Много ли наши современные дети знают о войне? Той страшной трагедии, которая произошла чуть больше полувека назад? Могут ли они в полном объеме осознать ту трагедию, которая унесла миллионы жизней? На мой взгляд, ответ очевиден: нет, не могут. Не могут не потому, что не хотят, а потому, что это дети, родившиеся в другое время. Думаю, и задача у этих детей другая: просто помнить, знать и уважать то, что было сделано ради них, ради их жизни и не допустить, чтобы это еще когда-нибудь повторилось!
А чтобы память жила в сердцах и головах детей, думаю, в первую очередь постараться нужно нам - педагогам.
Последнее время, на мой взгляд, все меньше мы вспоминаем о тех людях, которые совершили подвиг для нашей страны, вспоминать начинаем ближе к памятным датам. На самом деле война - тема сложная, но, не смотря на всю сложность, нужно говорить об этом. А как современным детям рассказывать о Великой Отечественной войне? Какие читать стихи и прозу? Как объяснить, что такое фашизм и кто такой Гитлер?
В 2011-2012 году в нашем классе, на тот период это был второй класс, был разработан проект, который уже позже получил название «Письмо с фронта». Было принято решение начать со своего любимого города – города, в котором ребята родились, с Санкт-Петербурга.
За время работы над проектом мы успели с ребятами посетить музей Обороны и блокады Ленинграда, где увидели личные вещи жителей блокадного Ленинграда, бережно сохраненные работниками музея, те самые 125 грамм блокадного хлеба, талоны на хлеб и еще много интересного и удивительного, о чем ребята еще долго говорили и вспоминали. Посещение музея было первым этапом нашей работы, первым, потому что хотелось ребят заинтересовать; и второй момент связан с тем, что когда учащиеся уже владеют небольшой частью информации, то интерес к проблеме только увеличивается. На данном этапе было получено домашнее задание: узнать историю своей семьи, о тех родных, кто застал войну, блокаду. Узнать, что они рассказывали о том времени.
В преддверии дня снятия блокады в классе был проведен час памяти. Час памяти прошел очень тепло и душевно, ребята рассказали о своих родных, заставших войну или блокаду. После этого мы просмотрели презентацию, подготовленную к этому дню, в презентации была использована картина Александра Ивановича Лактионова «Письмо с фронта». Эта картина послужила толчком к новому этапу нашей работы, где ребятам в качестве домашнего задания нужно было представить себя: девочкам – в роли медсестры, оказавшейся на фронте, а мальчикам – в роли солдата, сидящего в окопе и пишущего письмо своим родным. После обсуждения картины нам с ребятами и пришло в голову назвать проект «Письмо с фронта». Тем ребятам, кому показалось задание трудным, предлагалось нарисовать окончание войны, то, как они это представляют себе. Последним этапом нашей работы стало обсуждение рисунков и писем. Письма получились очень разные, многие тронули душу.