Цели:
- Образовательная: познакомить детей со звуком [а], буквами А а, и их употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласный звук [а], узнавать графический образ этих букв.
- Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
- Воспитательная: воспитывать культуру поведения, усидчивость во время урока.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 1
Приветствие. Презентация
2. Актуализация знаний. Слайд 2
Виды речи. Предложение. Слово. Слог.
- На какой картинке какой вид речи изображён?
3. Знакомство с темой урока.
Итак, ребята, давайте отгадаем загадки. Разделим слова – отгадки устно на слоги.
Дом по улице идет, Слайд 3
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы — все умелые пловцы. (Аквариум)К нам приехали с бахчи полосатые мячи. (Арбуз)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит
Это доктор… (Айболит).
- Что общего во всех словах?
- Кто такой доктор Айболит?
- Ребята, почему его называют Айболитом?
- А каких зверей он лечил? Назовите только тех из них, в название которых слышится звук [а]. (обезьяна, лиса, белка, заяц, жираф) Слайд 4
- Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а!)
- Кто догадался, с каким звуком и буквой мы с вами сегодня познакомимся на уроке?
- Молодцы! Мы сегодня с вами познакомимся со звуком [а].
- Скажите, какие фрукты, имеющие в названии звук [а], растут в Африке? (Мандарин, апельсин, айва, абрикос, авокадо).
- Айболит очень любит лечить зверей лекарственными травами. А какие лекарственные травы знакомы вам? (Малина, ромашка, липа, мята и т.д.)
- Молодцы!
- Ребята, звук [а] обозначают буквой А.
Посмотрите, на что похожа эта буква? Слайд 5
- Первая - заглавная буква - А, вторая - строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.
- А теперь слушайте стихотворение про букву А.
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко,
Ноги ставит широко.
4. Работа по теме урока
– Найдите в своих кассах печатную букву А и покажите.
– Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором а-а-а-а. – какой он гласный или согласный? Почему?
Звук [А] – гласный. Его можно спеть. Попробуйте. Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными. Каким цветом будем обозначать букву а?
Ребята, назовите что изображено на рисунке? (Арбуз, апельсин, ананас, аист) Слайд 6
- С какого звука они начинаются? (все слова начинаются со звука [А]).
- В каких словах звук а стоит в начале? В конце? В середине?
- Какая картинка лишняя? Почему?
5. Физминутка
Ребята, сейчас давайте встанем, отдохнём.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше!
6. Закрепление. Слайд 7
- Ребята! Перед вами лежат листы с заданиями.
Посмотрите внимательно на задание 1. Буква А сломалась. Допишите недостающий элемент буквы.
Буква а обозначает звук гласный или согласный? Каким цветом его будем обозначать?
Посмотрите на следующее задание. Обведите красным карандашом только букву а.
Смотрим следующее задание. Листья какого дерева мы видим? Раскрасьте только те листья, на которых написана буква а. Ребята, а кто знает остальные буквы?
Пальчиковая гимнастика.
Чтобы наши пальчики отдохнули, выполним зарядку.
- Пальчики отдохнули. А теперь давайте попробуем напечатать букву А по пунктиру.
Но сначала попробуем её напечатать в воздухе.
7. Рефлексия
Оцените свою работу.
Кто считает, что работал хорошо, покажите зелёный карандаш.
Кто считает, что может работать намного лучше, покажите красный карандаш.
8. Подведение итогов. Слайд 8
- С какой буквой познакомились на уроке?
- Какой звук она обозначает?
- Каким цветом в схеме будем обозначать этот звук?