Работа с одаренными детьми (из опыта работы учителя)

Разделы: Профессия — педагог

Ключевые слова: одаренные дети


В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А.Сухомлинский

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. На уроках методы и формы работы с одаренными обучающимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми обучающимися школы и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими обучающимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.

Мои задачи в этом направлении следующие:

  1. эффективное обучение одарённого ребёнка, не удаляя его из круга одноклассников;
  2. изменение содержания образования в сторону углубления;
  3. подбор продуктивных форм и методов обучения при подготовке различного уровня конкурсам, олимпиадам, соревнованиям.

Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

Используя дифференцированный подход на уроке, я предлагаю таким детям творческие задания, быть консультантами, готовить и выступать с дополнительной информацией, решать задания повышенного уровня, быть организатором учебного действия и т.д.

Такие дети с удовольствием участвуют в предметных олимпиадах (в течение учебного года проводится 4-8 школьных олимпиад по различным учебным предметам, а также онлайн–олимпиады), интеллектуальном марафоне, различных конкурсах и викторинах, играх, проектах, выполняют индивидуальные творческие задания.

Как классный руководитель, при выстраивании воспитательного процесса учитываю 2 типа мотивации: социальную (формирование адекватной самооценки обучающегося; поднятие авторитета среди сверстников) и содержательную (умение применить знания, умения, навыки в нестандартной или творческой ситуации).

Особым образом выстраивается работа с родителями таких детей. Это психолого-педагогическое сопровождение, родительские собрания совместно с детьми, совместное участие родителей и детей в конкурсных мероприятиях, мастер-классах.

Учебный год

Мероприятие

Результат

2019-2020

Международный интеллектуальный конкурс «Классики»

Богдан Б.- 2 место

Молодёжный чемпионат «Старт»

Богдан Б.-2 место

Международный конкурс «Русский медвежонок»

Полина О.-2 место

Международный математический конкурс
«Кенгуру»

Иван Г.-3 место

«Почемучка»

Роман К.-сертификат

II Международный конкурс «Я открываю космос»

Данил С. -1 место

Международный творческий конкурс «Осень золотая»

Никита А.-сертификат

Региональная олимпиада «Рысёнок»

Данил С -1 место

Региональный конкурс «Енот»

Роман К.-сертификат

Краевой конкурс учебно-исследовательских работ «Муравьишка»

Марина М., Варвара Р. -Сертификат

Муниципальный конкурс проектных и исследовательских работ «Узнайки и Умейки»

Марина М., Варвара Р. -3 место

«Снимаем видео о профессии»

Богдан. Б. -1 место

Поэтический конкурс «Осень с книгой: читаем и снимаем видео»

Роман К., Данил С.- 3 место

Конкурс «Художественное слово» в рамках краевого XIV фестиваля искусств детей и юношества им. Д.Б. Кабалевского «Наш Пермский край»

Алексей Б.-3 место

« Читаем стихи о Великой Отечественной войне»

Богдан Б.-1 место

Уровень ОУ:
Ученик года

Светлана Т.1место, Полина О.-сертификат

Креатив-бой

Данил С, Валерий Б. -1 место

Яндекс.Учебник («Культурный марафон»)

Дипломы, грамоты

ЯКласс

Дипломы, грамоты

Учи.ру (онлайн олимпиада «Я люблю математику»…)

Дипломы, грамоты

Олимпиада по русскому языку

Полина О., Святослав Д.-1, 2 место

Олимпиада по математике

Иван Г.-3 место

Олимпиада по литературному чтению

Яна К, Анна Д. -1,1 место

Олимпиада по окружающему миру

Варвара Р., Данил С.-1, 2 место

Конкурс проектов и исследовательских работ

Вячеслав К., Кирилл П.-1 место

«Новогодняя юбилейная пятёрка»

Класс-победитель

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать.

Участник –Данил С.

Учебный год

Региональная олимпиада «Рысёнок» (три тура)

Результат

2018-2019

I тур
II тур
III тур

Сертификат
2 место в ОУ
1 место в ОУ

2019-2020

I тур
II тур
III тур

1 место в ОУ
1 место в районе
1 место в районе

Участник – Светлана Т.

Учебный год

Ученик года

Результат

2017-2018

Сертификат

2018-2019

Победитель

Участник – Алексей Б.

Учебный год

Конкурс стихов

Результат

2016-2017

Районный конкурс художественного слова «В начале было слово…»

Сертификат

2018-2019

Школьный конкурс художественного слова
Районный конкурс художественного слова, в рамках плана мероприятий, посвященных 100-летию системы образования в России

1 место
2 место

2019-2020

Конкурс «Художественное слово» в рамках краевого XIV фестиваля искусств детей и юношества им. Д.Б. Кабалевского «Наш Пермский край»

3 место

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией, другими организациями и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».