Одарённым человеком называют того, чей дар превосходит средние возможности других людей. Поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача педагога в начальной школе – научить школьника понимать собственные достижения, сравнивать себя с самим собой, вселить уверенность в свои силы и возможности, развить стремление к совершенствованию.
В качестве основных направлений работы с одарёнными детьми в начальной школе выделяют:
а) систему преемственных связей среды и методов развития детей при переходе в школу из дошкольного учреждения;
б) создание условий для индивидуализации обучения одарённых детей в начальной школе;
в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одарённых детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.
Вся работа в начальной школе условно включает четыре этапа:
1. Организационный этап. Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов.
2. Этап предварительного поиска. Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребёнке, поступающем в 1 класс. Эта информация собирается из четырёх основных источников – это психолог, воспитатели, родители, сами дети.
3. Этап оценочно-коррекционный. Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одарённых детей.
4. Этап заключительного отбора. Выпуская детей из 4 класса, проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности образовательного процесса.
Одарённые дети – интеллектуальный творческий потенциал страны. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.