Без нестандартного мышления и новых концепций
движение вперед невозможно.
Эдвард де Боно
Проблема творческого развития личности на современном этапе развития педагогики приобретает все большую актуальность. Решение проблемы всестороннего и гармоничного развития личности вне творческого развития ее невозможно. Творческое же развитие возможно только при условии включения учащихся в самые разнообразные виды деятельности.
Опыт показывает, что обучение, построенное на деятельностном подходе, основанном на решении творческих задач, с одной стороны активно развивает творческий потенциал обучаемых, с другой стороны является самой действенной мотивацией к обучению. Одним из способов достижения этой цели является формирование творческих способностей и творческого мышления учащихся в процессе учебной деятельности методом проектов.
Сегодняшнему выпускнику новая система образования должна помочь сформировать современные качества так необходимые и востребованные в обществе: компетентность, мобильность, гибкость, динамизм, инициативность, конструктивность, инновационность[1].
Будущий профессионал должен быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить, разрешать проблемы и работать в команде.обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможность их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере.
Ученые Е.А.Яковлева, Я.А.Пономарев, А.Г.Маслоу, работая над проблемой творчества, творческой личности и творческих особенностей выделяли чрезвычайно значимые вопросы: такие как творческая активность учащихся и рассматривали их с позиций самых различных отраслей психологической науки.
Психологи-гуманисты (Г.Олпорт, А.Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества - мотив личностного роста. По Маслоу - это потребность в самореализации и самоактуализации, полной и свободной, применения своих способностей и жизненных возможностей.
Я.А. Пономарёв отмечал: «Творчество – в прямом смысле – есть созидание нового» и в таком значении его можно применять ко всем процессам органической и неорганической жизни в разных сферах деятельности[6].
Современные ученые и психологи Л.С. Выготский, Б.П. Никитин, С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова, рассматривали творчество как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В своих трудах исследователи пришли к выводу, что творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной и оригинальностью, уникальностью[3].
Анализ работ Л.С.Выготского показывает, что творческая деятельность – продуктивная форма деятельности учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
Одним из важнейших факторов творческого развития учащихся является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Ориентация на разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их мыслительной активности.
Достичь этого можно при использовании современных методов обучения, которые предполагают не только репродуктивность, но способствуют развитию активного и интерактивного освоения знаний.
Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют:
- стимулировать мыслительную деятельность учащихся;
- раскрыть свои способности;
- приобрести уверенность в себе;
- совершенствовать свои коммуникативные навыки;
- возможность формировать у учащихся творческое мышление.
Особое место в работе педагогического коллектива Муниципального Общеобразовательного Учреждения «Учебно-профориентационный центр» г.Тирасполя (далее МОУ «УПЦ») занимают вопросы совершенствования методики организации творческих занятий по углубленному изучению профессий и предметов профориентационного цикла.
Благодаря участию в проектной деятельности по специальным курсам профориентационной направленности, учащиеся расширяют свой кругозор, у них формируются практические навыки и умения, устойчивый интерес к приобретаемой профессии, вырабатываются волевые усилия по преодолению трудностей, формируется стремление к постоянному повышению уровня технологических знаний, к творческому поиску.
Метод проектов на уроках специальных курсов профориентационной направленности выступает как способ самостоятельности и творческих способностей учащихся, дает возможность выделить достоинства этой технологии, заключающейся в:
- - повышении мотивации учащихся к учебе;
- - получении навыков поиска и обработки информации;
- - предоставлении каждому возможностей самореализации;
- - развитии коммуникативных навыков;
- - воспитании чувства ответственности за проделанную работу.
С целью вовлечения в проектную работу, каждому учащемуся следует предложить самостоятельно выполнить ситуативную задачу. При этом даются рекомендации, позволяющие правильно решить проблему и подвести учащегося к выбору оптимального варианта. Таким образом, у обучающихся имеется выбор для реализации внутренней потребности в самовыражении, общении и развитии.
Умение творчески применять знания на практике требует от учащегося высокоразвитой интеллектуальной и практической самостоятельности. Он должен уметь планировать свою деятельность, формулировать ее цель, выдвигать гипотезы, доказывать и обосновывать их.
В самостоятельной работе учащийся может по-новому решить задачу, применить усвоенные знания в новых условиях. Самостоятельное применение знаний можно определить как активный поиск учащимися новых путей решения познавательных задач в процессе выполнения практических работ. В этом случае самостоятельность выступает, как критерий умения учащегося творчески применить знания в определенных условиях для достижения полезного результата.
Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Для комплексного решения задач обучения используются различные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления»[4].
Опираясь на опыт и интересы учащегося, педагог помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Таким образом, понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная учебная деятельность являются компонентами проектного обучения.
В педагогической практике МОУ «Учебно-профориентационный центр» использование метода проектов направлен на целенаправленное решение задач индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, учащиеся осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.
