В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А.Сухомлинский
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. На уроках методы и формы работы с одаренными обучающимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми обучающимися школы и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими обучающимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.
Мои задачи в этом направлении следующие:
- эффективное обучение одарённого ребёнка, не удаляя его из круга одноклассников;
- изменение содержания образования в сторону углубления;
- подбор продуктивных форм и методов обучения при подготовке различного уровня конкурсам, олимпиадам, соревнованиям.
Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.
Используя дифференцированный подход на уроке, я предлагаю таким детям творческие задания, быть консультантами, готовить и выступать с дополнительной информацией, решать задания повышенного уровня, быть организатором учебного действия и т.д.
Такие дети с удовольствием участвуют в предметных олимпиадах (в течение учебного года проводится 4-8 школьных олимпиад по различным учебным предметам, а также онлайн–олимпиады), интеллектуальном марафоне, различных конкурсах и викторинах, играх, проектах, выполняют индивидуальные творческие задания.
Как классный руководитель, при выстраивании воспитательного процесса учитываю 2 типа мотивации: социальную (формирование адекватной самооценки обучающегося; поднятие авторитета среди сверстников) и содержательную (умение применить знания, умения, навыки в нестандартной или творческой ситуации).
Особым образом выстраивается работа с родителями таких детей. Это психолого-педагогическое сопровождение, родительские собрания совместно с детьми, совместное участие родителей и детей в конкурсных мероприятиях, мастер-классах.
Учебный год |
Мероприятие |
Результат |
2019-2020 |
Международный интеллектуальный конкурс «Классики» |
Богдан Б.- 2 место |
Молодёжный чемпионат «Старт» |
Богдан Б.-2 место |
|
Международный конкурс «Русский медвежонок» |
Полина О.-2 место |
|
Международный математический конкурс |
Иван Г.-3 место |
|
«Почемучка» |
Роман К.-сертификат |
|
II Международный конкурс «Я открываю космос» |
Данил С. -1 место |
|
Международный творческий конкурс «Осень золотая» |
Никита А.-сертификат |
|
Региональная олимпиада «Рысёнок» |
Данил С -1 место |
|
Региональный конкурс «Енот» |
Роман К.-сертификат |
|
Краевой конкурс учебно-исследовательских работ «Муравьишка» |
Марина М., Варвара Р. -Сертификат |
|
Муниципальный конкурс проектных и исследовательских работ «Узнайки и Умейки» |
Марина М., Варвара Р. -3 место |
|
«Снимаем видео о профессии» |
Богдан. Б. -1 место |
|
Поэтический конкурс «Осень с книгой: читаем и снимаем видео» |
Роман К., Данил С.- 3 место |
|
Конкурс «Художественное слово» в рамках краевого XIV фестиваля искусств детей и юношества им. Д.Б. Кабалевского «Наш Пермский край» |
Алексей Б.-3 место |
|
« Читаем стихи о Великой Отечественной войне» |
Богдан Б.-1 место |
|
Уровень ОУ: |
Светлана Т.1место, Полина О.-сертификат |
|
Креатив-бой |
Данил С, Валерий Б. -1 место |
|
Яндекс.Учебник («Культурный марафон») |
Дипломы, грамоты |
|
ЯКласс |
Дипломы, грамоты |
|
Учи.ру (онлайн олимпиада «Я люблю математику»…) |
Дипломы, грамоты |
|
Олимпиада по русскому языку |
Полина О., Святослав Д.-1, 2 место |
|
Олимпиада по математике |
Иван Г.-3 место |
|
Олимпиада по литературному чтению |
Яна К, Анна Д. -1,1 место |
|
Олимпиада по окружающему миру |
Варвара Р., Данил С.-1, 2 место |
|
Конкурс проектов и исследовательских работ |
Вячеслав К., Кирилл П.-1 место |
|
«Новогодняя юбилейная пятёрка» |
Класс-победитель |
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать.
Участник –Данил С.
Учебный год | Региональная олимпиада «Рысёнок» (три тура) |
Результат |
2018-2019 |
I тур |
Сертификат |
2019-2020 |
I тур |
1 место в ОУ |
Участник – Светлана Т.
Учебный год | Ученик года |
Результат |
2017-2018 |
Сертификат |
|
2018-2019 |
Победитель |
Участник – Алексей Б.
Учебный год | Конкурс стихов |
Результат |
2016-2017 |
Районный конкурс художественного слова «В начале было слово…» |
Сертификат |
2018-2019 |
Школьный конкурс художественного слова |
1 место |
2019-2020 |
Конкурс «Художественное слово» в рамках краевого XIV фестиваля искусств детей и юношества им. Д.Б. Кабалевского «Наш Пермский край» |
3 место |
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией, другими организациями и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».