Особенности социальной адаптации к условиям обучения в кадетском корпусе воспитанников младшего подросткового возраста

Разделы: Профессия — педагог


Ситуация кризиса духовных ценностей в современной России определила потребность общества в кадетских образовательных учреждениях – организациях, ориентированных на восстановление духовно-нравственных и интеллектуальных основ. Многие военные и политические деятели связывают с развитием кадетского образования перспективы возрождения государственности, воспитания истинных патриотов России. Предназначения кадетских учреждений по своей сути нацелено на будущее. Это, прежде всего, подготовка к служению Отечеству, воспитание и обучение образованных и квалифицированных работников – нового поколения России, способных взять на себя ответственность за судьбу России.

Обращение к проблеме социальной адаптации воспитанников кадетского корпуса обусловлено наличием противоречия между потребностью в быстрой и успешной социальной адаптации воспитанника младшего подросткового возраста к образовательному учреждению с военно-профессиональной направленностью и отсутствием научного обоснования социально-педагогических условий, способствующих успешной адаптации учащихся к жизнедеятельности в кадетском корпусе.

 Проблема социальной адаптации школьников младшего подросткового возраста обучающихся к специфическим условиям кадетского корпуса была поставлена еще в начале XX века. Уже в это время исследователи выделяют позитивные и негативные аспекты жизни кадета, влияющие на особенности их адаптации.

Социально-педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах H.H.Березовина, O.JI.Берак, И.В.Биочинского, В.И.Брудского, В.В.Давыдова, Э.Н.Короткова, В.Я.Ляудис, М.И.Рожкова, М.П.Шилова, В.А.Якунина и других исследователей.

Проблемам привыкания молодых воинов к условиям военной службы посвящены труды военных ученых A.B.Барабанщикова, В.Г.Демина, М.И.Дьяченко, Г.Д.Лукова, О.Т.Слепых, В.В.Стрежнева, Н.Ф.Феденко. Значительным вкладом можно считать диссертационные изыскания Ю.Д.Белоусова, В.Ф.Венды, Л.Г.Егорова, В.А.Мельникова, A.C.Страданченкова, Ю.А.Червякова, В.Я.Яблонко в области адаптации к условиям военной службы.

Под адаптацией понимают все виды врожденной и приспособительной деятельности человека к обще природным, производственным, социальным условиям.

Мы разделяем точку зрения Л.С.Выготского, Н.Н.Леонтьева. П.А.Гальперина,и др., что необходим комплексный подход к рассмотрению вопросов адаптации, реализация которого предполагает интеграцию подходов и наук. Сущность процесса заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Такое усвоение происходит стихийно и целенаправленно. Целенаправленность определяется условиями семьи, школы, учебных заведений; стихийность - многообразными аспектами жизни, свидетелем которых становится человек. Социализация - и процесс и результат взаимодействия личности и общества, вхождения, «внедрения» индивида в общественные структуры посредством выработки социально необходимых качеств. Социализация - процесс усвоения человеком опыта той общественной жизни и тех отношений, в которые он попал при рождении, в которых растет и становится личностью. Исследователи социальных явлений (И.С.Кон, И.А.Милославова, А.В.Петровский) отмечают, что проблема социальной адаптации приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности человека. Переход от школьного обучения к кадетскому, как раз является примером такого процесса.

 Среднее общее или основное образование призвано обеспечить социальную адаптацию нового поколения, т.е. сформировать индивида и поколение как часть данного социума. Это значит развить у его представителей индивидуальное и групповое мышление, природные творческие задатки, наделить их элементарными представлениями и навыками жизнедеятельности в данном обществе, знанием основных институтов, норм и правил поведения, сформировать основные ценностные установки (трудолюбие, любознательность, лояльность, толерантность, законопослушание и др.).

Педагогика рассматривает адаптацию в связи с анализом поведения человека, предполагая возможность изучения человеком общественной среды, ориентации в ней, овладение техникой и методами работы для того, чтобы активно включиться в общественную жизнь.

