«Чтение – вот лучшее учение», или Стратегия смыслового чтения – основной шаг к формированию функциональной грамотности в рамках реализации ФГОС ООО

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: д/с

Ключевые слова: смысловое чтение


Время – это та самая вещь, которая меняет страну, общество, людей… Сегодня мы живем в XXI веке, в мире интересном и быстро меняющемся. Человечество перешло к новой стадии своего развития – стадии построения информационного общества. Люди все чаще используют такое понятие как «информация», «информатизация», «информационные технологии». В современном мире с каждым годом информация постепенно становится одним из наиболее ценных ресурсов благополучия и влияния. По мнению Э.Тоффлера, социолога, на этой стадии «новая цивилизация перестроит всю систему образования», в рамках которой основное внимание будет уделено научению человека способам получения знаний, развитию его способностей к обучению и самообучению. «Новая цивилизация», действительно, наступает. И мы, учителя, это особо ощущаем.

«Чтение – вот лучшее учение». Часто звучат эти слова А.С.Пушкина. Но не все помнят продолжение! «Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная», - утверждал поэт. Только так не считают современные школьники. Сегодня «экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии…детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом» (Д.И.Фельдштейн). Это одна из злободневных проблем. Именно поэтому во всем мире ХХI век начался с привлечения внимания к чтению и письму, составляющих в их неразрывном единстве понятие грамотности. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования, она обусловлена вызовами времени. Не случайно в новых федеральных государственных образовательных стандартах среднего и основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельное умение - «смысловое чтение». Как помочь ученику овладеть навыками «смыслового чтения»? Мне, как учителю, важно владеть стратегиями, приёмами, технологиями, то есть сделать методику обучения чтению и письму инновационной.

В сегодняшней школе появился термин «смысловое чтение», который перерос в целую технологию. Конечно, разнообразные методы и приемы работы с текстом педагоги применяли всегда. Но в современной системе образования технологии работы с текстом становятся одними из самых актуальных.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения1. Это чтение, которое подразумевает вникание в смысл текста, извлечение главных мыслей и максимально рациональное и эффективное использование информации.

__________________

1 Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах. Старикова Т.А. https://www.1urok.ru/categories/14/articles/19011

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Исходя из документов, в том числе и из нового ФГОС и примерных программ по русскому языку и литературе, а также ориентируясь на требования к компетентностям школьников, можно выделить следующие умения в рамках смыслового чтения:

  • осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Для работы с текстом на каждом из этапов выбираются свои стратегии.

Стратегии смыслового чтения – разные комбинации приёмов, которые используют ученики для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. По определению Н.Н.Сметанниковой, президента Русской ассоциации чтения, стратегии - это «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста»2. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения. Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Чтобы успешно усвоить текст, ученик должен овладеть набором приемов, стратегий работы с текстовой информацией. Выбор стратегий индивидуален, но чтобы сделать выбор, ученик должен иметь в своем опыте репертуар стратегий. Н.Н.Сметанникова выделяет несколько типов стратегий смыслового чтения:

  • Стратегии предтекстовой деятельности
  • Стратегии текстовой деятельности
  • Стратегии послетекстовой деятельности
  • Стратегии работы с объемными текстами
  • Стратегии компрессии текста
  • Общеучебные стратегии
  • Стратегии развития словаря

__________________

2 Сметанникова Н.Н.: Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах. Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. Издательство: Баласс, 2013 г.

В случае успеха учащийся запоминает способы своего действия, операции, используемые ресурсы, переносит стратегию в другие ситуации, делает ее универсальной.

Таким образом, стратегия (в обучении) – это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения.

Смысловое чтение позволяет освоить как научные, так и художественные тексты. При этом надо не забывать главную отличительную особенность этих текстов. Суть чтения научной литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем. Поэтому мы не спорим с природой, мы соглашаемся. Понимание научного текста, в отличие от художественного, должно быть однозначным. Если книга предназначена для передачи знаний, цель автора - дать читателю возможность чему-либо научиться. При чтении художественных текстов допускается собственная позиция читателя, которая может не совпадать с авторской.

Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения:

  • до чтения (выдвижение гипотез, формирование ожиданий),
  • в процессе чтения (выделение в тексте основных смысловых вех, поиск ответов на вопросы или решение других коммуникативных задач),
  • после чтения (выражение своего отношения, мнения с опорой на текст, рефлексия прочитанного).

Стратегии смыслового чтения, безусловно, это одна самых важных составляющих в формировании функциональной грамотности школьников. Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

Из опыта работы. Стратегии смыслового чтения при анализе текста

Опыт в качестве учителя русского языка и литературы у меня очень большой. Я принадлежу к тем учителям, для которых непреложен культ урока. Как оживить урок, активизировать мыслительную деятельность ребят, поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым? Эти вопросы волнуют меня всегда. И особенно сегодня, когда современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. А мотивировать надо! Развивать умения и навыки смыслового чтения просто необходимо! Размышления над этими вопросами заставили меня в очередной раз окунуться в эксперимент - осваивать новые средства обучения.

В своем опыте работы я буду рассматривать некоторые виды стратегий и приемов смыслового чтения, разработанные Н.Сметанниковой3, через чтение и письмо, способствующих развитию самостоятельной активности учащихся.

__________________

3 Сметанникова Наталья Николаевна - кандидат психологических наук, профессор, директор учебно-методического центра БЕСТТ, президент Русской Ассоциации Чтения и Московского отделения Международной Ассоциации Чтения (IRA), руководитель Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность»

Стратегии предтекстовой деятельности. Стратегия «Мозговой штурм» («Корзина идей»). В прошлом году на уроках литературы в 9 классе с удовольствием применила эту стратегию. Целью стратегии являлась создание мотивации к чтению. Перед ребятами был поставлен вопрос:

- Кто является автором «Слова о полку Игореве…»?

Были высказаны и обсуждались такие идеи: человек, близкий великому князю киевскому Святославу; Баян (певец-сказитель); придворный летописец; приближенный князя Игоря Святославича; один из князей или членов княжеской семьи; простой грамотный человек, житель Чернигова, Киева; дружинник; монах-летописец.

При изучении пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума» В рамках темы урока решались два вопроса: «Умен ли Чацкий? Противопоставлены ли в комедии ум и глупость или разные виды ума?» При генерации идей обязательна опора на текст произведения. Поэтому мозговому штурму (проводился письменный коллективный (в микрогруппах) мозговой штурм) предшествовала работа с текстом. Например, выписка цитат – высказываний различных персонажей «Горя от ума» об уме/безумии/глупости, оформленная в виде таблицы, предваряла обсуждение вопросов «Умен ли Чацкий? Действительно ли в комедии противопоставлены ум и глупость?». Записи показали, что было найдено около 15-ти оттенков значения в проявлениях ума или глупости героев комедии. Это, безусловно, свидетельствует о мобилизации наблюдательности, эстетической зоркости. Весь объем выписок из текста не превратился в формальность для проверки знания произведения или для заучивания цитат, а стал востребованным материалом, без которого мозговой штурм не мог бы состояться. Эта разновидность дискуссии способствовала развитию коммуникативных умений:

− вступать в такой диалог с автором, когда каждый вопрос и ответ становился предметом размышления и обсуждения;

− находить нужную информацию в тексте, обмениваться ею, анализировать и делать выводы;

− выдвигать и корректно обосновывать свою точку зрения;

− отстаивать свою позицию во взаимодействии с другими участниками дискуссии, корректировать ее, учитывая мнение других участников. Идею данного «мозгового штурма» я позаимствовала из практики Ю.А.Филоновой4.

