Место краеведения в воспитательно-образовательном процессе в условиях специальной коррекционной школы

Разделы: Коррекционная педагогика, Краеведение

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого – с любви к родной семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к родной стране…»
Д.С.Лихачев

Требования федерального государственного образовательного стандарта диктует овладение воспитанниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения их в культуру, овладение социокультурным опытом. В качестве главного результата образования - набор ключевых компетенций в различных сферах. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Поэтому основная цель воспитательно-образовательного процесса это - формирование всесторонне развитой, социально адаптированной личности воспитанника, посредством формирования компетенций по основным направлениям развития личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Главной задачей обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта является социализация через развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

Каждый ребенок, еще с детского сада запоминает свой адрес: дом, улицу, где он живет, и, конечно же, название села. У каждого есть свой любимый уголок, и каждый по-своему любит свой край. Но не каждый задумывается о том, как его город появился, какие люди построили его, кто жил и живет в городе, затем происходит открытие целого края, который вмещает множество различных городов и сел. И если уж кого-то заинтересовал этот вопрос, то он узнает много интересного и еще сильнее полюбит свою «маленькую родину». И тем более понятен интерес к изучению родного края, когда речь идет о таком богатом, разнообразном и всегда значимом регионе, как Кузбасс.

Изучение прошлого и настоящего своего родного края, его природы, истории, культуры, традиций, народов его населяющих, важно для, детей с нарушением интеллекта, так как коррекционная школа является единственным учебным заведением, формирующим социальный опыт для большинства из них. Опыт показывает, что миграция выпускников невелика, и в основном, по окончании школы они остаются жить и работать в своей местности.

Благодаря работе по краеведению решается важное дидактическое правило: от известного — к неизвестному, от близкого — к далекому. Вместе с тем реализуется принцип связи обучения с жизнью. Краеведение является средством осуществления межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе.

В то же время, краеведение не только изучает, но и оценивает значительность событий, ценность памятников, красоту пейзажей, выявляет общее для страны и края, а также особенные черты, присущие только ему. Важной особенностью краеведения является то, что это не только наука, но и деятельность: созидательная деятельность, направленная на сохранение природных и культурно-исторических богатств края, и популяризаторская – деятельность, открывающая что-то совершенно новое, ценное подрастающему поколению

Система специального образования призвана создавать условия для социализации детей с особыми образовательными потребностями, к которым относятся и обучающиеся специальных (коррекционных) учреждений.

Установлено, что ознакомление с краеведческим материалом способствует расширению социального опыта обучающихся, формированию у них естественных и общественно-исторических знаний и представлений. Он обладает большим воспитательным потенциалом, так как при изучении природы родного края у обучающихся развиваются эстетические чувства, воспитывается любовь к природе, гуманное отношение ко всему живому. Знакомство с богатой историей, природными богатствами, историческими памятниками, заслугами выдающихся земляков способствует воспитанию патриотических чувств, чувства долга перед Родиной.

Вследствие большой значимости для социально-личностного развития обучающихся краеведческий компонент включен в содержание образования специальной (коррекционной) школы и представлен в программах учебных дисциплин младших и старших классов общеобразовательного и коррекционного блоков: «Мир природы и человека» (И.М.Бгажнокова), «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» (В.В.Воронкова), «Изобразительное искусство» (И.А.Грошенков, В.В.Воронкова), «Природоведение» (Л.В.Кмытюк), «География» (Т.М.Лифанова), «Биология» (В.В.Сивоглазов), «История» (О.И.Бородина, В.М.Мозговой), «Мир истории» (Л.В.Смирнова, И.М.Бгажнокова), «История Отечества» (Л.В.Петрова), «Социально-бытовая ориентировка» (В.И.Романина, Н.П.Павлова) и др., а также в программах профессионально-трудовой подготовки (В.Г.Васенков, Е.А.Ковалева, С.Л.Мирский, Б.А.Журавлев, Л.С.Иноземцева и др.).