Индикатором успешной социальной адаптации является высокий статус индивида в данной среде. По мнению В.В.Синявского, социальная адаптация рассматривается как «процесс приспособления личности к некоей целостной системе социальных отношений и связей» [45, с.43].

Социальная адаптация школьника - кадета – процесс активного приспособления его к изменившейся образовательной среде с помощью мероприятий по установлению соответствия своего поведения принятым в обществе правилам, нормам и ценностям или корректировки несоответствия такого поведения. Основным способом его социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, других отношений и т.д.), а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения обязанностей). В подростковом возрасте происходит становление доминирующей направленности познавательных процессов, в результате чего возникают определенные профессиональные намерения.

Особенностью этого возраста является любознательность, стремление к восприятию нового и интересного. На основе совпадения интересов устанавливаются контакты с товарищами, находятся темы для разговора, интересные для них. Знания, их глубина и объем в подростковом возрасте становятся существенным критерием в оценке взрослого, своих сверстников и самого себя.

Развитие личности в подростковом периоде характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные меж индивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой, – происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

Общение со сверстниками имеет огромное значение для подростков. В виду того, что у подростков формируются новые ценности, интересы, которые больше понятны и близки сверстнику, нежели взрослому, отношения с товарищами оказываются в центре жизни подростка и являются ведущим типом деятельности. Захватывают новые интересы, занятия и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни.

Статус подростка в системе личных отношений является для него очень значимым и оказывает сильнейшее сверстниками. Эти отношения основываются на чувстве симпатии и антипатии. Кроме влияние на его поведение и самосознание. Группа сверстников лишь тогда является благоприятной для ребенка средой, когда статус его достаточно высок. Место в системе отношений зависит от различных черт характера школьника, в том числе и от таких, как общительность, способность понять другого, быстро ориентироваться в сложившейся обстановке. Для подростка важно быть членом референтной группы – той группы, которая отвечает его возрастным потребностям. В подростковом возрасте меняется сам характер взаимоотношений детей. Для подростка важными становятся такие качества, как сообразительность, смелость, отважность, умение владеть собой. Требование уважения личности и человеческого достоинства каждого человека играет первостепенное значение во взаимоотношениях подростков между собой.

В общении со сверстниками происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни.

Ввиду важности для подростка его общения со сверстниками, взаимоотношения со взрослыми отходят на второй план.

В подростковом возрасте складывается парадоксальная ситуация: отношения подростка со сверстниками и особенно с друзьями уже строятся на некоторых важных нормах взрослой морали равенства, а основой его отношений со взрослыми продолжает оставаться особая детская мораль послушания.

В младшем подростковом возрасте начинается формирование устойчивых идеалов, на которых подросток стремится быть похожим.

Для младшего подростка обычно это какой-то конкретный идеал, характеризующийся тем, что он отражает не столько качества личности, сколько типичные обобщенные поступки, в которых эти качества проявляются («всегда помогает»). Таким образом, подросток выделяет преимущественно внешние качества идеала, а внутренние не отделяет от его действий и поступков.

Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека.

Социальная адаптация воспитанников младшего подросткового возраста представляет собой процесс преодоления трудностей вхождения подростов в кадетскую жизнь, кадетский коллектив, построенных по типу воинского коллектива, воинского подразделения, в систему официальных и неофициальных отношений.

При поступлении в кадетский корпус у воспитанников коренным образом изменяется круг и характер общения.

Во-первых, резко ограничиваются контакты с родными и близкими, с прежними рефренными группами.

Во-вторых, возникает необходимость адаптироваться к совершенно новой форме коллектива -  мужскому коллективу. Т.е. гомогенной среде, которая имеет свою специфику. В связи с тем, что некоторых кадеты пытаются завоевать авторитет силовыми методами воздействия на сверстников, возникает необходимость им противостоять этим воздействиям, сплотить коллектив против таких проявлений. Довольно часто в основе причин дезадаптации кадет лежат личные, интимные переживания. Проблема заключается в том, что кадеты основную часть своего времени проводят в однополом коллективе. Опыт общения с противоположным полом ограничен увольнениями и каникулярными отпусками.

