Основной ценностью образования является личностное развитие человека. Перед обществом стоит цель не только научить подростка основным знаниям и умениям, но и воспитать его как активную, самостоятельную личность, способную принимать ответственные решения в ситуациях выбора, готовую взять на себя ответственность за результаты своей деятельности. Проблема сохранения и укрепления нравственности становится проблемой сохранения нации и государства. В современных условиях возникает необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Для осуществления нравственного воспитания можно выделить четыре направления:
- личностное («Не делай другим того, чего не желаешь себе») создаёт условия для творения благородных, добродетельных, добросовестных, благочестивых, добросердечных поступков;
- социальное («Твори для других добро, если для этого у тебя есть возможность») учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать;
- патриотическое («Будь патриотом семьи, школы, Родины») помогает детям любить себя, семью, школу, город, Родину;
- правовое («Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка») [4, с. 56]
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности являются базовые национальные ценности, которые мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Духовно-нравственное развитие подростков в современной России строится в соответствии с базовыми национальными ценностями, отраженными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
- патриотизм;
- социальная солидарность;
- гражданственность;
- традиционные российские религии;
- семья;
- труд и творчество;
- природа и искусство;
- человечество [1, с. 8 -10]
Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным явлениям современного мира, и именно они должны лежать в основе уклада жизнедеятельности ребенка в семье, в школе, в обществе. Особо значимым представляется вопрос о создании благоприятной социальной среды, формирующей шкалу нравственных ценностей и направленной на выработку активной жизненной позиции обучающихся.
В связи с этим значительно возрастает значимость деятельности общественных институтов, направленной на создание условий для воспитания и развития социальной активности подрастающего поколения. Среди этих институтов особое место занимают детские общественные организации, работа которых строится прежде всего с учётом интереса детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности. Внутри таких объединений подросток растет нравственно: рождается культура межличностных отношений и совместной деятельности, осуществляемой в групповых и коллективных формах; происходит гармонизация индивидуальных, групповых и коллективных интересов; вырабатывается активная жизненная позиция: самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, самореализация, творческое саморазвитие. Обладая активной жизненной позицией, личность станет полноценной составляющей общества.
Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в признании, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному нравственному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка нравственную культуру, стремление служить людям, нести добро.
Современные детские, молодежные организации и объединения используют многолетний опыт первых шагов детского движения в России, позитивный опыт пионерской организации, пришедшей на смену скаутингу.
Изменения в социальной сфере и экономике в период перестройки, распад Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина и Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, обладавших организационной монополией на работу с детьми и молодежью, а также принятие 9 октября 1990 г. Закона СССР № 1708-1 «Об общественных объединениях» сформировали предпосылки создания общественных объединений. 19 мая 1995 г. вступил в силу закон № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». На этот закон стали опираться детские и молодежные общественные организации современной России [3].
Воспитательная деятельность в детских и молодежных общественных организаций и объединений, уникальна по своей сути, поскольку основана, с одной стороны - на потребностях и интересах самих детей, с другой - на партнерстве взрослых и детей в реализации целей деятельности.
Детские, молодёжные общественные организации и объединения имеют большие воспитательные возможности:
- форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации - важнейшее условие целостного развития личности;
- разумно организованный досуг детей - среда их жизнедеятельности, социум, в котором ребёнок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах и позициях, в индивидуальной и коллективной, исполнительной и творческой деятельности;
- как личность со своей гражданской позицией; может получить опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам; эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных;
- мир игры, фантазии, свободы творчества; мир настоящего детства - самого ценного периода в жизни растущего человека [5].
У подростков, участвующих в работе детских и молодежных общественных движений и организаций, появляются жизненные обстоятельства, создающие ситуацию нравственного выбора.
Воспитательная система МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Калуги, ориентированная на идеологическую и методологическую основу Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, социальные запросы семьи, общества и государства, базовые национальные ценности российского общества, Программу развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях, программу воспитания школы, «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (29 мая 2015 г. N 996-р), выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию.
Выполняя Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования (ФГОС НОО, ООО, СОО), на основании нормативных правовых документов (Устава школы, локальных актов) в образовательной организации разработана и реализуются программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся.
При организации работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся образовательная организация опирается на понятия «мораль» (добро и зло, истина и ложь, справедливость, милосердие, нравственный выбор достоинство, дружба, любовь), «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «долг», «честь», «ответственность», «совесть». Для усиления воспитательного потенциала занятий используются технологии активно-деятельностной направленности: дискуссионные клубы, деловые игры, дебаты, тренинги, анализ кейсов, проблемное обучение, проектные технологии, медиа технологии, технологии профессиональных проб.
Широкие возможности для личностного роста учащихся, формирования их нравственых качеств даёт внеурочная деятельность на базе школьной детской эколого-краеведческой организации «Родничок». Членами «Родничка» являются учащиеся 2-7-ых классов. Детская общественная организация «Родничок» была создана в 1999 году. Первоначально она состояла из 26 человек. Тогда основным направлением деятельности школьной организации была экология. Ребята делали кормушки, кормили птиц, ухаживали за цветами и растениями. Уже на следующий год членов организации стало 56, прибавилось новое направление - краеведение. Теперь помимо экологии в «Родничке» ребята изучают историю родного края, занимаются проектно-исследовательской деятельностью, участвуют в конкурсах детских и молодежных организаций России.
На сегодняшний день численность детской эколого-краеведческой организации «Родничок» составляет 668 человек. Это одна из самых больших детских школьных организаций в Калуге. В течение учебного года ребята участвуют в спортивных и интеллектуальных играх, викторинах, конкурсах, реализуют групповые и коллективные социальные проекты, проводят сборы, где по итогам работы награждаются лучшие отряды организации.
