Новые образовательные результаты и Национальные проекты усилили наши задачи и ответственности. Одна из задач федерального проекта «Успех каждого ребёнка» - формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Следовательно: каждый ученик в любом образовательном учреждении должен получить опыт успешных дел, задумок, проектов. И мы, педагоги, являемся главными помощниками в достижении успеха каждого. Именно эта мысль в свое время привела нас к созданию Открытого Школьного Университета «Новый континент». Работа его четырех факультетов («Ученик.ru (развитие успешности)», «Время перемен», «Высшая школа для родителей», «Перекрёстки возможностей») направлена на создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей реализацию планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы в рамках внеурочной деятельности. Мы чётко понимаем, что ВД – часть образовательного пространства. И в отличие от учебной деятельности, где есть программы, ребята распределены по классам, есть учителя, организующие образовательное пространство, свои результаты, ВД должна решать очень важную задачу: организовать процесс по включённости школьников в эту деятельность. Мы понимаем, что это непростая задача.
Включаются если:
- интересно;
- нужно (востребовано);
- личная значимость;
- варианты выбор направлений;
- открытость результатов;
- знают о предложениях, сути деятельности.
Вовлечь ребят во ВД сложнее, чем в урочную. Поэтому мы организовали:
- взаимодействия между субъектами, структурами, существующими в школе и вне её;
- использовали разнообразные формы работы;
- частую смену деятельности;
- открытость результатов;
- организовали разновозрастные и разностатусные группы.
Однако не смотря на организованную ВД, проведённый анализ (в конце 2017-2018 учебного года) включённости школьников в деятельность общественных объединений школы показал, что только 20 % обучающихся вовлечены в активную, социально - значимую деятельность общественных объединений школы:
- ЮИД -5 %
- ЮП – 3 %
- РДШ – 8 %
- Волонтёрство – 2 %
- Добровольчество – 2 %
Мы понимали, что нужны другие рычаги, которые помогут вовлечь как можно большее количество ребят в эту деятельность. Тогда мы и обратились к маркетинговой системе, так как возникла маркетинговая ситуация: есть продукт (образовательные услуги, образовательные объединения), который нужно продать (включить в образовательные объединения) как можно большему числу потребителей (обучающиеся, родители).
Исходя из этого, сформулировали цель – организация целостного процесса как вида управленческой деятельности, обеспечивающей включённость учеников в образовательные объединения школы.
В соответствии с целевой установкой определена задача – использовать ресурс маркетинговой деятельности в достижении поставленной цели.
Одним словом, образовательные услуги ОШУ «Новый континент» необходимо предлагать, рекламировать, распространять. Всё это объединяет одно слово «маркетинг», как одно из возможных направлений стратегического развития школы, обеспечивающее успешное решение поставленной задачи.
В настоящее время можно с полной уверенностью констатировать становление рыночных отношений в сфере образовательных услуг. Обострилась конкуренция между образовательными учреждениями за привлечение потенциальных клиентов. Значительно выросла их самостоятельность. В таких условиях необходимость поиска путей повышения конкурентоспособности учебных заведений не вызывает сомнений. Исходя из этого, можно говорить о внедрении маркетингового подхода к формированию рынка образовательных услуг. В настоящее время и в нашей школе идёт формирование подходов и принципиальных позиций, последовательное накопление, наращивание маркетинговых конструкций и инструментария в решении конкретных проблем рынка образовательных услуг. Разобраться в этом вопросе помогла книга «Маркетинг», автор Волкова Лолита Анатольевна (материалы её рекомендаций по организации маркетинговой деятельности в образовательных учреждениях).
Итак, мы обратились к маркетинговой деятельности, потому что она направлена на изучение спроса и оказание качественных образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей как детей, родителей, так и коллектива школы.
Волкова Л.А. выделяет следующие этапы маркетинговой деятельности в образовательном учреждении, которые мы адаптировали к нашей школе.
Мотивирующий.
- Главное назначение – определение запроса, изучение маркетинговой среды.
Ресурсы:
- школьная коммуникация через;
- родительские собрания;
- работа факультета «Высшая школа для родителей»;
- анкетирование обучающихся, родителей, педагогов;
- педагогические советы;
- методические совещания;
- деятельность разработческой группы.
Аналитический.
Назначение – согласовывать заказ (государство) – спрос (родители, ученики)– возможность коллектива в школе = портфель образовательных услуг.
Организационный.
Назначение – позиционирование образовательных услуг (на языке маркетинга продвижение и распространение на рынке), т.е. ответ на вопрос как будем продвигать свой продукт?
а) Коммуникация с партнёрами, родителями, обучающимися:
- родительские собрания (конференции), информация об услугах и результатах работы;
- презентации образовательных программ;
- творческие отчёты объединений для родителей и обучающихся;
- дни открытых дверей;
- СМИ;
- информационные стенды.
б) Школьные акции, рекламы с элементами пиар ходов (ярмарки, выставки, фестивали).
