Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее интересным и сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.
Основная функция воображения – преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций, пережитых впечатлений. Однако, по мнению Л.С.Выготского, обладая от природы богатым и свободным воображением, ребенок младше 5 лет не способен оперировать им конструктивно, только примерно с 6-го года жизни воображение дошкольника постепенно приобретает все более активный и созидательный характер, «превращаясь из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, в творческое».
Существенно, что такая трансформация определяется не только возрастом ребенка, но развитием психических предпосылок: произвольностью и образностью памяти, логикой и понятийностью мышления, управляемостью воображением, уровнем развития речи и другими предпосылками.
При развитии у старших дошкольников творческого воображения важно, чтобы оно не превращалось в пустое фантазирование, которое в психологии рассматривают как отрицательное качество, поэтому, придумывая с ребенком истории, у него при необходимости следует спрашивать: «Могло ли такое произойти в жизни?»
Необходимо формировать критичное мышление. Если ребенок теряет сюжетную нить, полезно тактично остановить его, а затем предложить свои варианты развития событий.
Современного ребенка трудно заинтересовать картинками со стандартным сюжетом. Сегодняшние дети привыкли к сильным впечатлениям от красочных игрушек, ярких и динамичных мультфильмов. Словесное творчество лучше всего проявляется под влиянием или в процессе эмоционального всплеска. Для создания такого всплеска эмоций педагогами успешно используются картины с проблемным сюжетом.
На картине «Музыкальное занятие» отражена конфликтная ситуация – мальчик мешает вести музыкальное занятие. Из психологии известно, что разрешение противоречий, а также поиск путей к их разрешению – самый надежный стимул творческого мышления. Анализируя содержание картины, необходимо побуждать ребенка к рассуждению, постепенно подводить к решению проблемы.
- Как слушают музыку дети, изображенные на картине?
- Почему один из мальчиков закрыл глаза?
- Какую музыку, серьезную или легкую, играет женщина, изображенная на картине?
- Какую музыку слушает мальчик, сидящий справа? Почему ты так думаешь?
- Что прикреплено к поясу мальчика? Что надето на его голове?
- Понравится поведение мальчика с плеером музыкальному руководителю?
Практический материал для работы в этом направлении представлен в пособиях Ткаченко Т.А., Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск 1,2,3, Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
Все или почти все картинки и рассказы из этих пособий можно «привязать» к лексической теме недели и использовать их в качестве дополнительного материала в домашних условиях.
Навык творческого рассказывания у старших дошкольников чрезвычайно важен. На нем будут строится ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание изложений и сочинений.
Желаю интересной и продуктивной деятельности!
Источники