УМК: Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
Тип урока: урок-практикум
Цель урока: ознакомление учащихся с технологией приготовления растворов заданной концентрации.
Задачи урока:
- повторить правила ТБ при выполнении практической работы в кабинете химии;
- совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием;
- закрепить теоретические знания о растворах и способах выражения их концентрации;
- развивать навыки решения задач
- продолжить формирование умения описывать наблюдения и делать выводы.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир
- Развитие навыков сотрудничества
Метапредметные:
- Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме;
- Формирование умения принимать и сохранять установленную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Формирование умения работать в группах, умение коротко, грамотно презентовать проделанную работу.
Предметные:
- Формирование практических навыков приготовления растворов с определенной массовой долей растворенного вещества, умения рассчитывать массы необходимых компонентов растворов.
- Развитие навыков работы с лабораторным оборудованием.
- Методы обучения: интерактивный, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный.
- Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и групповая
- Средства обучения: дидактический материал, презентация, лабораторное оборудование, инструктивные карты, рабочие листы.
- Оборудование: интерактивная доска, презентация Smart Notebook, лабораторное оборудование (вода, поваренная соль, колбы, стеклянные палочки, химические стаканы, фильтровальная бумага, воронка, набор ареометров)
Подготовка к уроку:
- на рабочий стол учащихся: технические весы с разновесами, фильтровальная бумага, поваренная соль в фарфоровых чашечках, шпатель, мерный цилиндр, колба на 250 мл, стеклянная палочка, стакан с водой, рабочий лист, мобильный телефон, инструктивные карточки с заданиями, набор задач по теме урока
- на отдельный стол: набор ареометров, алгоритм работы с ареометрами, фильтровальная бумага, пять цилиндров, лабораторный журнал. (лаборатория ЦОК приготовленных растворов)
- на демонстрационном столе: колбы с растворами (ф/фт, сульфата меди, дихромата калия, хромата калия, хлорида хрома), мобильный телефон
Структура урока
I. Организационный момент (приветствие учащихся)
II. Актуализация опорных знаний
Ну а сейчас, все внимание на слайд. Я предлагаю вам отгадать ребус (слайд 1):
- Как вы думаете, почему я загадала именно это слово? (Потому что мы изучаем тему «Растворы», будем работать с растворами)
- Что вы видите на моем столе? (Растворы).
- Чем они отличаются друг от друга? (цветом, растворимым веществом)
- А что вам известно о растворах? (понятие, классификация, состав, способы выражения состава растворов)
У: Я предлагаю проверить ваши теоретические знания немного необычным способом.
Задание 1
У: У каждой группы на столе есть конверт. В нем находится тест (Приложение 1), состоящий из 7 вопросов, к каждому из которых прилагается три варианта ответа. Каждому ответу присвоена определенная цифра. Выбирая вариант ответа, записывайте в ряд цифры, которыми они зашифрованы. Затем добавьте перед выписанными цифрами – цифры 8921. Наберите получившийся номер на своем телефоне и если мой телефон зазвонит, это будет означать, что вы верно справились с тестом и готовы работать дальше. (Для тех, кто справился быстрее, загадка: Мы говорим: "В морях вода" и ошибаемся всегда. Почему? (В морской воде находятся многие соли)
III. Этап целеполагания
У: "Теория – это хорошая вещь, но правильный эксперимент остается навсегда”. (Пётр Леонидович Капица)
Посмотрите, пожалуйста, на ваши рабочие столы и попробуйте определить тему сегодняшнего урока. (СЛАЙД 2) Верно, сегодня у нас урок-практикум «Приготовление растворов заданной концентрации»
А какие учебные задачи вы будете сегодня решать? (СЛАЙД 3) (Учащиеся приходят к выводу о том, что они в ходе урока должны приготовить раствор соли, а для этого им необходимо произвести соответствующие расчет и повторить технику безопасности)
IV. Основная часть урока
Инструктаж к работе:
1. Прежде чем вы приступите к работе, давайте обозначим последовательность ваших действий. Что вы сделаете в первую очередь, а что во вторую? (1. произвести необходимые расчеты: рассчитать массу вещества, массу растворителя, объем растворителя 2. взвесить на весах рассчитанную массу вещества 3. отмерить необходимый объем воды 4. растворить поваренную соль в воде)
2. А сейчас предлагаю вспомнить формулы, которые вам потребуются для расчетов (один человек работает у доски – осуществляет выбор необходимых формул.)
3. Каких правил мы должны придерживаться при работе с техническими весами? (Остальные повторяют правила взвешивания на технических весах).
