Исходя из педагогического опыта, смею заверить, что большое значение для подрастающего поколения, особенно в настоящий период развития нашего государства, имеет обращение к культуре. К культуре можно «прикоснутся» лично: рассмотреть экспозицию, послушать музыку.
В период дистанционного обучения, находясь за тысячи километров от Москвы и Санкт-Петербурга, учителя могут предложить ученикам познакомиться с экспозициями государственной Третьяковской галереи или Эрмитажа.
Особенно важно знакомство с мировой культурой на уроках истории в 10-11 классах. Именно в этом возрасте школьники тянутся к истинному искусству, легче усваивают то, что нравится именно им, вычленяют самое яркое, главное из огромного потока информации.
Предлагаем фрагмент учебного материала по одной из экспозиций Государственной Третьяковской галереи - «Рисунок эпохи романтизма» в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники», посвященной русскому графическому искусству ХVIII-ХIХ в.в. Выставка экспонировалась с мая по сентябрь 2019г. (1. с. 60)
На выставке были представлены лучшие образцы рисунка мастеров первой половины ХIХ в., послужившие примером для последующих поколений художников, около 200 произведений графики, часть рисунков из собраний самого П.М.Третьякова. А также работы из коллекций его современников из Государственной Цветковской галереи.
Начало ХIХ в. (эпоха романтизма) стало временем расцвета рисунка благодаря его возможностям и эмоциональной выразительности: камерность и быстрота исполнения позволяли передавать непосредственные впечатления. Камерное искусство вписывалось не только в художественную жизнь эпохи, но и в культурный быт. Рисунки и акварели дарили близким и друзьям, брали с собой в путешествия и военные походы, ими украшали интерьеры. Приобрели популярность новые темы и жанры: интерьер, камерный портрет, автопортрет. Прослеживается развитие эстетических идеалов живописи в русском романтизме, представленное в движении от западноевропейских образцов живописи к формированию национальных идеалов, тем и образов. [2, с.78]
Акварель. А.Брюллов. Портрет Натальи Гончаровой (Пушкиной), 1831-1832.
В начале столетия возникла мода на домашние альбомы. В них рисунки любителей могли соседствовать с произведениями профессиональных художников. К этому времени относится формирование первых графических коллекций [1, с.62].
С рисунков в домашних альбомах началось развитие интерьера в русском искусстве. В эпоху романтизма на смену парадным видам городских и парковых ансамблей пришли камерные изображения усадеб. Поэтизация частной жизни и домашнего уюта стимулировала к теме интерьера. Анфилады комнат, гостиные, детские, кабинеты рисовали и знаменитые мастера, и дилетанты. Интерьеры отражают не только облик дворянского дома - они позволяют ощутить его гармонию, знакомят со стилем жизни.
Романтизм оказал большое влияние и на развитие пейзажного жанра. Одной из любимых тем стал романтический мотив лунной ночи. На выставке были представлены графические листы М.Н.Воробьёва, Сильв. Ф.Щедрина, А.П.Брюллова, К.И.Рабуса – воплощение многообразия пейзажного жанра [1, с.63].
К.Рабус. Пейзаж
Одним из самых ярких и привлекательных явлений эпохи стал камерный портрет. Небольшие по размерам изображения родных, близких, знакомых, исполненные пастелью, карандашом, акварелью, быстро вошли в моду [2, c. 254]. Они отвечали потребностям и общества, и художников, стремившихся выразить характер человека, его личность.
А.Венецианов. Девушка с серпом во ржи
Совершенно иные творческие задачи ставил в искусстве граф Ф.П.Толстой, считавшийся одним из самых тонких и изящных рисовальщиков своего времени. Современники высоко ценили его серию иллюстраций к поэме И.Ф.Богданова «Душенька», выполненных пером и удивительно артистичных в своей линейной выразительности. Толстой проявлял живой интерес к другим эпохам и стилям, изображал сцены из мифологии или яркие картины средневековой жизни. Он – автор композиции по мотивам английских баллад, изданных в переводах В.А.Жуковского. Но самая обаятельная часть наследия Толстого – натюрмортная графика, листы с изображениями цветов и фруктов, где порой художник помещал то сидящую на листке муху, то капли росы, готовые соскользнуть с листа. Подобные « обманки» вызывали восторг современников [3, с.90]. Эти рисунки – своеобразная романтическая игра, соревнование с природой: художник превращает видимое в совершенные образцы искусства.
Ф.Толстой. Фрукты, цветы, птица
В научных трудах, посвященных живописи в романтизме, отражены преемственные связи русского и немецкого романтизма (Н.Я.Берковский, В.В.Ванслов, И. В. Карташова и др ), проблематика и поэтика художественных произведений, посвященных живописи и художнику (В.Э.Вацуро, Р. В. Иезуитова, И.В.Карташова, В.М. Маркович, М.И.Медовой, Е.Г.Милюгина и др.), изучение связей литературы и живописи в контексте историко-литературного процесса и истории русского искусства (К.В.Пигарев, Д.В.Сарабьянов, В.С.Турчин и др ).
Список литературы
- Поникарова Н.М. Информация и библиография, ж. “Преподавание истории и обществознания”, №8, 2019 г.
- Турчин B.C. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. М.: Искусство, 1981. 550 с.
- Фохт У.Р. Некоторые вопросы теории романтизма (Замечания и гипотезы). // Проблемы романтизма. М.: Искусство, 1967. С. 77-92.
- Энциклопедический словарь живописи. / Под ред. М. Лаклотта (директора музея Лувра) и Ж.-П. Кюзена (главного хранителя Отдела живописи музея Лувра). М.: Тегта-Терра, 1997. 1136 с.