Указание к проведению игры:
1. Класс разбивается на 4 группы;
2. Каждая команда получает задания:
- выбор названия и разработка представления своей команды для приветствия;
- составление физического кроссворда (9 слов), с получением ключевого слова, для команд – соперников;
- составление и оформление 3х задач на расчет количества теплоты;
- составление и оформление «рисунков с физическими ошибками»;
3. Время на подготовку команд: 10–14 дней;
4. В качестве жюри привлекаются учащиеся старших классов;
5. В качестве ведущего игры может выступать как учитель, так и хорошо подготовленный ученик – старшеклассник.
6. Время проведения игры – 45 мин.
Цель урока:
- систематизация комплекса знаний по теме;
- отработка умений выстраивать причинно-следственные связи;
- формирование умений обобщать знания;
- отработка алгоритма решения физических задач;
- закрепление практических навыков при работе с измерительными приборами;
- отработка коммуникативных и социальных навыков;
- отработка навыков самостоятельной работы в нестандартных ситуациях;
- расширение кругозора учащихся;
- политехническая направленность игры.
Оборудование: справочная литература, гантели по 3 кг (4 шт.), гибкая измерительная лента (4 шт.), листы бумаги, маркеры, магниты, для прикрепления ответов на школьную магнитную доску, компьютер и мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход игры
- Представление команд (5 мин);
- Разминка – качественные задачи (7–10 мин);
- «Обгонялки» - командное решение задач на скорость (ограничение по времени) (5 мин);
- Конкурс капитанов – спортсменов (3–5 мин);
- Конкурс «рисунков с физическими ошибками» (2–4 мин);
- Отгадывание кроссвордов команд – соперников (3–5 мин);
- Подведение итогов игры (5 мин);
- Задание и анализ домашней работы (5 мин).
Замечание:
- За каждый конкурс команда получает определенное количество баллов (см. ниже).
- Побеждает та команда, чье количество баллов наивысшее.
- Баллы выставляются жюри после каждого конкурса, сводная таблица отражается на интерактивной доске.
Представление команд:
1 команда: «Умники и умницы».
Девиз:
«Нам не страшны ни бури, ни ветр –
Мы самые умные дети на свете!».
2 команда: «Мозголомы»
Девиз:
«Учебу любим и труды,
Поскольку мозголомы мы!».
3 команда: «Физики»
Девиз:
«Расколем атомы на части!»
4 команда: «Вундеркинды»
Девиз:
«Вундеркиндов ждет успех! Мы умней и круче всех!
Никому не проиграем и надежду оправдаем!»
Вопросы на разминку
1 вопрос – 1 команда: Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио передали предупреждение о ночных заморозках?
1 вопрос – 2 команда: Почему на Севере для измерения низких температур воздуха пользуются не ртутным, а спиртовым термометром?
1 вопрос – 3 команда: Почему зимой опасно даже непродолжительное отключение подачи тепла в систему отопления?
1 вопрос – 4 команда: Почему пар обживает сильнее воды той же температуры?
Общий вопрос: Один поэт так написал о капле:
Она жила и по стеклу тела,
Но вдруг ее морозом оковало
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла…
Какая физическая ошибка здесь допущена?
2 вопрос – 1 команда: Известно, что температура выхлопных газов мотоцикла на выходе из глушителя в несколько раз ниже температуры, достигаемой в цилиндре двигателя. Почему?
2 вопрос – 2 команда: Можно ли заставить кипеть воду, не нагревая ее?
2 вопрос – 3 команда: Космонавт, находящийся на поверхности Луны, вскрыл ампулу, заполненную водой. Опишите поведение воды?
2 вопрос – 4 команда: Необходимо побыстрее охладить бутылку с лимонадом. Куда для этого ее следует поместить: в снег или измельченный лед, температура их одинакова?
Общий вопрос: В кастрюле бурно кипит вода, и в ней варятся макароны. Кипит ли вода в трубочках макарон?
3 вопрос – 1 команда: Температура плавления стали 1400°С. При сгорании пороха в канале ствола орудия температура достигает 3600°С. Почему орудие не плавится при выстреле?
3 вопрос – 2 команда: Удельная теплота сгорания сосновых дров несколько выше, чем березовых. Почему же выгоднее покупать кубометр березовых дров, а не сосновых при одинаковой цене?
3 вопрос – 3 команда: Изменится ли потенциальная энергия медного шара, лежащего на горизонтальной поверхности, если повысить его температуру?
3 вопрос – 4 команда: Удельная теплоемкость у железа или стали значительно выше, чем у меди. Почему же паяльники делают из меди, а не из стали или железа?
Общий вопрос: На газовой плите с предельно большим пламенем горелки стоит открытая кастрюля с водой, близкой к закипанию. Как только выключили газ, над кастрюлей поднялся обильный пар. Как объяснить это факт?
Конкурс капитанов-спортсменов
Команде необходимо определить, какова масса «чайного богатыря» (т.е. горячей воде), который остывая от 100°С до 40°С, выделяет такое же количество теплоты, что и капитан команды, поднимая N раз гирю массой 3 кг на высоту вытянутой руки.
Измерения: число подъемов гири, высота подъема.
Оценка конкурсов
1 конкурс: «приветствие» - максимальное количество баллов «5».
В этом конкурсе должно быть раскрыто название команды, ее девиз. Особое внимание уделяется артистизму исполнения.
2 конкурс: «разминка» - каждый правильный ответ на задачу оценивается в 1 балл; дополнение к ответу соперников – 0, 5 балла; ответ за другую команду или на общую задачу – 1 балл.
3 конкурс: «обгонялки» - правильное командное решение всех задач за отведенное время – 5 баллов. Правильное решение любой задачи в пределах отведенного времени - 1 балл.
4 конкурс: конкурс капитанов – спортсменов: правильное решение экспериментальной задачи – 5 баллов. Дополнительные баллы даются капитану за большое число подъемов гири (более 15) – в пределах 3-х баллов.
5 конкурс: конкурс «рисунков с физическими ошибками»: каждый рисунок оценивается отдельно; при правильном указании ошибки – 2 балла.
6 конкурс: отгадывание кроссвордов команд-соперников: 5 баллов за скорость; при наличии неверных слов, снимаются 0,5 балла за каждое слово.