Краеведческий материал в основном рассматривается как вспомогательный (пропедевтический или конкретизирующий общие представления) для изучения основного учебного материала. При этом изучение родного края происходит дробно, на отдельных учебных предметах, а также краеведческая работа осуществляется во внеурочное время в форме тематических недель, краеведческих экскурсий, внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий.

Надо также отметить что специального методического обеспечения по краеведению для детей с нарушением интеллекта нет, и педагоги самостоятельно подбирают и адаптируют материал для данной категории детей.

Основными формами по краеведческому образованию является урок, факультатив, тематические недели, экскурсии, беседы, классные часы, социальные проекты, праздники, викторины, дидактические игры, встречи с интересными людьми.

Пропедевтика изучения истории осуществляется на базе разных учебных предметов. На уроках математики формируются временные представления и понятия; на уроках русского языка происходит знакомство с текстом общественно-исторического содержания; на уроках географии воспитанники знакомятся с географическим положением, границами, величиной территории родного края, рельефом, полезными ископаемыми, климатом, реками и озерами, растительным и животным миром, экологией и охраной природы, населением, историей формирования, численностью и размещением населения, национальным составом, городским и сельским населением, промышленностью, сельским хозяйством.

Практические и самостоятельные работы предполагают активную работу с атласом, контурной картой, на местности, при изучении растительности и животных, это дает возможность каждому ученику почувствовать себя частицей природного комплекса планеты.

Но главная роль в исторической пропедевтике принадлежит урокам объяснительного чтения. Именно в книгах для чтения для 2–6 классов воспитанники черпают первоначальные представления и понятия еще до начала изучения курса истории. «...Тематика произведений для чтения в специальной коррекционной школе подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа». Эта тематика уточняется и дополняется внеклассным чтением в каждом классе с учетом возраста и познавательных возможностей обучающихся с нарушением интеллекта. Указываются и жанры рекомендуемых для чтения произведений.

Традиционными массовыми формами по изучению родного края во внеурочное время являются тематические недели по краеведению и традиционные школьные праздники, которые посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, событиям, связанным с прошлым и настоящим своего края. Так традиционно в нашей школе в начале учебного года проходят тематические недели по краеведению ("Наш край!", «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней!», "Золотая осень!", «Мой край – мой дом!», "Славное имя - Новокузнецк", "Наш город - Новокузнецк", "Осень - славная пора!", "Мой любимый город!" и т.д).

Тематическая неделя – традиционная форма работы, позволяющая привлечь всех воспитанников школы к предметной деятельности в зависимости от их интересов и познавательных возможностей. Цель ее проведения – развитие интереса к предмету, расширение краеведческого кругозора обучающихся.

Как правило, предметные краеведческие недели проводятся в тесном контакте с классными руководителями, учителями предметниками. Разумнее проводить предметную неделю, сочетая обязательные для всех классов мероприятия, с мероприятиями для отдельных групп обучающихся.

Тематические недели проводятся один раз в год. При планировании тематической недели, включается подобное направление и в работу на уроках и по другим предметам, так как обычно внеурочные мероприятия можно охарактеризовать как повторительно-обобщающие, ориентированные на обновленные по форме или по содержанию задания. В связи с этим нестандартные задания являются удачным материалом для организации устной работы на уроке.

Подготовка обычно начинается за две-три недели. До начала тематической недели определяется творческая группа педагогов, которая обсуждает и разрабатывает план проведения недели, организацию домашнего задания. Во избежание перегрузки обучающихся организацию внеурочных мероприятий планируют предельно простой. Это обеспечивает обучающимся возможность комфортно чувствовать себя на занятии, хорошо ориентироваться в заданиях и представлять, какие действия от них ожидаются (куда они должны идти, как выполнять задание, кто является участниками, что нужно приготовить для данного мероприятия т.д.). Всю работу по подготовке и проведению тематической недели.