Инструктаж по технике безопасности:
У: Химик-органик Н.Н.Семенов писал: «Химия – это наука экспериментальная, а не волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом сожалеть». При проведении любой практической работы мы с вами должны соблюдать правила техники безопасности. (СЛАЙД 5) (повторяем правила безопасности при работе с лабораторным оборудованием)
У: Мы вспомнили все, что нам необходимо и можем приступать к работе.
Задание 2
У: Каждой группе необходимо приготовить 100 г раствора с определенной концентрацией поваренной соли в нем – первая группа – 4%, вторая – 5%, третья – 8%, четвертая – 10%, пятая – 15% (СЛАЙД 4). Инструкцию к работе вы найдете в своих рабочих листах, которые к окончанию нашего урока должны содержать отчет о проделанной работе.
Ну а судить о том, насколько качественно вы приготовили раствор, будут у нас представители лаборатории Центра Оценки Качества Приготовленных Растворов (двое учащихся). Они исследуют плотность приготовленных вами растворов, сопоставят их со справочными данными и дадут оценку вашей работе.
Фронтальное выполнение работы: (Учащиеся выполняют необходимые расчеты, готовят растворы, сдают в ЦОКПР. Эксперты измеряют с помощью ареометра плотность приготовленного раствора, сравнивают полученные данные со справочными и оценивают работу учащихся по приготовлению раствора)
Задание 3
У: Пока приготовленные вами растворы проходят экспертизу, предлагаю решить каждой группе задачу практического содержания:
А) Для выращивания рассады используют полновесные семена. Для того их погружают в раствор поваренной соли NaCL. Всплывшие семена бракуют. Рассчитайте массовую долю соли в растворе, содержащем 80г воды и 8г соли.
Б) Спиртовой раствор йода, используемый для обработки поверхности кожи вокруг ран в целях дезинфекции, содержит спирт и йод. Вычислите массу йода, необходимую для приготовления 50 г 5%-го раствора йода.
В) Для подкормки комнатных растений применяют водный раствор аммиачной селитры. Рассчитайте массу аммиачной селитры и воды, которая потребуется для приготовления 700 г 1 %-го раствора.
Г) Для выделки кож используют 24 % водный раствор хлорида натрия. Найдите массу раствора, содержащего760 г воды.
Д) Вам известно, что при ожогах щелочами пораженный участок кожи промывают водой, а затем нейтрализуют раствором уксусной кислоты. Вычислите массовую долю (в %) уксусной кислоты в этом растворе, если для его приготовления взяли 197 г воды и 3 г кислоты
V. Подведение итогов работы
- отчет экспертов из лаборатории ЦОК приготовленных растворов, оценка работ учащихся (СЛАЙД)
У: Существует ли зависимость между концентрацией раствора и его плотностью? Если да, то какая? (прямопропорциональная)
- Проверка ответов к задачам (через слайды)
VI. Рефлексия
– Чему вы сегодня учились на уроке? (Приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества).
- Что нужно знать, чтобы приготовить раствор с заданной долей растворенного вещества? (Необходимо взвесить нужную массу твёрдого вещества, отмерить объём воды, эту смесь перемешать до полного растворения твёрдого вещества.)
- Где мы можем воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества? (При приготовлении сахарных сиропов, маринадов.)
- Людям каких профессий необходимо владеть навыками приготовления растворов? (маляр, провизор, строитель, фармацевт и т.д.)(СЛАЙД)
VII. Домашнее задание: разноуровневое
на «4» (по вариантам)
№ варианта |
Масса раствора |
Массовая доля (%) |
Масса раств. вещества |
Масса растворителя |
1 |
? |
? |
200 |
200 |
2 |
? |
40 |
200 |
? |
3 |
200 |
20 |
? |
? |
4 |
200 |
25 |
? |
? |
5 |
? |
? |
10 |
190 |
На «5»
1. Для промывания глаз при попадании в них щелочи применяют 2 % раствор борной кислоты. Вычислите массу воды, необходимую для приготовления указанного раствора из 50 г 4,7 % -го раствора борной кислоты.
2. В качестве приправы к пище применяют 3 % уксус. Рассчитайте массу воды, необходимую для приготовления уксуса из 100г 80 % раствора уксусной кислоты, приняв плотность раствора уксусной кислоты равной 1 г/мл.
3. Бабушка узнала новый способ зимнего хранения яблок. Яблоки нужно погрузить на несколько секунд в раствор хлорида кальция. Чтобы приготовить такой раствор, смешивают 300 г 0,1 % раствора хлорида кальция с 200 г 0,3 % раствора хлорида кальция. Определите массовую долю хлорида кальция в полученном растворе.
Приложение 2. Алгоритм измерения плотности жидкости ареометром