в) Ещё один ход, мы называем его «выход в люди» - это обучающиеся индивидуально и образовательные объединения (проекты, мастер классы для учеников школы); происходит своего рода «посев» (т.е. представляют) - знают сами и передают опыт другим. В результате убиваем двух зайцев – ученики заявляют, предъявляют и передают свой опыт другим ученикам, родителям, педагогам и получают информацию для самоопределения.
В результате мы получаем позитивное общение и спрос на наши образовательные услуги.
Коррекционно-корректирующий.
Назначение:
- оценка деятельности объединений и последующее согласование между потребителями и педагогическим коллективом;
- обмен предложениями (для этого надо слушать, слышать потребителей);
- оперативные изменения.
Для этого надо иметь информацию, поэтому используем анкетирование, опрос, беседы, круглый стол и т.д.
Рефлексивно-оценочный.
Назначение – анализ достигнутых результатов.
Цена – важнейший элемент маркетинга. Наша особенность (на этом периоде) – работа в рамках школьного бюджета. Вся наша деятельность работает на конкретный результат. Его достижение и есть для нас цена, свидетельство того, что все усилия были не напрасны.
Чтобы оценить эффективность используемой маркетинговой деятельности, мы разработали свою систему контроля результативности, рассматривая её с двух позиций:
- эффективность процесса;
- эффективность результатов.
Для оценки эффективность процесса разработали шкалу экспертной оценки.
- 0 - 6 баллов - кризисный уровень
- 7- 13 баллов - достаточный уровень
- 14- 24 балла - оптимальный уровень
2. Значения шкалы
- А - 1 балл
- Б - 2 балла
- В - 3 балла
3.Таблица оценки эффективности процесса маркетинговой деятельности.
Критерии:
- маркетинговая коммуникация (это специально разработанный и управляемый процесс обмена информацией между различными субъектами в целях достижения взаимопонимания) - реклама, фирменный стиль;
- стимулирование потребителей (организация творческих выступлений, акций, пиар кампаний и т.д);
- формирование ситуации успеха;
- связь с общественностью;
- обмен опытом.
№ п/п |
Критерии |
Уровень реализации |
Количество баллов |
1. |
Реклама |
В |
3 |
2. |
Фирменный стиль |
Б |
2 |
3. |
Стимулирование потребителей |
Б |
2 |
4. |
Формирование ситуации успеха |
Б |
2 |
5. |
Связь с общественностью |
Б |
2 |
6. |
Обмен опытом |
Б |
2 |
Итого: |
13 |
Критерии и показатели эффективности маркетинговой деятельности
№ п/п |
Критерии |
Показатели |
1. |
Реклама |
1 балл - услуги рекламируется среди обучающихся на встречах с преподавателями; |
2. |
Фирменный стиль |
1 балл - ведётся работа по созданию стиля: |
3. |
Стимулирование потребителей |
1 балл - краткосрочные акции; |
4. |
Формирование ситуации успеха |
1 балл - снятие страха; |
5. |
Связь с общественностью |
1 балл - ОУ доносит до потребителя информацию о предоставленных услугах; |
6. |
Обмен опытом |
1балл - между сверстниками; |
Анализ эффективности процесса маркетинговой деятельности показал его достаточный уровень (13 баллов).
Эффективность результатов отслеживаем по следующим критериям:
- сохранность количества учеников, включённых в общественные школьные объединения;
- рост количества учеников, включённых в общественные школьные объединения;
- достижения ребят (уровень школы, города, страны) = прибыль.
№ п/п |
Критерии |
2017 – 2018 |
2018 – 2019 |
2019 – 2020 |
1. |
Сохранность количества учеников, включённых в общественные школьные объединения |
166 (20 %) |
166 (20 %) |
166 (20 %) |
2. |
Рост количества учеников, включённых в общественные школьные объединения |
166 (20 %) |
197 (25 %) |
255 (30 %) |
3. |
Достижения ребят (школьный, |
Школьный: |
Школьный: |
Школьный: |
Муниципальный: |
Муниципальный: одна из выпускниц (Понаморёва Валерия) являтся координатором Всероссийского общественного движения "Волонтеры-медики" города Минусинска; |
Муниципальный: |
||
Региональный: участники образовательного форума "Доброволец России" |
Региональный: участники ТИМ "Бирюса" ; |
Региональный: |
||
Федеральный: |
Федеральный: Шевцов Тимур - участник ВДЦ "Смена" город Анапа |
Федеральный: |
За счёт достигнутых результатов создаётся положительный имидж ОУ в целом и общественных школьных объединений в частности, а значит быть участником данных объединений престижно.
Следовательно, данная маркетинговая деятельность позволила нам целенаправленно организовать работу по вовлечению обучающихся в общественные школьные объединения, реализовать цель и более успешно решать поставленную задачу.
На сегодняшний день произошёл рост % обучающихся, включённых в общественные школьные объединения (на 10 %):
- ЮИД - 6 %
- ЮП – 4 %
- РДШ – 10 %
- Волонтёрство – 5 %
- Добровольчество – 5 %
Практика реализуется в течение полутора лет.