Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений звукопроизношения
1. При поступлении в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в свободной речи.
2. Обращаем внимание на сформированность слоговой структуры речи ребенка. К шести годам воспитанник безошибочно, не переставляя и не пропуская слоги, должен произносить слова типа: сковорода, экскаватор, велосипедист и т.д.
3. Формируем у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи.
4. Для развития фонематических процессов используем упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, в магазине и т.д.:
- произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда он услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Ш]». Так можно «играть» с любым звуком речи;
- попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Р] (или любой другой звук);
- пусть ребёнок самостоятельно придумает 5-7 слов, начинающихся на заданный звук;
- попросите вспомнить и назвать школьные принадлежности (овощи, фрукты, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [Л] (или любой другой);
- предложите ребенку самому придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.
Развитие навыков языкового анализа и синтеза
Для развития данных навыков помогут следующие задания:
- сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет окно», «Маша ест вкусный суп», «Дедушка едет на работу». Назови первое и последнее слово в предложении;
- самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.;
- составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: велосипедист, элеватор и др. Можно использовать любые длинные слова;
- доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: клуб-ни-(ка), све-то- (фор), со-сис-(ка) и др;
- посчитай сколько слогов в словах. Пример: том, сон, ель (слова с одним слогом); Маша, зима, диван, усы, рыба (слова с двумя слогами); бегемот, телефон, ботинки (слова с тремя слогами);
- назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: ухо, астра, облако, ананас, игра и т.д.; с первым согласным звуком: крот, шапка, заяц и т.д.);
- назови последний звук в словах. (Родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.);
- «угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [ль] - [и] –[с] –[ а];
- «где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [Ш] в слове «шапка» (в начале), в слове «кошка» (в середине), в слове «душ» (в конце)»;
Развитие зрительно-пространственных представлений
- «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к шкафу и сделай три шага вправо, повернись налево и сделай один шаг вперёд и т.д.».
- Попросите ребенка показать различные части тела: левый глаз, правую руку и т.д. Усложните задание, попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.
- На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие его предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Рябина растёт за забором», «Автобус едет слева от бабушки», «Машина стоит между домами».
- Предложите ребёнку выполнить графический диктант по клеточкам. Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Такие задания помогают не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовят руку к письму.
- «Найди отличия в картинках».
- «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать.
- «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?
Развитие мелкой моторики
Одним из главных условий полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга. Можно использовать следующие виды заданий:
- «пальчиковые игры»;
- штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок;
- раскрашивание изображений и рисование;
- собирание мелкого конструктора и мозаики;
- лепка из пластилина и глины;
- завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды;
- выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.
Любите своего ребёнка, старайтесь как можно больше времени проводить с ним, разговаривать, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием.