Урок-игра по теме «Количество теплоты; виды теплопередачи. Агрегатные состояния вещества; фазовые переходы». 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8

Ключевые слова: физика, урок-игра, количество теплоты, агрегатные состояния вещества


Указание к проведению игры:

1. Класс разбивается на 4 группы;

2. Каждая команда получает задания:

  • выбор названия и разработка представления своей команды для приветствия;
  • составление физического кроссворда (9 слов), с получением ключевого слова, для команд – соперников;
  • составление и оформление 3х задач на расчет количества теплоты;
  • составление и оформление «рисунков с физическими ошибками»;

3. Время на подготовку команд: 10–14 дней;

4. В качестве жюри привлекаются учащиеся старших классов;

5. В качестве ведущего игры может выступать как учитель, так и хорошо подготовленный ученик – старшеклассник.

6. Время проведения игры – 45 мин.

Цель урока:

  • систематизация комплекса знаний по теме;
  • отработка умений выстраивать причинно-следственные связи;
  • формирование умений обобщать знания;
  • отработка алгоритма решения физических задач;
  • закрепление практических навыков при работе с измерительными приборами;
  • отработка коммуникативных и социальных навыков;
  • отработка навыков самостоятельной работы в нестандартных ситуациях;
  • расширение кругозора учащихся;
  • политехническая направленность игры.

Оборудование: справочная литература, гантели по 3 кг (4 шт.), гибкая измерительная лента (4 шт.), листы бумаги, маркеры, магниты, для прикрепления ответов на школьную магнитную доску, компьютер и мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход игры

  1. Представление команд (5 мин);
  2. Разминка – качественные задачи (7–10 мин);
  3. «Обгонялки» - командное решение задач на скорость (ограничение по времени) (5 мин);
  4. Конкурс капитанов – спортсменов (3–5 мин);
  5. Конкурс «рисунков с физическими ошибками» (2–4 мин);
  6. Отгадывание кроссвордов команд – соперников (3–5 мин);
  7. Подведение итогов игры (5 мин);
  8. Задание и анализ домашней работы (5 мин).

Замечание:

  1. За каждый конкурс команда получает определенное количество баллов (см. ниже).
  2. Побеждает та команда, чье количество баллов наивысшее.
  3. Баллы выставляются жюри после каждого конкурса, сводная таблица отражается на интерактивной доске.

Представление команд:

1 команда: «Умники и умницы».

Девиз:

«Нам не страшны ни бури, ни ветр –
Мы самые умные дети на свете!».

2 команда: «Мозголомы»

Девиз:

«Учебу любим и труды,
Поскольку мозголомы мы!».

3 команда: «Физики»

Девиз:

«Расколем атомы на части!»

4 команда: «Вундеркинды»

Девиз:

«Вундеркиндов ждет успех! Мы умней и круче всех!
Никому не проиграем и надежду оправдаем!»

Вопросы на разминку

1 вопрос – 1 команда: Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио передали предупреждение о ночных заморозках?

1 вопрос – 2 команда: Почему на Севере для измерения низких температур воздуха пользуются не ртутным, а спиртовым термометром?

1 вопрос – 3 команда: Почему зимой опасно даже непродолжительное отключение подачи тепла в систему отопления?

1 вопрос – 4 команда: Почему пар обживает сильнее воды той же температуры?

Общий вопрос: Один поэт так написал о капле:

Она жила и по стеклу тела,
Но вдруг ее морозом оковало
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла…

Какая физическая ошибка здесь допущена?

2 вопрос – 1 команда: Известно, что температура выхлопных газов мотоцикла на выходе из глушителя в несколько раз ниже температуры, достигаемой в цилиндре двигателя. Почему?

2 вопрос – 2 команда: Можно ли заставить кипеть воду, не нагревая ее?

2 вопрос – 3 команда: Космонавт, находящийся на поверхности Луны, вскрыл ампулу, заполненную водой. Опишите поведение воды?

2 вопрос – 4 команда: Необходимо побыстрее охладить бутылку с лимонадом. Куда для этого ее следует поместить: в снег или измельченный лед, температура их одинакова?

Общий вопрос: В кастрюле бурно кипит вода, и в ней варятся макароны. Кипит ли вода в трубочках макарон?

3 вопрос – 1 команда: Температура плавления стали 1400°С. При сгорании пороха в канале ствола орудия температура достигает 3600°С. Почему орудие не плавится при выстреле?

3 вопрос – 2 команда: Удельная теплота сгорания сосновых дров несколько выше, чем березовых. Почему же выгоднее покупать кубометр березовых дров, а не сосновых при одинаковой цене?

3 вопрос – 3 команда: Изменится ли потенциальная энергия медного шара, лежащего на горизонтальной поверхности, если повысить его температуру?

3 вопрос – 4 команда: Удельная теплоемкость у железа или стали значительно выше, чем у меди. Почему же паяльники делают из меди, а не из стали или железа?

Общий вопрос: На газовой плите с предельно большим пламенем горелки стоит открытая кастрюля с водой, близкой к закипанию. Как только выключили газ, над кастрюлей поднялся обильный пар. Как объяснить это факт?

Конкурс капитанов-спортсменов

Команде необходимо определить, какова масса «чайного богатыря» (т.е. горячей воде), который остывая от 100°С до 40°С, выделяет такое же количество теплоты, что и капитан команды, поднимая N раз гирю массой 3 кг на высоту вытянутой руки.
Измерения: число подъемов гири, высота подъема.

Оценка конкурсов

1 конкурс: «приветствие» - максимальное количество баллов «5».

В этом конкурсе должно быть раскрыто название команды, ее девиз. Особое внимание уделяется артистизму исполнения.

2 конкурс: «разминка» - каждый правильный ответ на задачу оценивается в 1 балл; дополнение к ответу соперников – 0, 5 балла; ответ за другую команду или на общую задачу – 1 балл.

3 конкурс: «обгонялки» - правильное командное решение всех задач за отведенное время – 5 баллов. Правильное решение любой задачи в пределах отведенного времени - 1 балл.

4 конкурс: конкурс капитанов – спортсменов: правильное решение экспериментальной задачи – 5 баллов. Дополнительные баллы даются капитану за большое число подъемов гири (более 15) – в пределах 3-х баллов.

5 конкурс: конкурс «рисунков с физическими ошибками»: каждый рисунок оценивается отдельно; при правильном указании ошибки – 2 балла.

6 конкурс: отгадывание кроссвордов команд-соперников: 5 баллов за скорость; при наличии неверных слов, снимаются 0,5 балла за каждое слово.