кисточки разного размера, салфетки бумажные и влажные;
- картины художников – И.И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Парк в Павловске», Волков «Октябрь»;
- презентация.
Словарная работа: листопад, осыпается, разноцветные, закружился, облетели, примакивания, затяжная, благовонья.
Индивидуальная работа: правильно держать кисточку, набирать краску на кончик кисточки.
Аккуратно, выполнять движения за воспитателем, вести беседу и отвечать на вопросы громко и чётко.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход досуга
Дети входят в зал вместе с воспитателем под музыку П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года». (на полу лежат разноцветные листья)
Воспитатель: Ребята, давайте подарим наше хорошее настроение друг другу.
Воспитатель: Я прочитаю вам стихотворение «Падают листья»
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад...
Жѐлтые, красные листья.
По ветру вьются, летят….
Воспитатель Ребята, скажите о каком времени года говорится в стихотворении?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, об осени. Она приходит к нам в гости каждый год.
И на прогулке, и если посмотреть в окно, еѐ можно увидеть. Всю землю покрыли листья: жѐлтые, красные, оранжевые.
Воспитатель: Посмотрите, какие осенние пейзажи нарисованы на картинах. (рассматривают работы художников и свои работы)
(На экране идёт презентация осенних картин на тему "Осень")
Воспитатель: Осень - это очень красивая пора. Не смотря на то, что становится прохладнее, чаще дует холодный ветер, солнышко все реже светит и часто прячется за тучи, чаще идут дожди. Деревья и кусты становятся разноцветными — это листочки на них меняют свой цвет. Посмотрите, пожалуйста, на картины и скажите, какого цвета стали листочки?
Дети: Листья красные, жёлтые, оранжевые.
Воспитатель: Ребята они разных цветов, т.е. как можно назвать их одним словом?
Дети: Листья разноцветные.
Воспитатель: Ребята, а почему на этой картине (Е.Волков «Октябрь») на деревьях так мало листочков? Куда пропали листья?
Дети: Листья упали с деревьев.
Воспитатель: Да, когда дует сильный ветер, то с деревьев листочки падают, кружатся. Листья падают – это явление называется как?
Дети: листопад.
Воспитатель: А кто скажет, что такое листопад».
Ребёнок: Листопад - это очень красивое явление природы. Когда наступает осень, солнышко свети реже, становится прохладно, листики на деревьях «держатся «слабо, стоит подуть ветерку, и листочки срываются с веток, и плавно кружась, падают на землю.
Воспитатель: Дети, на чём растут листья?
Дети: На деревьях, кустарниках, на цветах.
Воспитатель: Послушайте загадку? - много рук - одна нога. Что это?
Дети: Дерево.
Воспитатель: Какие вы ещё знаете деревья?
Дети: Берёза, рябина, дуб, клён, тополь…
Физминутка «Одно большое дерево».
Дети встают в круг плечом к плечу.
Воспитатель:
Мы с вами одно большое дерево.
В начале оно было низкое (дети садятся, смотрят вниз)
Затем росло и стало …(дети постепенно поднимаются)
Дети: И стало высокое.
Воспитатель: У него выросли толстые ветки (дети поднимают руки вверх и смотрят на них), а на толстых ветках выросли …
Дети: Тонкие веточки.
Воспитатель: А на веточках красивые листочки. Но пришла осень и листочки (дети медленно опускают руки, шевеля пальчиками, смотрят вниз)
Садимся на коврик
Воспитатель: Ребята, а деревья все сразу стоят с пожелтевшей листвой?
Дети: Нет. Листочки у них желтеют постепенно.
Воспитатель: Правильно, а для чего нужен листопад?
Дети: Что бы дерево отдохнуло, поспало, приготовилось к зиме.
Воспитатель: Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, защищают себя.
А все деревья сбрасывают листву, как вы считаете?
Дети: Ни все, сосна, ель, пихта ни сбрасывают.
Воспитатель: Сейчас вас превращу в осенние листочки.
Воспитатель: Сейчас превращу вас в осенние листочки, подует ветерок и отнесёт вас в лес.
Танец детей с листочками под песню «Закружился в парке листопад…» - Л.Горцуевой.
Воспитатель: Ребята, я совсем забыла, сегодня утором пролетала сорока-белобока и рассказала мне, что в лесу произошла беда. Поднялся сильный ветер и сорвал все листики с деревьев. В прошлый раз мы с вами рисовали осенний лес, работы мы ни закончили. Вот ваши работы (предлагает посмотреть), чего здесь ни хватает?
Дети: осенних листочков, и осеннего листопада.
Воспитатель: Давайте поможем деревьям, и нарисуем им листья.
Воспитатель: Листочки предлагаю рисовать методом примакивания кисточкой, располагать листочки беспорядочно, ведь в природе они летают и ложатся туда, куда принёс их ветер.
Если у вас дерево рябина, то по желанию нарисуйте ягодки на веточках, у вас для этого есть ватные палочки. А во время рисования мы будем слушать музыку А.Вивальди «Осень».
По окончании работы, дети вытирают руки влажными салфетками.
Воспитатель: Вы молодцы! Замечательно нарисовали! Как прекрасен листопад!
Пока ваши работы подсыхают, можно полюбоваться ими.
Какую технику вы применяли в рисовании?
Дети: Примакивания. Тычок.
Воспитатель: Ваши листочки не только жёлтые, красные, но и зелёные.
Так бывает. А почему?
Дети: Осенью солнечного света становится меньше. И там, где на листочки ни падает свет, они долго остаются зелёными. А там, где солнечного света много, там и листья окрашиваются в разные цвета: оранжевый, жёлтый, красный, как будто солнышко их раскрасила.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Осенний лес богат своими красками! Вот и ваши работы этому подтверждение. А потом деревья сбрасывают листья. Вам, наверное, интересно почему?
Дети: Становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает.
Воспитатель: А сейчас попрошу вас ребята рассказать стихотворение русского поэта К.Бальмонта «Осень».
Осень (дети рассказывают по очереди по 2 строчки)
Дети:
Поспевает брусника.
Стали дни холоднее.
от птичьего крика.
В сердце стало грустнее.
Солнце реже смеётся.
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся.
И заплачет спросонья.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за стихи, за танец, за ваши замечательные рассказы про осень. И, конечно, за ваши необыкновенные рисунки. Сейчас вместе с работами идём в группу. (уходят из зала в группу)