В растущем потоке информационного поля на сегодняшний день в процессе обучения возникает весьма острая проблема – проблема развития читательской грамотности школьников – подростков [1]. В свете требований образовательных стандартов, программы Президента РФ, в рамках реализации проекта «Методологии», по оценке качества образования (PISA, PIRLS), которые пройдут до 2024 г. по плану организаторов в каждой школе возникает необходимость по-новому осмыслить взгляд на чтение.
В PISA - 2018 основным направлением стала читательская грамотность, по результатам исследований Россия оказалась в первой тридцатке стран [3]. «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»[Там же]. Отметим тот факт, что акцент делается на понимании прочитанного и последующем осмыслении и оценивании информации.
По мнению канд. филол. наук Иноземцевой Н.В., «…уровень читательской грамотности учащихся-подростков не растет, а только снижается» [1]. К сожалению, это мировая тенденция: «Меньше 20% современных подростков читают книги, газеты или журналы каждый день, но при этом больше 80% из них постоянно сидят в социальных сетях» [7].
Проанализировав читательские предпочтения обучающихся 7, 8А, Б классов в МБОУ «Опытненская СОШ» на начало 2019-2020гг., можно прийти к выводу о том, что большая часть ребят действительно равнодушна к процессу чтения: из 54 человек из рекомендованного списка литературы читали 9 человек (17%), читали не из списка, что нравилось «по душе» – 7 человек (13%), большая часть ребят ограничивалась лишь кратким пересказом в процессе обучения, просмотром фильмов по данному произведению либо чтению фрагментов текста на уроке. Возникает закономерный вопрос, как развивать уровень читательской грамотности обучающихся?
Во-первых, на наш взгляд, следует активнее организовывать формирование единой читательского поля на базе учебной организации, подключив школьную библиотеку, участвовать в онлайн-акциях Всеобщих диктантов, проектной деятельности. Следует бороться также и с низким уровнем семейного чтения, привлекая родителей к различным внеклассным, внешкольным мероприятиям.
Во-вторых, используя разнообразные цифровые сервисы в урочной и внеурочной деятельности: LearningApps, QR-код, веб-квесты Learnis, Etreniki, платформу CORE, графический редактор Сanva, программу VideoPad, карты Storymap, MakeBeliefsComix можно разнообразить и сделать увлекательнее рутинный процесс работы с текстом, к тому же повысить уровень компьютерной грамотности обучающихся, заговорить с новым поколением на их языке. Создать инфографик, диаграмму, листовку, презентацию, веб-квест, лингвистический тренажер, викторину, буктрейлер, кроссенс, визитную карточку писателя/героя, виртуальную экскурсию, комиксы, провести литературные баттлы, прочитать произведения современных писателей и обсудить их в виде создания экспонатов литературного музея книги…
В-третьих, в урочной деятельности педагогу также необходимо организовывать процесс чтения с применением методов в предтекстовой, текстовой, послетекстовой деятельности [6, 346-347], преодолевать затруднения в области чтения [4] , учить составлять различные письменные тексты: автобиографии, аннотации, выступления, тезисы, обзоры, подбор цитат и т.д., учить работать с текстами научного стиля, графиками, диаграммами, схемами. Попутно обращать внимание на технику чтения, грамотность звучащей речи.
Подготовка к устному собеседованию, сочинению 9.1. в 9 классе на экзамене ОГЭ также способствует развитию навыков работы с поиском подтекстовой информации, поиску аргументов, созданию вторичных текстов.
Таким образом, проблема формирования читательской грамотности является одной из педагогических проблем современности. Проводимые международные мониторинги в области чтения показывают, что задания на подтекстовую деятельность, продуцирование даются школьником хуже, чем работа с видимой (явной) информацией, многие ребята испытывают затруднения с расшифровкой визуальной информации (графиками, схемами, картами и т.д.). При этом закономерно снижается интерес к чтению в эпоху цифровизации общества одновременно с повышением объемов книгоиздательской продукции [2].
Полагаем, что решение данной проблемы во многом лежит в области изменения технологии, приемов работы с текстами, популяризации чтения в стенах школы, семейном кругу. С целью углубленного смыслового (денотативного) понимания текста необходимо выполнение творческих заданий, бесед и дискуссий в ходе работы с текстом.
Список литературы
- Иноземцева Н.В. Развитие читательской грамотности подростка как педагогическая проблема [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-chitatelskoy-gramotnosti-podrostka-kak-pedagogicheskaya-problema/viewer (Дата обращения 08.11.2020).
- Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации: утв. Распоряжением Правительства РФ от 03.06.2017 №1155-р //Справочно-поисковая система КонсультантПлюс. (Дата обращения 08.11.2020).
- Международные исследования качества образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mcko.ru/pages/i_s_q_e_pisa (Дата обращения 08.11.2020).
- Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения Пособие для работников образовательных учреждений Москва 2008 . [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/publications/rekomend_obr_1.pdf (Дата обращения 08.11.2020).
- Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/%D0%A7%D0%93_2019_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B.pdf/ (Дата обращения 07.11.2020).
- Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2016. – 368 с.
- Тенденции использования средств массовой информации подростками в США, 1976–2016 гг.: Рост цифровых средств массовой информации, упадок телевидения и (почти) исчезновение печати. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fppm0000203. (Дата обращения 06.11.2020).