Метод координат при решении стереометрических задач. 11-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11

Ключевые слова: стереометрические задачи


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (428 кБ)


Цель урока:

  • обобщить применение метода координат при решении различных задач;
  • выработать умения рассматривать различные подходы к решению задач;
  • развить пространственное мышление;
  • показать эффективность использования этого метода на экзамене.

Форма занятия: урок-практикум.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщить тему урока, сформулировать цели.

Вводное слово учителя: Сегодня мы с вами должны повторить применение метода координат для нахождения углов. Метод координат - весьма эффективный и универсальный способ нахождения любых углов или расстояний между стереометрическими объектами.

II. Актуализация знаний учащихся

1) Сформулируйте определение угла между скрещивающимися прямыми.

Углом между скрещивающимися прямыми называется угол между пересекающимися прямыми, соответственно параллельными данным скрещивающимся.

Алгоритм построения.

1. Выбрать одну из скрещивающихся прямых (удобную).

2. Для второй прямой найти параллельную прямую, которая пересекает выбранную прямую.

3. Найти угол между полученными пересекающимися прямыми, который равен углу между скрещивающимися прямыми.

2) Обсудить устно метод решения следующей задачи: Точка К – середина ребра единичного куба. Найти угол между прямыми А1В и СК.

1 способ решения (Слайд 2, Слайд 3).

2 способ решения (Слайд 4, Слайд 5)

3) Сформулируйте определение угла между прямой и плоскостью.

Угол между прямой и плоскостью равен углу между прямой и ее проекцией на эту плоскость.

Алгоритм построения.

1. Найти общую точку прямой и плоскости.

2. Выбрать удобную точку на прямой и спроектировать ее на плоскость, получить проекцию прямой на плоскость (иногда удобно проектировать на плоскость параллельную прямую исходной).

3. Найти угол между прямой и ее проекцией на плоскость.

4) Как найти угол между плоскостями?

Углом между плоскостями называется двугранный угол.

Алгоритм построения двугранного угла.

1. Найти общую прямую пересекающихся плоскостей (ребро двугранного угла).

2. Провести два перпендикуляра к ребру двугранного угла, лежащих в гранях двугранного угла и имеющих на ребре общее начало.

Полученный угол называется линейным углом двугранного угла.

3. Найти величину полученного линейного угла.

III. Решение задач (методом координат)

1) Дан прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1, AB = AD = 2, AA1. Найдите угол между прямой AC1 и плоскостью AB1C. (Слайд 6 - Слайд 9).

2) В правильной четырехугольной призме АВСDA1B1C1D1 стороны основания равны 2, а боковые ребра равны 5. На ребре АА1 отмечена точка Е так, что АЕ : ЕА1 = 3 : 2. Найдите угол между плоскостями АВС и ВЕD1. (Слайд 10, Слайд 11)

1 способ (разобрать устно). Построим ребро двугранного угла. Для этого придется «выйти» за пределы призмы. Точки В и О лежат в одной плоскости АВС, значит, можно их соединить отрезком. ВО – след секущей плоскости на плоскости грани АВСD. FP является наклонной к плоскости ABC, CP – проекция отрезка FP на плоскость ABC. CPBO по теореме о трёх перпендикулярах. FPC – линейный угол двугранного угла FBOC.

2 способ. Решение. (Слайд 12).

IV. Самостоятельная работа

(Слайд 13)

Задача: В кубе ABCDA1B1C1D1 найдите тангенс угла между прямой АА1 и плоскостью ВС1D. (Слайд 5)

1 вариант - методом координат

2 вариант - используя определение угла  между прямой и плоскостью

V. Подведение итогов

Вывод: Координатный метод имеет преимущество перед другими способами тем, что основывается на применение формул, требует меньше стереометрических соображений. Надо поместить тело в прямоугольную систему координат, определить координаты точек и воспользоваться формулой. Знакомство с координатным методом помогает быстро решать задачи из ЕГЭ.

VI. Домашнее задание

(Слайд 14)

В кубе АВСDA1B1C1D1 найдите угол между плоскостями (А1С1D) и (BC1D).

Список использованных источников

1) Геометрия, 10-11: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2007. – 256 с.

2) ЕГЭ-2012. Математика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: Национальное образование, 2011. – 112 с. – (ЕГЭ-2012. ФИПИ – школе).

3) https://urok.1sept.ru

4) http://uslide.ru

5) http://nsportal.ru