В-третьих, каждый кадет первокурсник сталкивается с проблемой подчинения своим сверстникам – младшим командирам. В свою очередь, младшие командиры также должны адаптироваться к своему статусу. Они обязаны беспрекословно выполнять требования офицера воспитателя и организовывать кадет.

Таким образом, кадет должен, по существу, заново научится общению со старшими, с товарищами, должен усвоить формальную сторону общения в воинском коллективе. Усвоение формальных и неформальных норм поведения в новом коллективе наряду с активным формированием этих норм в конечном счете является результатом социальной адаптации, то есть адаптации к новым условиям общения и совместной деятельности.

Важнейшим фактором успешности адаптации учащихся к новым образовательным условиям является образовательная среда учебного заведения, обеспечивающая оптимальное сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности.

Главным в адаптационной работе педагогического коллектива кадетского корпуса является создание таких социально-педагогических условий, которые способствуют наиболее быстрому вхождению первокурсника в новую социальную среду и успешному функционированию в ней.

Начнем с того из них, которое является предпосылкой, то есть предварительным условием успешной адаптации учащихся к жизнедеятельности кадетского корпуса. Этим условием является проведение с абитуриентами кадетского корпуса профориентационно-разъяснительной работы, способствующей уяснению требований к личностным качествам кадета и объективной самооценке. К числу критериев оценки социальной адаптированности воспитанников младшего подросткового возраста к условиям обучения в кадетском корпусе относятся:

- использование возможностей военно-полевых сборов для интенсивного освоения первокурсниками особенностей отношений в военном социуме и сплочения группы;

- формирование у первокурсников мотивации успешного обучения в кадетском корпусе и продолжения военного образования;

- обучение кадетов приемам рациональной организации самоподготовки и навыкам самостоятельной учебной работы;

- организация шефства старших кадетов над младшими; включение первокурсников в структуру кадетского самоуправления;

- оказание индивидуальной социально-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим особые трудности в адаптации.

В зависимости от развития показателей адаптации нами определены три уровня - оптимальный, допустимый и критический. Достижение оптимального уровня адаптации первокурсников оценивается нами как благоприятный долговременный прогноз осуществления учебно-познавательной деятельности. Наблюдения показали, что далеко не все кадеты, ориентированные на сферу определённой деятельности, достигают гармонии в своей социальной роли. Одни находят себя в системе управления, другие успешно занимаются учебой, третьи - программированием и т.п., однако поиски требуют много времени, способности преодолевать препятствия, так как преимущественно сводятся к методу проб и ошибок. Эти кадеты на наш взгляд, обладают допустимым уровнем адаптации. Коррекция этого уровня предполагает проведение дополнительных мероприятий, которые будут способствовать устранению возникающих в процессе адаптации трудностей.

В ходе адаптации происходит перестройка психофизиологических и психологических свойств первокурсника. Специфика адаптации учеников к кадетской образовательной среде определяется условиями обучения, их индивидуальными особенностями и, что не менее важно, особенностями подросткового возраста. Подростковый возраст является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Мы считаем, что из комплекса условий, одним наиболее значимыми являются организационно-педагогические условия, «… которые создаются в образовательном процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное протекание этих процессов».

В качестве значимых, для реализации целей адаптации, мы считаем условия: целенаправленного и поэтапное выявление результатов диагностики индивидуально-психологических характеристик кадетов, изучение их проблем и трудностей; осуществление контроля и анализа активности кадет в учебном процессе и вне учебной деятельности; ориентация процесса обучения на развитие личности кадета и профессиональной направленности и путем изменения содержания инвариантной (модернизация содержания) и вариативной (введение курсов по выбору, факультативов, программ дополнительного образования, кружков) составляющих учебного плана; психолого-педагогическое сопровождение деятельности кадет и преподавателей; педагогический мониторинг, объединяющий социологические, психологические и медицинские характеристики с целью получения целостного представления о личности кадета и оснащение учебного процесса электронными ресурсами, компьютерными технологиями.