Предмет: Астрономия.
Продолжительность занятия - 40 минут.
Класс - 10.
Учебник: Чаругин В. М. «Астрономия 10–11 классы.» (Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. Просвещение-2018).
Авторский медиапродукт: презентация «Современные проблемы астрономии», 14 слайдов (среда POWERPOINT).
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цели урока:
- Деятельностная: учить детей новым способам нахождения знания (составление кейсов), ввести новые понятия, термины (Нейтринная и гравитационная астрономия, черная энергия, расширение рентгеновская астрономия, гамма-астрономия, астрономия фотонов сверхвысокой энергии Вселенной).
- Содержательная: сформировать систему новых понятий.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация.
Метод обучения: кейс-стади.
Структура и содержание урока
1. Мотивационный этап
Вступление учителя:
1. В книге В.В.Парфирьева «Астрономия» автор пишет: «…Никогда не будут осуществлены и межзвездные путешествия. Они требуют таких невероятных затрат энергии, что человечество никогда не сможет пойти на них. Да и время, которое понадобится для полета к звезде, в котором можно поставить сколь-нибудь интересные научные задачи, исчисляется столетиями…».
2. Известно высказывание К.Э.Циолковского: «…Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство…». [4]
Сформулируйте свое мнение относительно приведенных высказываний (Обучающиеся на данном этапе говорят о причинах изучения Вселенной и трудностях науки).
2. Актуализация знаний
Учитель демонстрирует слайды презентации по теме «Современные проблемы астрономии» (Приложение). Цель и задачи данного этапа: Обозначение темы урока, осознание и формулировка цели занятия, определение проблемы.
3. Выявление затруднения, поиск путей решения проблемы
В беседе с обучающимися рассматриваются следующие вопросы:
1. Какие проблемы описываются в данной презентации?
2. Какая основная линия прослеживается в материале?
3. Какую форму выберем для обсуждения? Учитель подводит учеников к определению границ знания и незнания. Получаем алгоритм дальнейшей работы на уроке. Разборка задания для учащихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса.
4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения
Сообщение темы и цели занятия. Сформулирована учебная задача. Учебная ситуация: Создание кейса с описанием одной из выявленных проблем при обсуждении. Тема урока: «Пять нерешенных проблем астрономии».
Цель для учащихся: Осознание основных проблем науки астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира.
Задачи:
- Найти материал в учебнике или в другом источнике по выбранной проблеме.
- Сформулировать в виде тезисов и подготовить выступление от группы.
- Обсудить основные тезисы и сделать выводы.
В ходе обсуждения выявились 5 проблем:
- Одиноки ли мы во Вселенной?
- Как эволюционируют галактики?
- Распространены ли сходные с Землей планеты?
- Каков возраст Вселенной?
- Есть ли черная материя?
Разделение на команды: по первым буквам фамилий обучающихся:1 группа-А-Г; 2 группа-Д-К и т.д.
5. Главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания
Работа в группах: учащиеся обсуждают и отвечают на предложенные вопросы письменно на формате А3 (продолжительность – 10 мин.). Группа выбирает 1 или 2 проблемы. Далее по примерному плану коллективное решение проблемы.
План:
- Название проблемы.
- Основные достижения и причины, влияющие на решение проблем.
- Пути решения проблемы. Создается кейс решения вопроса.
Идет самостоятельная работа с использованием полученных знаний. Спикеры групп отстаивают мнение группы у доски. Проводится коллективное обсуждение изученного материала. Заслушиваются выступления представителей от каждой группы.
6. Рефлексия
Цель этапа: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Задачи:
- установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
- организовать рефлексию и самооценку учащихся;
- проанализировать и оценить успешность достижения цели [2].
Обобщающее выступление (анализ ситуации) учителя.
Учитель: Для решения этих и многих других проблем астрономии необходимы, прежде всего, новые наблюдения во всем диапазоне электромагнитного спектра. Главная задача астрономов - создание все более совершенных приборов для наблюдения за космическими объектами или для непосредственного их изучения в Солнечной системе. Космос - это чертовски большая штука, которая может быть бесконечной или циклической. Ученые до сих пор этого не знают, но постоянно выдвигают разные теории. С тех пор как люди узнали, что звезды не прикреплены к небесной тверди, а на самом деле являются светом далеких светил, и что за ними находятся необъятные просторы космоса, жажда открытий заиграла с удвоенной силой. До конца не открыв и не исследовав Землю, мы тянемся к далеким экзопланетам и двойникам Солнца, странным квазарам и еще более странным черным дырам. Неутомимый ум человека пытается решить все загадки космоса и вместе с их решением сталкивается с еще большим числом загадок и вопросов, которые еще ждут своего часа. Но мы верим, что однажды все загадки космоса будут решены. Хотя это вряд ли. Или нет? [1]
Далее учитель предлагает обмен мнениями по содержанию и этапам урока. Обучающиеся делятся мнением о своей работе на уроке. Учитель благодарит учеников за урок.
Приложение № 1
- Презентация «Современные проблемы астрономии»
https://metodist.site/sovremennye-problemy-astronomii-astronomija-10-klass/
Список литературы
- https://studwood.ru/615977/prochie_distsipliny/problemy_sovremennoy_astron
- https://multiurok.ru/blog/obobshchionnaia-struktura-uroka-izuchieniia-novogho-s-tsieliami-i-zadachami-kazhdogho-etapa-uroka.html
- Г.Л.Багиев, В.Н. Наумов «Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода».
- М.А.Кунаш «Современные формы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся по астрономии. Методические рекомендации.»