Русский язык в образовании имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную активность, стремление к самообразованию своего духовного начала.
Формирование речевых навыков обучающихся - одна из актуальных на современном этапе тем.
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризует новые подходы к определению целей обучения и выбору конкретных технологий и методик. В качестве специальных целей преподавания русского языка в школе в Федеральном компоненте государственного стандарта выделяются языковая, коммуникативная, лингвистическая и культуроведческая компетенции.
Понятие «компетенции» в методике преподавания русского языка в школе связано, в первую очередь, с поисками более точного, строгого определения целей обучения с выявлением уровней владения языком, иначе говоря, с ответом на вопрос, как ученик владеет языком. Компетенция – способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений. Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и обеспечивают овладение им и, в конечном счете, служат развитию личности школьника.
В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая.
- Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.
- Лингвистическая компетенция представляет сбой результат осмысления речевого акта обучающимися. Данная компетенция включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий, усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, благодаря которым воспитывается устойчивый и постоянный интерес к предмету, чувство уважения и любви к русскому языку. Также лингвистическая компетенция включает в себя элементы истории науки о русском языке, о ее выдающихся представителях.
- Коммуникативная компетенция – это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных речеведческих понятий: стили и типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста.
Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию, которая обеспечивает формирование русской языковой картины мира, постижение национальной культуры своего народа, познание ее самобытности, формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – осознание значимости родного языка в жизни народа, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.
Формирование языковой компетенции – важнейший аспект обучения родному русскому языку, поскольку языковая компетенция – это способность обучающихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.
Последнее время формированию языковой компетенции придается особое значение, так как в ней совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности. Языковую компетенцию в отечественной науке раскрывают чаще всего как совокупность конкретных умений, необходимых члену языкового сообщества для речевых контактов с другими и овладения языком как учебной дисциплиной.
Взаимосвязь русского языка и литературы в обучении - традиционна и естественна. Основы здесь очевидны: тексты - отрывки из произведений художественной литературы - часто составляют языковой материал для упражнений и диктантов на уроках русского языка. Работа над художественными текстами помогает развить чуткость к русскому языку, раскрывает глубинные пласты художественного текста, способствует развитию речи, восприятию интонационно-ритмического строя русского языка, а также эстетическому осмыслению поставленных проблем (Н.М.Шанский). От умения понимать художественную литературу, общаться на русском языке зависит культура человека.
В настоящее время имеется значительное количество исследований, посвященных отбору художественных текстов при обучении языку и литературе (М.В.Черкизова, З.С.Смелкова, С.К.Бирюкова и др.), учебным текстам как объекту лингводидактического описания русского языка (Т.С.Кудрявцева), совершенствованию умения читать (Н.П.Серебрякова, Н.А.Шарова и др.), применению литературоведческого и лингвострановедческого анализов в процессе чтения художественных текстов (Л.Н.Жирнова, В.В.Кирсакова и др.).
Художественный текст располагает всеми лингвистическими, эстетико-коммуникативными средствами, способными определить различные сферы общения, в учебной сфере способен стать единицей обучения и, выполняя функцию воздействия на эстетическую функцию, является средством воспитания обучающихся.
Художественный текст объединяет все элементы языка, все его единицы в определенную, стройную систему. Именно в тексте все языковые единицы представлены в естественной ситуации, в естественном окружении; в тексте языковые единицы приобретают новую окраску, новые текстообразующие функции. Незнание этих функций приводит к неумению использовать их в самостоятельной речевой деятельности. Словом, текст обнаруживает новые свойства изучаемых языковых единиц и представляет ученикам новый уровень их познания, открывающий путь к совершенствованию речевых умений и навыков.
Комплексная работа с текстом в структуре современного урока русского языка становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным.
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
- комплексный анализ текста;
- работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения;
- анализ текста при работе над типами речи;
- сопоставительный анализ текстов;
- письмо по памяти;
- лингвистический эксперимент;
- работа с «деформированным» текстом;
- составление текста по опорным словам.
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению русского языка. Работа с художественным текстом развивает у школьников языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы и формирует нравственные качества школьников.