__________________

4 Филонова Ю.А.«Мозговой штурм» как метод изучения литературного произведения. https://cyberleninka.ru/article/n/mozgovoy-shturm-kak-metod-izucheniya-literaturnogo-proizvedeniya/viewer

5 класс. Русский язык. Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Задание: ответьте на вопросы перед чтением текста А.Ф.Савчука «Шоколадный торт» (учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской «Русский язык. 5 класс»):

– Как вы думаете, о чем будет текст? Кто может быть главным героем? Какое событие в тексте может быть описано?

5 класс. Урок литературы. Тема: Введение. Литература как искусство слова. Художественный образ как способ познания мира. - Представьте себе, что произошло кораблекрушение, и вы, чудом уцелев, оказались на необитаемом острове в южных широтах океана. Какую книгу вы взяли бы с собой? Почему?

Например, приступая к изучению повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 5 классе, выяснилось, что дети не могут объяснить, какое чудо они бы хотели, чтобы произошло в их жизни. Я использовала данную стратегию «Мозговой штурм» для активизации творческого мышления:

- Однажды жил-был мечтательный мальчик, и ночью к нему залетела Рождественская звезда. О чём могут говорить мечтательный мальчик и Рождественская звезда?

В 5 классе программа предусматривает очень много уроков по развитию речи. Хочется, чтобы дети с удовольствием включались в трудную работу написания сочинений и изложений. На помощь приходит Стратегия текстовой деятельности, например, «Чтение про себя с вопросами».

Цель стратегии – научить учащихся читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы (можно работать в парах или группе).

Фрагмент урока. Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине А.Пластова «Летом».

Учитель: Ребята сегодня работаем в группах. Перед вами лежит текст, прочитайте его про себя.

1. Есть незнакомые слова?

2. О чем или о ком этот текст?

3. Что вы заметили при чтении? - Нарушена последовательность событий.

4. Давайте восстановим последовательность событий.

5. Прочитайте начало 1 абзаца. Обозначим его цифрой 1.

6. Читаем второй абзац. Обозначаем его цифрой 2.

7. Продолжаем 3 абзац. Обозначаем его цифрой 3.

Учитель: Мы начинаем по очереди читать текст по предложениям. Ваша задача- читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы. Итак, начнем, я читаю. Восстанови его последовательность (поставь номер абзаца).

Художник всегда стремился передать внутренний мир изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания. – Что всегда стремился передать в своих картинах художник?

Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, народный художник, лауреат многих премий, широко известный как певец русской природы. - Чем известен Аркадий Александрович Пластов?

Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. – Кто любимые герои Пластова?

Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает. Какое время года привлекает художника?

Пластов родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. - Где родился Пластов?

Отец Аркадия хотел, чтобы сын стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное училище. – Почему Аркадий учился в Симбирском духовном училище?

Стал тем, кем мечтал быть с детства – художником. – О чем мечтал Пластов?

В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни. – Почему художник проводил много времени в родной Прислонихе?

В картине «Летом». А.А.Пластов показал богатство и щедрость родной земли. – Что показывает в картине «Летом» А.А.Пластов?

Учился в скульптурной мастерской Строгановского училища в Москве. – Где учился Пластов?

Они присутствуют практически в каждом его полотне, например, в картинах «Витя-подпасок», «Первый снег», «Летом», «Ужин трактористов», «На колхозном току», «Фашист пролетел». – В каких полотнах встречаются любимые герои художника?

Картины А.А.Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой изображённой в них природы. – Чем радуют картины А.А.Пластова?

Итак, ребята! Тема сегодняшнего урока…кто подскажет? Правильно! Сегодня мы будем учиться писать сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».

Например, на уроке развития речи по теме «Сжатое изложение по тексту Г.Скребицкого» я использовала Стратегию «Прогноз по заголовку». «Рассечение вопроса».

Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия. Применяются в школе антиципации по обложке, по автору, по иллюстрации, по заголовку. Антиципация принуждает соотносить части текста по содержанию, привлекать собственные знания для правильного понимания связей и отношений в тексте. Итог — высокая интеллектуальная активность; текст осмысливается глубоко и критически.