В ДЭКО «Родничок» есть своя атрибутика. Учащиеся 2-4 классов носят зелёные галстуки и пилотки - цвет зелени, цвет жизни; у учащихся 5-7 классов - синие галстуки - цвет ясного, чистого неба над головой. У «Родничка» есть своя песня, свой девиз, своё знамя и своя эмблема. Ежегодно во 2-7 классах выбирается актив, состоящий из старосты, командира отряда, а также ответственных за работу учебного, эстетического, спортивного, трудового, информационного секторов.
В 2020-2021 учебном году учащиеся 2-7-х классов в рамках деятельности ДЭКО «Родничок» выполнили следующие коллективные проекты:
2-е классы. Название проекта «Красная Книга Калужской области».
Продукты деятельности: презентация «Красная Книга Калужской области», буклет «Берегите природу», экологическая викторина «Мы - защитники природы!», литературно-музыкальная композиция «Наш дом - Земля»
3-и классы. Название проекта «Как прекрасен этот мир!».
Продукты деятельности: коллаж «Твори добро», сборник творческих работ «Берегите дружбу», постановка сказки «Наш семейный клад».
4-ые классы. Название проекта «Мы этой памяти верны».
Продукты деятельности: Презентация «Бессмертный полк», Коллаж «Слава героям войны», «Путеводитель в историю. По праву Памяти
5-ые классы. Название проекта «Калуга - мой родной город».
Продукты деятельности: виртуальная экскурсия по Калуге, альбом «Калуга историческая», презентации «Экологический маршрут», «Великие ученые родного края», выставка «Народные промыслы Калужской области».
6-7-е классы. Название проекта «Открой свой мир».
Продукты деятельности: фотоэтюд «Милосердие - основа жизни на земле», видеоролик «Вместе за здоровый образ жизни!», «Если добрый ты!» (изготовление кукол Добряша для вручения участникам городского фестиваля «Солнце светит всем»), музыкальный флешмоб «Я помню! Я горжусь!».
Ежегодно члены отрядов детской эколого-краеведческой организации «Родничок» принимают активное участие в конкурсах Российского Движения Школьников, Росийского Союза Молодёжи.
В 2020-2021 учебном году ребята были включены в деятельность следующих всероссийских проектов: «Лига Ораторов», «Территория Самоуправления», «Классные встречи», «Школьный музей», «Большая перемена», «Добро не уходит на каникулы», «Окна Победы», «Наследники Победы». Активисты «Родничка» растут нравственно, участвуя в профильной смене РДШ во всероссийском лагере «Орлёнок», реализуя социальные проекты в рамках всероссийских конкурсов «Доброволец России», «Юный Доброволец», «Я - Лидер».
Достижения актива ДЭКО «Родничок» в 2020-2021 учебном году:
- Городской конкурс агитбригад «За здоровый образ жизни!» - I место;
- Региональный этап Всероссийского конкурса «Лучшая команда РДШ» - I место;
- Всероссийский конкурс РДШ «Я познаю Россию» - I место;
- Городской этап областного конкурса «Я - лидер» - II место;
- Областной конкурс «Я - лидер» - II место;
- Смотр-конкурс литературно-музыкальных композиций «Знакомьтесь! Мой город Калуга!», посвящённый 650-летию основания Калуги - I место.
Данная деятельность не только побуждает ребят развивать у себя лидерские качества, активно заниматься общественно полезной деятельностью. Главный результат - повышение сплоченности детских, подростковых коллективов, установка на дружбу, добро, взаимопонимание. Ребята понимают, что все в коллективе достойны уважения, у каждого члена команды должно быть свое поручение, а значит - своя зона ответственности. Отношения в коллективе должны строиться на основе помощи друг другу, нельзя никого оставлять в одиночестве, важно найти подход к каждому.
В центре стратегии развития российского образования стоит формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Это учитывается в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, в которых говорится о том, что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного и ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Молодежь открыта миру, добру, милосердию, она активна по своей природе, готова к любому позитивному начинанию. Необходимо помочь становлению молодого человека, создать условия для того, чтобы у него была возможность получать знания, умения и навыки, необходимые ему для дальнейшей жизни, а затем предоставить самостоятельность при определении целей, задач и форм его участия социальном развитии об;щества.
Нравственное воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность детских и молодежных общественных организаций по формированию у граждан высокого нравственного сознания, честности, милосердия, уважения к людям старшего поколения.
Это свидетельствует о важности и значимости описанного опыта работы, ведь подрастающее поколение - это те, от кого зависит будущее страны, те кому старшее поколение передаст свои традиции, те кто продвинет вперед науки, совершит открытия, сохранит родную культуру, защитит нравственные идеалы своего Отечества.
Список литературы
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]: / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 23 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : по сост. на 2015 г. : с коммент. юристов компании «Гарант» к послед. изм. / [сост.: А.А.Кельцева, С.Е.Прыгунов]. - М. : Эксмо, 2015. - 329 с.
- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ
- Чигирь, А.А. Нравственное воспитание подростков в современной школе [Текст] А.А.Чигирь //Студенческая наука как фактор личностного и развития будущего специалиста. - М., 2006. - С. 55 - 56.
- Голобоков, А.С. Роль молодежных общественных объединений в современной России / А.С.Голобоков// Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - С.305-307.[Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/v/rol-molodezhnyh-obschestvennyh-obedineniy-v-sovremennoy-rossii