Описание проекта |
Тип проекта: исследовательский |
Продолжительность проекта: среднесрочный (сентябрь – ноябрь 20__ г.) |
Категория участников: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), воспитатели группы, родители |
Краткое содержание проекта: |
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому образованию детей, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование представлений о природе предполагает создание у ребенка целостного образа того или иного природного объекта (явления). Для этого дошкольнику важно научиться устанавливать простые причинно-следственные связи, зависимости объектов и явлений природы друг от друга. Это позволяет детям лучше ориентироваться в естественной среде, создает основу для успешной деятельности в ней. Именно актуальность развития умений детей устанавливать разнообразные обусловило направленность данного проекта.
Проблема была поставлена с помощью письма, в котором лесник рассказывал о «беде» белки, спрятавшей свои запасы среди выступающих корней деревьев и не нашедшей их на следующий день. Дошкольники решают помочь узнать кто же отобрал у белки еду.
Совместно с родителями дошкольники подготовили сообщения о животных. Для решения проблемы необходимо знать дневной или ночной образ жизни ведет животное, что оно ест, совпадает ли рацион питания с рационом белки и какое отношение животное имеет к белке. Дошкольники вместе с педагогами установили, кто мог взять еду белки (тот, кто ведет ночной образ жизни и питается тем же, что и белка). Определился «круг подозреваемых» из 4 животных. Дети не захотели завершить проект, им необходимо было узнать, кто конкретно взял запасы белки.
Участники проекта пришли к выводу, что им недостаточно информации для решения проблемы. В ходе обсуждения было принято решение, написать письмо леснику с просьбой прислать фотографию с «места происшествия». Когда был получен ответ, дошкольники внимательно рассмотрели фотографию и обратили внимание на следы от копыт. Сравнив след со следом свиньи, дети пришли к выводу, что запасы разрыл кабан. Дошкольники поняли, что еду кабан съел не из вредности, и пришли к выводу, что и о белке, и о кабане, и о других животных надо проявлять заботу (например, создавать места кормления), однако не следует забывать об опасности, которую могут причинить дикие звери и соблюдать разумную осторожность в лесу.
В ходе реализации проекта, дети продемонстрировали на примере с белкой понимание полезно-вредных, нейтральных и конкурентных отношений, существующих в природе. Всех участников очень увлекла проектная деятельность, яркие эмоции надолго останутся в их памяти. |
Разделы программы, соответствующие проекту: «Познавательное развитие» |
Основа проекта: |
Цель проекта: формирование представлений о пищевых цепочках, через самостоятельный отбор информации, ее групповое обсуждение и поиск правильного решения. |
Задачи проекта:
- расширять представления о животных леса, их образе жизнедеятельности и способе питания;
- изучить взаимоотношения белки с другими животными;
- подвести детей к выделению 3 видов взаимоотношений животных (полезные, вредные и нейтральные);
- формировать интерес к исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
|
Планируемые результаты:
- расширение представлений детей о видах отношений в живой природе;
- понимание дошкольниками полезно-вредных, нейтральных и конкурентных отношений в природе;
- начальные знания детей о способах получения информации для решения проблемы;
- формирование активной природоохранительной позиции дошкольников;
- заинтересованные в образовательном процессе родители детей.
|
Проблемные вопросы проекта: Основополагающий вопрос: какие отношения бывают в природе? |
- Как живет белка, чем питается, какие отношения у белки с другими животными?
- Чем питаются животные леса?
- Где живут разные животные, почему они живут именно там?
- Чем человек может безопасно подкормить белку? |
Сведения о проекте |
План реализации проекта: |
Подготовительный этап
(15-25 сентября) |
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
- Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
- Создание развивающей среды: подготовка оборудования и материалов (предметные картинки, материал для изготовления «Карты животных», плакаты «Лес – многоэтажный дом», «Животные леса», «Пищевые цепочки»; материал для моделирования леса).
- Подготовка презентации для уточнения представлений о животных леса «Лесные жители», обсуждение ее с детьми.
- Чтение книг о природе, лесе, животных леса («Этажи леса», «Лесной доктор» М.М.Пришвина, «Кто о чем поет?» В.В.Бианки, стихотворения «Лес осенью» А.Т.Твардовского,
- Подготовка иллюстраций с изображением растений и животных леса.
- Консультация для родителей «О важности проектной деятельности на гармоничное развитие ребёнка».
|
Основной этап (25 сентября – 1 ноября) |
«Кто же населяет лес?» |
- Получение письма, постановка проблемы, обсуждение вариантов ее решения.
- Подготовка детско-родительских сообщений о животном.
- Беседа по данным сообщениям.
- Наблюдения за животными ДОО (птицами, прибегающей белкой).
- Чтение рассказов «Разговор птиц и зверей» «Птицы под снегом», «Еж» М.М.Пришвина, «Синичкин календарь», «Как муравьишка домой спешил» В.В.Бианки, «Белкин мухомор» Н.И.Сладкова», «Барсучий нос» К.Г.Паустовского и т.д.
- Дидактические игры: «4 лишний», «Кто что ест?», «Хищник – травоядный и др. (приложение 1)
- Показ учебного видеофильма «Лесные звери».
|
«Кто у белки друг – кто враг?» |
- Определение вида отношений животных с белкой (друг, враг, конкурент).
- Беседа для выявления животных, имеющих рацион питания сходный с рационом белки.
- Подготовка «Карты животных», определение места зверей на карте по отношению к белке (по степени безопасности для белки);
- Обсуждение возможных «похитителей» корма белки.
- Обращение к родителям за помощью для определения действий, способствующих установлению конкретного животного, забравшего корм.
- Составление письма леснику.
- Получение письма с фотографией следа кабана. Решение проблемы.
Рис. 1. Изучение фотографии
- Беседа «Почему кабан забрал еду?»
|
«Лес - огромный общий дом» |
- Моделирование леса. (приложение 2)
- Выполнение задания с использованием модели леса «Больше-меньше». (приложение 2)
- Расселение животных на модели и на плакате.
- Оформление «Карты животных».
Рис.2. Карта животных |
Заключительный этап
(1 – 10 ноября) |
- Обсуждение результатов проекта в группе.
- Представление детьми проекта для детей старшей группы.
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта |
Использованная литература
- Арсентьева В.П. Формирование представлений о биоценозе у детей старшего дошкольного возраста (на примере луга): дис… канд. пед. наук: 13.00.07. – М.: МПГУ, 1998. – 215 с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждения. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 64 с.
- Газина О.М. Знакомим дошкольников с миром животных. // Воспитатель дошкольного учреждения. – 2013. - № 12. – С. 22-43., 2014. - № 1. – С. 28-39., 2014, № 2. – С. 22 - 37.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18, – 2014. - № 6. – С.17-21.
- Николаева С.Н. Юный эколог: парциальная программа для работы с детьми 3–7 лет. – М.: Мозаика–синтез, 2016.
- Федотова А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста. //Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста: Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь: ПГПИ. 1990. - С. 75-87.
|
Интернет-ресурсы:
- Животные леса. URL.: https://yandex.ru/video/search?filmId (дата обращения 18 сентября 2017).
|