Ход работы

- Прочитайте заглавие текста.

- Подумайте, о чем может идти речь в тексте К.Г.Паустовского «Хитрый заяц»? (учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской «Русский язык. 5 класс», упр. 69)

– Попробуйте спрогнозировать содержание по первой строчке произведения.

При знакомстве с новыми словами в любом классе пользуюсь следующей стратегией: Развитие словаря. Словарная игра «Аналогия». Цели стратегии: Целенаправленная работа со словом. Подробный алгоритм реализации стратегии:

1. Прочитайте предложение. Определите отношения между предметами. Добавьте своё слово.

Машина относится к дороге, как поезд к............ ...............

2. Составьте свои предложения.

Стратегия текстовой деятельности. Чаще всего в 5 классе применяю ее. У данного этапа есть основное направление чтения – «диалог с текстом». С точки зрения методики – это прием работы с текстом во время его чтения. Цель использования стратегий на этом этапе - понимание текста и создание его читательской интерпретации. Я заметила, что моим 5-классникам очень нравится стратегия смыслового чтения «Чтение с остановками». Кстати, по результатам исследования Международной ассоциации чтения признана учителями многих стран одной из самых эффективных в работе со слабоуспевающими учащимися, так как её цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая её с реальным содержанием текста. Эту стратегию лучше использовать для повествовательного текста или текста-рассуждения. Скорее всего, вопросы к тексту будут «открытыми», требующими рассуждения, формулирования своей точки зрения: почему? зачем? каким образом? Я, как учитель, предварительно работаю с текстом, который учащимся предстоит читать в классе. Разбиваю текст на смысловые отрывки и готовлю к ним вопросы.

Так в 5 классе при определении, что такое обращение (учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской «Русский язык. 5 класс», упр. 228) говорю учащимся, что мы будем читать исходный текст с остановками, во время которых им будут задаваться вопросы, одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка. Примеры вопросов:

- Ребята, а вы знаете, кто такой М.Горький? Известно ли вам, чем он знаменит?

Далее обучающиеся читают отрывок из текста и отвечают на вопросы к нему до перехода к чтению следующей части текста. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания следующего. Например:

- О чем этот текст? Благодаря каким словам вы это поняли?

- К кому обращается М.Горький?

- Какими словами называет сына писатель?

-Как вы думаете, что можно сказать, судя только по этим обращениям («сынище»,»дружище», «миляга», «мальчуган») об отношениях М.Горького к своему сыну?

- А как вы думаете, сын ответит на письмо отца?

Ребята с удовольствием работают, высказывают свои мнения, учатся мыслить, анализировать, размышлять и синтезировать сказанное. Задача учителя в этой стратегии: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данный прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Очень своевременные для моих 5-классников следующие стратегии:

- «Чтение вслух» (попеременное чтение) Цели стратегии: проверка понимания читаемого вслух текста. Подробный алгоритм реализации стратегии:

1. Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу. (Если на самом деле имеются копии текста у других членов группы, их нужно отложить в сторону.)

2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

- «Чтение про себя с вопросами». Цели стратегии: научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы. Подробный алгоритм реализации стратегии:

1. Мы будем учиться читать с вопросами информационный текст. Прочитайте первый абзац и задайте вопросы. Остальные члены группы отвечают на них.

2. Прочитайте про себя второй абзац. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.

3. Прочитайте третий абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте вопросы и отвечайте на них.

4. Проделайте то же самое с четвёртым абзацем.

В старших классах при работе с критическими статьями использую стратегию «Чтение с пометами» (SMART, INSERT по ТРКМЧП). Цель стратегии – мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. По ходу чтения читатель делает на полях пометы (например, «+» – понял, «--» – не понял, «?» – требует обсуждения). После чтения текста обсуждаются пометы и проверяется осмысление текста. Подробный алгоритм реализации стратегии: Цель чтения — критический анализ текста статьи.

