Несовременная профориентация в России
Помните, что вам сказал школьный психолог после теста профориентации? Результат как-то повлиял на дальнейший выбор? Большинство людей, также как и вы, ничего не запомнили и не учли для планирования учебы и карьеры. Но ведь, объективно, помощь в самоопределении нужна, и люди страдают из-за того, что долго не могут найти себя. Тогда почему результаты профориентации не всегда положительны?
Все потому, что часто профориентация проводится не интересно и неадекватно времени.
Тесты профориентации устарели еще в моем детстве. Но это никому не мешает пользоваться ими до сих пор. В 2019 году Роструд запустил бесплатный сервис по профориентированию. В одном из первых вопросов теста подростку предлагают выбрать профессию, которая привлекает с точки зрения престижности. Варианты ответа:
- агроном-семеновод;
- председатель колхоза.
Сегодняшний школьник войдет в экономику лет через пять-семь. Мир существенно изменится за это время. Рассчитывая стать менеджером, юристом, экономистом, пиарщиком, школьник ориентируется на успех в сегодняшних реалиях, но в будущем понадобятся совершенно другие специалисты. Иллюстрацией этого становится заметное разочарование многих молодых людей, которые отправились получать высшее образование, опираясь на текущую статистику востребованности профессий, а через пять-шесть лет осознали, что решение было принято неверно. Безусловно, мы хотим помочь школьникам сделать более осознанный выбор, который приходит через понимание своих возможностей и целей. Но как это сделать? Дети сегодня не те, что раньше, и поэтому требуются новые методы профориентации.
Портрет современного школьника
Современному подростку трудно перенести себя в пространство практики. Из этой ситуации нужно выходить. Надо понять, какого подростка мы имеем, что он чувствует, чем живёт.
Теория Z-Generation соответствует теории поколений, которую разработали американские историки Уильям Штраус и Нил Хоув, описав поколенческие тренды в США и других развитых странах.
Поколение Z – это люди, родившиеся в 1998–2010 годах. Это первое поколение, которое не помнит время без интернета, смартфонов и социальных сетей, поэтому представителей поколения Z называют также «цифровыми людьми». Предполагается, что представители этого поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой и искусством.
Особенности поколения Z:
- Зависимость от цифровых технологий, предпочтение отдаётся онлайн-общению в виртуальном пространстве.
- Желание быть успешными, не прикладывая значительных усилий к учёбе, профессиональному становлению.
- Ориентированность на потребление, индивидуализм.
- Желание как можно раньше всё попробовать и испытать. В моде — экстрим и жажда развлечений.
- Трудности в установлении прямого контакта с людьми, погружённость в себя — как защита от проблем современного образа жизни.
Можно добавить поверх всего этого клиповое мышление. Какие технологии можно применить сегодня для развития таких детей?
Геймификация: достигаем целей играючи
Геймификация – это новый тренд в образовании, который предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее. Этот метод понятен и доступен «цифровому человеку». В помощь педагогам – информационные технологии, онлайн-сервисы, игровые имитации для обучения.Механики, используемые в компьютерных играх, применённые к любому неигровому виду деятельности, усиливают мотивацию и повышают вероятность достижения поставленной цели.
Лидерство – это позиция
Подростки часто предпочитают плыть по течению, а при принятии решений идут на поводу у родителей, друзей и рекламы. Поэтому важно научить их принимать решения самостоятельно, научить их быть лидерами в своей жизни.
Быть лидером значит вдохновлять и вести за собой людей. Это большая ответственность, а подростки часто избегают ответственности. Поэтому надо объяснить учащимся, что лидерство – это позиция, не обязательно быть лидером с утра до вечера.
Позиция лидерства познаётся в сравнении с ситуацией дрейфа.
Цель школы — по возможности перевести все пункты из списка «дрейф» в список «лидерство».
СТАЖИРОВКИ
Пожалуй, самый популярный формат профориентации — стажировка. Оплачиваемые, бесплатные или платные стажировки, в своей стране или за рубежом. Например, проект Go Overseas собрал у себя на сайте десятки существующих программ со всего мира: от изучения бизнеса в Лондоне до работы переводчиком в России.
Источники:
- metmuseum.org
- http://www.goprojectnyc.org/get-involved/volunteer#GOgetter,
- https://www.gooverseas.com/internships-abroad,
- https://people.rit.edu/gtfsbi/Symp/highschool.htm
Будучи школьником, можно пройти стажировку в одном из многочисленных музеев, сделать исследование в зоопарке, познакомиться с дипломатическими миссиями в рамках пятинедельной cтажировки в ООН, получая при этом стипендию, или отправиться преподавать пятиклассникам, конечно, под наблюдением более опытного преподавателя.
ВОЛОНТЁРСТВО
В отличие от стажировок (internship programs), волонтёрские программы (volunteer programs) направлены на решение социальных задач: обучение детей из малообеспеченных семей, облагораживание территории, помощь некоммерческим организациям. Кроме того, вакансии, которые называются стажировками, обычно требуют опыта, более высокого уровня образования и навыков.