Главный результат работы, которую получает школьник в процессе анализа текста, - это умение самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе комплексного анализа текста проводятся следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.
Созданию текста (собственные высказывания) школьников естественно обучать на примере уже готовых текстов-образцов.
Активизируют творческую активность обучающихся и повышают их интерес к предмету нетрадиционные формы проведения уроков: урок-дискуссия; урок-практикум; урок-исследование; урок-игра; интегрированные уроки.
Разновидностью уроков-практикумов становятся уроки сопоставительного анализа художественных текстов схожей тематики. Такая работа помогает школьникам выявить особенности создания образов, выразительные возможности художественных средств, повышает интерес к слову.
Ученикам предлагается провести сопоставительный анализ текстов по следующим направлениям:
- смысловой анализ текстов (определение темы, идеи текста);
- стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к тому или иному стилю, выделение характерных выразительных средств языка и стилистических приемов);
- типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);
- языковой анализ текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический анализ указанных учителем слов, словосочетаний и предложений; анализ трудных случаев грамматики и правописания).
Подобная работа проводится среди школьников, изучающих русский язык углублённо. Она прививает ученикам навыки исследовательской деятельности, рассчитана на подготовку к сочинениям и оказывает большую помощь на занятиях с одарёнными детьми при подготовке к различным олимпиадам и конкурсам по русскому языку.
Учебные тексты, составленные с учетом известного или неизвестного обучающимся материала, точно дозирующие трудности и т.п., максимально используются на начальном этапе обучения. По мере овладения языком ученикам все более активно предлагаются оригинальные письменные тексты:
1) газетно-публицистические: для знакомства с языком средств массовой информации и получения оперативной информации разного рода;
2) деловые: для обучения составлений различного рода документов (заявка, анкеты и др.);
3) научные: для знакомства будущих специалистов с языком науки;
4) художественные.
Художественный текст представляет собой подлинный, аутентичный текстовый материал, который не подвергался обработке в дидактических целях, как, например, адаптированные к различным этапам обучения учебные тексты. Особой содержательной стороной художественных текстов является абсолютный антропоцентризм (мировоззрение, в котором человек рассматривается как центр и высшая цель мироздания), что выражается не только в форме, но и в содержании.
Художественный текст – адресованное сообщение: это форма взаимодействия «автор – читатели». Он функционирует с учетом «эстетического общения», в процессе которого адресат (читатель, ученик) должен воспринять интенции автора и проявить творческую активность. Тот или иной художественный текст, к которому обращаются ученики, вызывает у него определенные «ожидания», которые обычно обусловлены заложенными в сознании школьника представлениями о проблематике, композиции и типовых характеристиках текста, продиктованных прежде всего его жанром.
Итак, художественный текст уникален, неповторим и в то же время использует типизированные приемы построения. Он является источником лингвистической, содержательной, культурно-страноведческой информации, а также обладает эстетической, коммуникативной, прагматической, этической функциями и оказывает воздействие на эмоции читателя, стимулирует его мыслительную деятельность.
Карл Ясперс говорит: «Усвоение языка предопределяет богатство индивидуального духа. Поэтому-то для нашего духовного развития так важно усвоение полного языка через чтение произведений мыслителей, отличающихся высокой языкотворческой способностью, в то время как языковая нищета работ по многим специальным наукам ничего не прибавляет к духовному развитию даже при отдельном чтении... Только проникновение в оригинальные усилия творческих умов расширяет горизонты мышления».
Значение художественного текста для приобретения коммуникативных умений весьма велико и для обучающихся-билингвов. Благодаря наличию разнохарактерных заданий (языкового и литературоведческого плана), такая работа способна удовлетворить познавательные и интеллектуальные потребности обучающихся, принести им радость познания, создавая тем самым основу для формирования дальнейшего устойчивого интереса к освоению русского языка и чтении на этом языке литературных произведений.
Таким образом, обращение к художественному тексту на уроках русского языка позволяет свести воедино процесс формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенций обучающихся, то есть сделать из выпускника школы грамотного носителя русского языка.