Пояснительная записка
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач, др., однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Цели: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка.
Задачи:
- Профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;
- Профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;
- Оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;
- Выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;
- Подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции
Деятельность клуба
- Деятельность клуба планируется на 1 учебный год.
- Клубные встречи проходят 1 раз в месяц.
- Клуб имеет эмблему и девиз, совместно разработанными членами клуба.
Виды деятельности: Беседы, консультации, круглые столы, совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта, психологические практикумы, тренинги, субботники, концерты, экскурсии.
Привлечение специалистов:
- учитель-логопед,
- педагог-психолог;
- музыкальный руководитель,
- воспитатели, медицинские работники.
Критериями эффективности модели консультационного пункта являются: востребованность предоставляемых услуг, оказание квалифицированной помощи детям с ОВЗ, педагогическая просвещенность родителей детей с ОВЗ;
Планирование работы клуба происходит на основе анализа запросов родителей, данных мониторинга. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы родительского клуба может корректироваться.
Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов ОУ, в том числе и медицинского персонала, в выработке единства педагогических требований к ребенку и расширению познаний в области педагогики, детской психологии и оздоровления детей.
Предполагаемые результаты
Дети:
- позитивная адаптация к условиям ДОУ;
- динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно - развивающую работу;
- эффективное формирование нарушенных функций;
- развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
- приобретение социального опыта
Родители:
- информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;
- получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
- адекватности установок в отношении перспектив ребенка;
- информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком;
- гармонизации детско-родительских отношений;
- увеличение количества родителей, вовлеченных в коррекционный процесс, в качестве активных его участников.
План мероприятий родительского клуба на 2016-2017 учебный год