Для реализации намеченных задач важно определить содержание и доступные формы внеурочной работы по предмету.

Традиционно в программу включаются следующие мероприятия:

  • стартовая линейка;
  • выпуск плакатов по краеведению;
  • проведение экскурсий;
  • встреча с интересными людьми;
  • проведение развлекательной части, которая включает в себя различные викторины, марафоны, выставки, краеведческие эстафеты, конкурсы, закрытие предметной недели (линейка с видео презентацией);
  • рефлексия.

В первый день тематической недели на общем стенде вывешивается красочно оформленный объявление о прохождении недели, план мероприятий, критерии оценивания, здесь же на стенде впоследствии размещаются плакаты, фотографии о родном крае, информационный проспект, рейтинг активности классов, заочная викторина, обсуждение, предложение, пожелание, и др.

Внеклассные мероприятия, составляющие основу тематической недели, носят соревновательный характер. Это вызывает живой интерес у его участников.

Обязательной составляющей проведения предметных недель является подведение ее итогов. Традиционно это торжественная линейка закрытия, на которой объявляются результаты предметной недели, проходит на награждение классов и самых активных участников и, конечно же, показ интересных видео сюжетов из различных проведенных мероприятий. Как правило, школьникам не достаточно итога игры - «победила дружба». Дети предпочитают узнать победителей, но чрезвычайно огорчаются, если не становятся таковыми. Преодоление данного противоречия достигается путем введения ряда номинаций, в каждой из которых выявляются свои победители. Таким способом можно учесть индивидуальные достижения различных по уровню подготовленности детей и организовать награждение всех участников, сохранив принцип соревнования.

После того как награды нашли своих героев, обязательно проходит рефлексия в виде «Форума общения», где дети пишут свои предложения, пожелания, сообщения о прошедшей неделе.

Проведение предметной недели это своеобразный итог работы ученика, парад детской фантазии и творчества, это еще и возможность проявить себя в той или иной степени для каждого, пусть даже слабоуспевающего ученика. Это возможность для совместной деятельности обучающихся разных возрастов.

Экскурсии. Педагогическая ценность экскурсий заключается в том, что дети получают возможность знакомиться с объектами в естественных условиях через непосредственное восприятие их органами чувств, а не со слов учителя или автора учебника. Краеведческие экскурсии позволяют учителю научить детей ориентироваться в своем городе (районе, поселке), приобщить к активному освоению его исторического и культурного потенциала: способствуют воспитанию нравственно-патриотических и эстетических чувств, развитию познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер школьников. Все это имеет важное значение для социальной адаптации обучающихся специальной школы. Такой путь изучения окружающей жизни наиболее соответствует познавательным возможностям обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В результате чувственного восприятия в сознании детей образуется отчетливое представление об изучаемом объекте, дети учатся добывать знания путем наблюдения, у них развиваются самостоятельность и наблюдательность. На основе накопленных конкретных представлений создаются условия для сравнений и обобщений, что способствует развитию мышления, речи обучающихся.

Наши воспитанники с большим удовольствием посетили достопримечательности своего города. Ребята узнали много полезной информации об исторических и природных памятниках, расположенных в нашем городе. Посещая архитектурные сооружения, исторические памятники – ребята узнают новое об истории города, района. Ребята младших и старших классов на протяжении многих лет посещали городской центр культуры и творчества "Дом купца Фонарева" где знакомились с традициями русского народа, учились играть в народны игры, научились делать обереги, узнали много об истории традиционных праздников.