Например, при выполнении проектных работ на специальных курсах профориентационной направленности, в частности «Издательское дело» по теме: «Рекламные издания», учащиеся используют накопленный ими теоретический и практический опыт для реализации собственного творческого проекта. Полученные проектные изделия: календари, буклеты, папки, кубарики, открытки, визитки, блокноты изготовлены по всем технологическим параметрам, с соблюдением технических характеристик. При выполнении задания учащиеся реализуют свои креативные и творческие способности – компьютерного графика, художника, декоратора, дизайнера. Учащиеся умело и грамотно разрабатывают логотип, эстетически оформляют обложку, создают переплетную крышку на «паспарту». Это придает изделию индивидуальность. Такие изделия всегда становятся украшением на выставках, приносят радость в качестве подарка своим близким и знакомым.
В практике работы по спецкурсу «3Dмоделирование в программе «SketchUp» данная технология, развивает у учащихся: исследовательский поиск, творческое воображение, учит применять интегрированные знания, для решения поставленных задач, дает представление учащимся о том, что такое трехмерное изображение, 3D-графика, трехмерное моделирование.
На спецкурсе «Я и профессия» учащиеся знакомятся с классификацией и типами профессий. Учащиеся узнают о профессиях будущего из Атласа новых профессий, знакомятся с учебными заведениями и предприятиями Республики в живой интерактивной форме.
Ребята узнают больше о существующих профессиях и специальностях, "примеряют их на себя", прорабатывают различные алгоритмы профессионального развития, реализуют свои умения и творческие способности через профессиональные пробы и все это происходит путем внедрения профриентационных проектов.
Итоги творческой проектной работы отражаются в анкетных данных каждого ученика, в профессиональной карте обучающегося, в которой отражены результаты диагностики, выводы и рекомендации ученику. Все накопленные материалы содержатся в Портфолио учащихся( «Карта индивидуального маршрута»).
Темы проектов, особенно рекомендуемые учащимся, чаще всего относятся к использованию на практике регионального компонента в благоустройстве города Тирасполя, республики - это современные школы, места отдыха для молодежи, спортивные комплексы. Так достигается вполне естественная интеграция знаний. Метод проектной деятельности успешно реализуется у 60 % педагогов.
По итогам 2019-2020 учебного года учащиеся МОУ «Учебно-профориентационный центр» реализовали проекты разной направленности:
- «Профессиональное древо моей семьи»;
- «Дом моей мечты»;
- «Издательское дело как вид бизнес-деятельности»;
- «Путеводитель по Приднестровью»:
- «Дизайн будущего и будущее дизайна»:
- «Врачебные династии нашего города»:
- «Живу, созерцаю, люблю и творю, стремлюсь и мечтаю».
Нужно отметить, что некоторые проекты реализованы в условиях дистанционного обучения, где доминирующими были практико-ориентированные, информационные и исследовательские методы. Педагоги в дистанционном режиме достаточно естественно осуществляли пересылку учебных материалов в виде текстовой информации так и видеоматериалов, которые были размещены на сайте учреждения. Работали в цифровой платформе: googlesites, ЯКласс, google, formsvider, Zoom, В Контакт[7].
Контролировать уровень усвоения учебного материала предоставлялось возможным через систему тестов и контрольных вопросов. Элементы дистанционного обучения с успехом применялись при использовании инновационных форм обучения, ориентированных на развитие творческий способностей обучаемых.
Использование метода проектов не допустит превращения учащихся в пассивных созерцателей. Педагоги вовлекают учащихся в процесс творческой работы, они получают не «готовые к употреблению» знания, упрощенные и клишированные формулы, а сами вовлечены в поисковую деятельность. Выполняемые проекты не изолированы от учебного процесса в целом, они нуждаются в непосредственной связи с предыдущей и последующей познавательной деятельностью учащихся. Из занятия к занятию учащиеся осваивают технологию, учатся решать конкретные проблемы, тем самым повышают свою компетентность и получают положительные результаты.
Применение технологии метода проектов позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения. При изготовлении презентации по теме: «Я и мир профессий», учащиеся не только используют программу создания презентации, но и применяют современные мультимедиа технологии, включают видео и показ графического материала, добавляя звуковые и анимационные эффекты, при этом раскрывают свою индивидуальность и творческие способности.
Творческая познавательная деятельность предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, расширяет и углубляет знания, способствует активизации познавательных и творческих сил учащихся, более глубокому проникновению в сущность изучаемого вопроса, повышает самостоятельность учащихся в овладении знаниями, вызывает новизну суждений и выводов.
В течение года многие учащиеся 9-х классов выполняли один из предложенных проектов «Профессиональное древо моей семьи». Один из выполненных проектов представлен в работе (см. приложение).
Литература
1. Богоявленская Д.Б.Пути к творчеству/ Д.Б.Богоявленская. М.:Знание, 2011. - 96 с.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в подростковом возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2011.
3. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. /Учитель - №4, 2000.
4. Пономарева Я.А. Психология творчества: школа/ под ред. Д.В.Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
5. Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся. / Завуч. Управление современной школой. Москва. – 2007. - №8. – с. 3-6.
6. Творческие способности. - Режим доступа:http://u-too.narod.ru/tvorchestvo.htm.
7. Академия профессионального развития. Дистанционное обучение в школе. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://academy-prof.ru/blog/distantsionnoe-obuchenie-v-shkole/