  • Читайте и одновременно отмечайте: ++ соответствует тому, что знаю; противоречит тому, что знаю; + новое; ? надо обсудить.
  • Прочитав статью, посмотрите на свои пометки.
  • Сделайте индивидуальную таблицу и занесите туда всё то, что представляет для вас особый интерес(новое, требует обсуждения). ++ — + новое ? обсуждение

Работа в парах. Обсудите, какие положения текста соответствуют вашим представлениям? Что им противоречит? Что вы узнали нового? Какие положения ваша пара выносит на обсуждение?

Групповое обсуждение. Обсудите содержание статьи. Что вам было известно? Что противоречит предшествующим знаниям? Что осталось неясным? Что было новым? Интересным? О чём вы хотели бы получить больше информации?

Но если меняется цель чтения, другим станет и характер пометок. Например: Поставьте следующие пометки у каждой основной мысли автора: + согласен; - не согласен; ? нужно обсудить.

+ +

+ новое

? обсуждение

 

 

 

 

Позади 9 класс, впереди 11 класс. Очень напряженное время. Надо подготовиться к итоговому выпускному сочинению, которое требует от учеников не только знание художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, но также правильно излагать свои мысли. И я решила воспользоваться уже готовой стратегией смыслового чтения, которую применяла при подготовке к сжатому изложению.

Составление таблиц. Цель данной стратегии – обучение навыкам выборочного чтения и преобразование текстовой информации в другой вид.

«G — S — R» (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)

Цель данной стратегии — научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости. Умение составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ текста является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией, составляющей содержание текста. Данная стратегия может быть использована и на этапе после чтения текста, носит пошаговый характер, интегрирует умения чтения и ведения записей, учит всем трём видам пересказа текста одновременно, демонстрируя разницу между ними (то есть является стратегией сжатия (компрессии)текста). Её освоение требует совместной работы учащихся и учителя с текстами различного характера. Учащиеся начинают применять стратегию самостоятельно после одного учебного года. Название стратегии обозначено латинскими буквами, где G — Gist – аннотация текста, S — Summare – сумма содержания текста, которая может быть и рефератом текста и его кратким пересказом, R – Reteling – пересказ текста. Алгоритм реализации:

1. Бегло прочитайте текст и разделите его на смысловые отрывки. Как правило, смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста. Эту работу учитель выполняет дома, чтобы быть уверенным в правильном делении текста на смысловые части.

2. При чтении текста при необходимости обсудите незнакомые слова.

3. Поставьте 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому абзацу.

4. Подготовьте таблицу из трёх колонок и дайте им названия. В первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую — ключевые слова из текста, в третью — индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.

5. Составьте три варианта текста. Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами во второй и третьей колонке. Для краткого — необходимы слова из колонки № 2. Обобщённые вопросы к тексту нужны для его аннотирования.

Стратегии послетекстовой деятельности тоже разнообразны и увлекательны, а главное, способствуют развитию умения смыслового чтения. Например, стратегия «Проверочный лист». «Проверочный лист» составляется педагогом для обучающихся на первых этапах применения стратегии. Учащиеся знакомятся с критериями выполнения задания и готовят его в соответствии с предлагаемыми требованиями. Они понимают, в каком случае ставится положительная оценка. Когда стратегия освоена, «Проверочный лист» составляется совместно педагогом и учащимися. Проверочный лист «Краткий пересказ».

1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет)

2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет)

3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет)

4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет)

5. Содержание изложено собственными словами при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет). Этой стратегией можно пользоваться при анализе текстов разных стилей.

Следующие две стратегии я провожу регулярно в качестве литературных разминок. Название стратегии: «Список тем книг» – произведения, например, А.Н.Островского или роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» (любое произведение)

Тип стратегии: Работа с объёмными текстами

Цели стратегии: Раскрыть логико-смысловую структуру текста и назвать наиболее важные части книги. Подробный алгоритм реализации стратегии:

Стратегия ориентирована на обучение интерпретации текста, обобщение содержания и формулирование концептов книги в виде списка тем.