Прогулки-наблюдения в природу, экскурсии по городу способствуют этому. Идём в лес, сквер, парк, рощу, в школьный дворик – любуемся красотой родного края, его неповторимостью. Под руководством педагога дети вычленяют основные элементы, определять их положение (центр города, окраина, за городом и т.д.), устанавливают значение объекта для жителей. Многократное выполнение таких заданий способствует развитию наблюдательности. Что в свою очередь позволяет ребёнку составить целостное и в то же время детальное представление об объекте. При этом следует подчеркнуть: рассматривание или узнавание предметов, объектов детьми с интеллектуальной недостаточностью требует более длительного времени, что связано с характерной для них замедленностью процесса анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Во время непосредственного контакта с природой – прогулок по родным местам, экскурсий, наблюдений, ребёнок воочию видит и оценивает санитарное состояние любимых уголков. Часто бывает так, что самые посещаемые, любимые места остаются после “нерадивых” гостей грязными, непригодными для отдыха других людей. Поэтому предложенный педагогом экологический рейд по родным местам не раз находил поддержку и одобрение у обучающихся. И воспитанники с удовольствием принимают участие в экологических акциях "Бросим природе спасательный круг", в выпусках экологических плакатов.

В прошлом учебном году школа приняла участие в экологических проектах. Эколого-краеведческое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста обучающихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.

Ежегодно воспитанники нашей школы участвуют в проектах экологического направления:

  • "Озеленение школьного двора",(посадка деревьев, цветов, уборка снега, листвы, мусора с территории школы, результатом работы является ухоженная территория школьного двора с цветущими клумбами;
  • "Школьный ручей", проект направленный на изучение происхождения ручья, его благоустройство и значимость;
  • "Красная книга Кузбасса глазами детей", воспитанники нашей школы изучали красную книгу Кузбасса , представляли и защищали на городском конкурсе среди учащихся всех школ города плакаты по экологической проблеме, ребята были награждены дипломом 1 степени и благодарственным письмом.
  • «Сохраним зелёный наряд России»", проект направленный на улучшение среды обитания, формирование активной жизненной позиции; решение конкретной экологической проблемы; организация общественно значимой коллективной деятельности; сформировать у детей умения и навыки, необходимые для участия в общественной жизни;

На пришкольном участке воспитанники проводят практическую, исследовательскую, экологическую работу. В школе традиционно проходят акции «Спаси дерево», «Помоги птицам», «Чистый двор», «Самый чистый класс», «Желтый лист»;

Дидактические игры, с использованием краеведческого материала. Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у обучающихся с интеллектуальными нарушениями к краеведению является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, позволяет многократно и разнообразно повторить изученный материал. Игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, пробуждают интерес к предмету, развивают память и внимание и т.д. На занятиях по краеведению используют игры на знание памятников, достопримечательностей, выдающихся людей своего края, викторины, конкурсы, «игры-путешествия», игры на классификацию объектов или явлений, выделение «лишнего» и т.д.

Дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к краеведческому заданию, которое заложено в содержании игры. Внимание обучающегося приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать ими в изменившейся ситуации. Используются дидактические игры и на логопедических занятиях.

Ребята выпускают плакаты, газеты, фото-отчеты. Над газетой под руководством педагога могут работать несколько групп обучающихся, каждая из которых выполняет свою часть общей работы: сбор информации, оформление и др., что позволяет максимально полно учитывать и развивать индивидуальные возможности, потребности и интересы ребенка.

Общественно-полезная деятельность. Общественно-полезная деятельность является ведущим психологическим видом деятельности подростков.

Формами общественно-полезного труда могут быть: работа по благоустройству территорий школы, района, зеленных массивов, организация экологических троп и десантов, проведение краеведческих бесед и экскурсий и др.

Работа по краеведению в школе-интернате была обобщена, выпущен сборник "Система работы по краеведению с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной школы", который был представлен на XIX Кузбасской ярмарке. В содержании представлены педагогические подходы к организации и содержанию работы по краеведению в ходе воспитательно-образовательного процесса; представлены основные формы и виды работы по краеведению, реализуемые педагогами школы-интерната на протяжении многих лет.

Ценным является наличие в сборнике практических материалов, готовых к непосредственной работе с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.