К сожалению, за международные волонтерские программы часто приходится платить, причём не только за питание и проживание. На такую программу можно попасть даже если тебе меньше 18 — такие услуги предлагает Global Vision International, Global Leadership Adventures, причём отправиться помогать можно и всем классом.
Волонтерские поездки для школьников https://www.crossculturalsolutions.org
Погружение в другую культуру https://www.unitedplanet.org
Список возможностей https://www.transitionsabroad.com/listings/study/teen/teen_volunteer_organizations.shtml
Список интернет-ресурсов по профориентации
Атлас профессий будущего http://atlas100.ru
Альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет.
История Атласа новых профессий началась в 2010 году, когда педагоги-инноваторы и специалисты в сфере российского образования собрались на форуме EduCamp, организованного совместно с Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего» (г. Обнинск). Участники форума хотели разобраться, что будет происходить с российским образованием в следующие 15-20 лет. Для того, чтобы заглянуть в будущее и договориться о совместных действиях, позволяющих добиться желаемых результатов, была применена методика Rapid Foresight. По итогам форума родился проект «Форсайт Образования – 2030». Одним из направлений форсайта образования стала подготовка кадров для экономики будущего, и в 2012 году это направление было выделено в отдельный проект АСИ и МШУ «СКОЛКОВО» – «Форсайт компетенций – 2030». В течение двух лет проводилась проработка требований к будущим специалистам новой экономики, и по материалам этого масштабного исследования и был создан «Атлас новых профессий».
ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ РЫНКА ТРУДА
В Атласе профессий существует специальный раздел для педагогов «Примеры использования атласа» http://atlas100.ru/examples/ В котором есть не только полезные ссылки, например ссылка на онлайн тестирование от школы Фоксворд https://test.foxford.ru/, но и возможность скачивания «МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ АТЛАСА НОВЫХ ПРОФЕССИЙ»
В методическом пособии рассмотрены общие подходы к применению Атласа в ходе работы со школьниками, и конкретные варианты применения.
Навигатум https://navigatum.ru/about_project.html
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Игровые инструменты профессионального и личностного самоопределения.
Системная профориентация от 3,5 лет до 65+ мультфильмы, игры, тесты, сценарии занятий, видеоинструкции. Существует как бесплатный, так и расширенный платный контент.
Проектория https://proektoria.online/suits
Портал http://proektoria.online - онлайн-площадка, поддерживающая сообщество старшеклассников, которые занимаются инженерным творчеством, разрабатывают собственные проекты, технические решения. Портал обеспечивает взаимодействие школьников (с собственными проектами, разработками и научными работами), тьюторов - экспертов от ВУЗов и представителей корпораций/бизнеса в целом.
Портал задуман таким образом, что школьники решают задачи, сформулированные индустриальными партнерами, а тьюторы в случае необходимости корректируют/направляют/помогают. Задачи от индустрий максимально соответствуют тем практическим целям, которые в настоящий момент стоят перед компаниями. У школьников есть действительная возможность понять/прочувствовать через решение задач специфику отрасли, сформировать команду под решение задачи - получить навыки коллективной работы и развить "сутевые" компетенции.
Проект «Проектория» был запущен в ноябре 2016 года. В данный момент на сайте размещено примерно 60 задач в различных областях – от создания внедорожника для арктических экспедиций для «Автоваза» и беспилотного автомобиля для МГТУ имени Баумана до планетохода для ОРКК и неинвазивного нейроинтерфейса для Курчатовского института.
Пользователи со всей России (единственное условие – наличие доступа в интернет) после регистрации на сайте могут объединяться в команды и предлагать собственные концепты решения той или иной задачи. Помогать им будут эксперты («тьюторы») – ученые, преподаватели и другие представители вузов, сотрудничающих с «Проекторией».
Все взаимодействие с участниками осуществляется через интернет. На финальном этапе школьники презентуют свои концепты представителям бизнеса, которые «оценят предложенные проекты и вынесут экспертное заключение», рассказывают организаторы.< /p>
Предполагается, что заказчики смогут поощрить успешных участников стажировкой, трудоустройством или учебой в вузе, однако пока что таких ситуаций не было. В целом над различными проектами сейчас работают 20 команд, количество зарегистрированных пользователей – более 1500 человек.
Кроме проектных задач на сайте действует «примерочная профессии», где ребята могут высказав свои требования к профессиональной деятельности и рассказав о своих способностях получить список подходящих им профессий будущего, и «примерить» их на себя.
В данный момент «Проектория» предоставляет все услуги бесплатно и не зарабатывает – проект полностью финансируется из государственного гранта.
ПЛАТФОРМА-НАВИГАТОР «НАВЫКИ БУДУЩЕГО»
Платформа дополнительного образования – это точка встречи в интернете авторов инновационных образовательных практик и их потенциальных потребителей. На портале собраны сведения о возможностях детского и молодежного инновационного творчества, которые смогут использовать будущие лидеры страны для формирования своих индивидуальных образовательных траекторий.
На платформе школьники, студенты и их родители смогут получить информацию и записаться онлайн в кружки, клубы, студии, узнать расписание работы, отзывы участников.