1. Начинать работу рекомендуется с выбора тех тем из списка, которые близки к личностной интерпретации текста. Списки книг предложены

2. Добавьте свои темы и объясните свой выбор:

— Любовь и ненависть.

— Легкомысленные поступки и их последствия.

— Предательство и ложь.

— Страдания и печали.

— Человеческие умения, вызывающие уважение других людей.

— Войны и стихийные бедствия.

— Связь человека с окружающим миром.

— Взаимоотношения человека и животных.

3. Каждый учащийся выбирает одну тему для обсуждения. Он представляет её, пользуясь материалом книги. Остальные задают ему вопросы, соглашаются или нет с его точкой зрения.

Самостоятельный выбор темы крайне важен с психологической точки зрения. Представляя свою тему, ученик берёт на себя ответственность за её подготовку. Он знает, что надо сказать, какие примеры из текста привести, продумывает аргументы в пользу своей интерпретации прочитанного, учится защищать своё видение текста. Данная стратегия – прекрасная возможность повторить прочитанный материал.

Один раз в месяц я стала применять на уроках в 10 классе стратегию, которая сначала у ребят вызвала потрясение, когда они увидели свой результат, а вот во второй раз результаты были уже у нас получше.

Название стратегии: «Алфавит за круглым столом».

Тип стратегии: Работа с объёмными текстами.

Цели стратегии: мотивировать на прочтение книги.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

На предложенной карте алфавита (см. табл. 9) напишите названия или авторов книг, которые связаны с темой взаимоотношения человека и природы, человека и животных.

Обсуждение результатов работы происходит по методике свободного обсуждения («круглый стол»). Время работы — 5 мин.

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

у

ю

я

Конечно, ребята иногда вспоминают авторов литературных произведений, иногда ту или иную книгу. Бывает, что литературное произведение записывается отдельно от автора. В других — автор и его произведение указываются вместе. При обсуждении учащиеся отмечают, читали ли они книгу или слышали о ней.

Для характеристики героев и их поступков я применяю такие две стратегии. Как «Следуйте за персонажем книги» и «Черты характера героев». Последняя способствует расширению словарного запаса, особенно за счёт трудных для запоминания и необходимых для характеристики героев прилагательных и причастий.

«Пирамидная история», «Батарея вопросов», опорные конспекты и сигналы, синквейн – все это служит одной моей и учительской, и человеческой цели – сделать урок интересным, обеспечить глубокое и прочное усвоение знаний, развить мыслительные и креативные способности учеников, помочь им стать внимательными, научиться анализировать, выделять главное, сравнивать и стать на уроке не пассивными слушателями, а активными участниками нашей совместной учебной деятельности.

Таким образом, стратегиальный подход обучению смысловому чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста, и способы работы с ним. Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку Чтение. Без сомнения, считаю применение стратегий смыслового чтения на уроке очень эффективным, позволяющим сохранить активность ученика и сделать чтение или слушание осмысленным.

Список литературы

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009.
  2. Галицких Е.О. Профессиональная подготовка педагога-словесника: поиск резервов развития в новую цифровую эпоху; https://journal.iro38.ru/files/GalitskikhEO-243.pdf
  3. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 /Под ред И.В.Усачевой. М., 2002
  4. М. Лейсестер (2010 г.) Обучение навыкам критического мышления. Международная издательская группа Continuum., Международная программа PISA 2000. Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию. Москва, 2003
  5. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 2005
  6. Курс «Развитие навыков функционального чтения» https://sites.google.com/site/kursusfunctreading/
  7. Сметанникова Н.Н.: Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах. Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. Издательство: Баласс, 2013 г.
  8. Спицына И. А.. «Методы и приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы» https://www.1urok.ru/categories/14/articles/19011
  9. Федеральные государственные образовательные стандарты https://fgos.ru/